Том 2, № 2 (2017)
- Год: 2017
- Статей: 12
- URL: https://filvestnik.nvsu.ru/2500-1795/issue/view/4527
Весь выпуск
Статьи
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ В «РУССКОЙ ГРАММАТИКЕ» А.Х. ВОСТОКОВА
Аннотация
Проблема адекватного установления границ частей речи представляет интерес не только для теории языка, но и имеет непосредственный выход в практику написания грамматик нового типа и, соответственно, новых учебных пособий по русскому языку. Важные предпосылки для решения этой проблемы содержатся в работах многих известных зарубежных и отечественных лингвистов, в том числе и тех, кто занимался вопросами истории языка. В настоящее время появляются работы, в которых для решения данной проблемы предлагается когнитивный подход. Целью настоящей работы является описание раздела «Имя прилагательное» в «Русской грамматике» А.Х. Востокова в сравнении со способом представления аналогичного материала в современных грамматиках русского языка. Современные тексты строятся примерно по одному и тому же плану: 1) имя прилагательное как часть речи; 2) лексико-грамматические группы имен прилагательных; 3) конкретные лексико-грамматические разряды; 4) грамматические разряды имен прилагательных; 5) образование краткой формы имен прилагательных; 6) образование степеней сравнения; 7) типы склонения имен прилагательных. Это обязательный набор пунктов, общий для всех современных грамматик. Наша задача - установить, как отвечает на эти вопросы А.Х. Востоков. В процессе описания выяснилось, что А.Х. Востоков опирается на античное противопоставление имени и глагола. Главной характеристикой имени является его способность к склонению, поэтому в состав прилагательных А.Х. Востоков включил качественные и притяжательные прилагательные, количественные и «порядочные» числительные, местоимения-прилагательные и причастия. Был установлен факт, что лексико-грамматические разряды слов, включенные А.Х. Востоковым в состав имени прилагательного, за исключением причастия, те же самые, что в современных академических грамматиках русского языка.
Нижневартовский филологический вестник. 2017;2(2):3-18



ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ДОМИНАНТЫ РАННЕЙ ЛИРИКИ ВЛАДИМИРА МАЯКОВСКОГО
Аннотация
В статье осуществлен анализ ранней лирики Владимира Маяковского с позиций контакта автора и читателя. С помощью структурной, герменевтической и рецептивной методологической базы доказывается, что раннее лирическое наследие Маяковского обладает особой сюжетной организацией, особым поэтическим языком, специфическими доминантами эстетического. Языковая игра, трансформация литературной формы, авторские акценты формируют смысловое поле текста. Любая интерпретация художественного произведения движется по законам и принципам естественного языка. Лирический текст, в сравнении с прозаическим, наиболее сложно закодирован. Лирический текст многолик и неординарен, иерархически упорядочен и интенционален, это позволяет идентифицировать его аккумулятивной матрицей. Сутью анализа в данном случае становится не столько буквальное понимание сказанного автором, сколько проекция к еще только подразумеваемому. Художественное слово в поэзии весомее и крупнее, чем в общеязыковом употреблении. Анализ особенностей авторского поэтического словаря, стиля дает возможность верифицировать контуры того, что является точкой зрения поэта или поэтическим смыслом литературного произведения. Индивидуально-авторский стиль исследуется на примере стихотворения «Хорошее отношение к лошадям». Поэтический текст компилирует как номинацию реального, настоящего, языкового, так и метафорику общебытийного, символического, знакового. В работе отмечается своеобразие стиля В. Маяковского, точность взгляда поэта на явления действительности, определяются его мировоззренческие координаты. Выводы касаются того, что авторский текстовый блок Владимира Маяковского есть форма перехода от классической культуры к футуристической культуре, новой, нарождающейся форме претворения смысла. Данный вывод, на наш взгляд, говорит о непрекращающемся процессе литературной и эстетической динамики.
Нижневартовский филологический вестник. 2017;2(2):18-24



ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ СОБСТВЕННОГО С ПОЗИЦИЙ КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ
Аннотация
В статье рассматриваются основные подходы к анализу природы значения имени собственного; выявляются особенности языкового и речевого значения онима с точки зрения когнитивной лингвистики; предпринимается попытка определения ментального основания выделения собственных имен в отдельный класс слов. Опираясь на труд Е.С. Кубряковой о частях речи с позиций когнитивной науки, автор считает ментальным основанием выделения имен собственных как отдельного класса слов в языке, или самостоятельной части речи, наличие в сознании человека важной концептуальной характеристики ЕДИНИЧНЫЙ, или ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ.Основываясь на мнениях ученых-лингвистов, автор приходит к выводу о том, что имя собственное имеет как речевое, так и языковое значение. Речевое значение имени собственного заключено в индивидуальном комплексе знаний о предмете, а также в прагматических установках участников акта речи, что в совокупности закладывает в смысл слова оценочность и интерпретацию объекта именования. Особенность языкового значения имени собственного заключается в том, что оно базируется на понятии родового определяемого слова. Автор приводит примеры словарных дефиниций собственных имён, содержащих достаточную информацию для понимания слова и введения его в речь. Языковое и речевое значения имени собственного, а также его экстралингвистические характеристики образуют ономастический концепт, который является объектом исследования в научных работах по когнитивной ономастике.
Нижневартовский филологический вестник. 2017;2(2):24-31



ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ ОСВЕЩЕНИИ
Аннотация
В статье представлен обзор научных трудов последних двух десятилетий, в которых с лингвистической точки зрения освещаются разные аспекты институциональных трудовых (профессиональных) отношений. Целью статьи является решение вопросов о том, какие объекты из сферы институциональных отношений попадают в поле зрения современной лингвистики, какая проблематика при этом формируется и какого рода методология используется. Обзор структурируется в соответствии с двумя основными составляющими института труда: трудовые ресурсы и организация труда. Автором отмечается, что в области трудовых ресурсов объектом изучения преимущественно становятся профессиональный социолект (его структура, функциональная специфика его единиц, разница в составе и функционировании социолектов разных профессий); профессиональная коммуникация (жанровый состав речи, стратегии и тактики речевого поведения, социокультурная специфика видения мира представителей различных профессий); субъект труда как объект номинации и концептуализации. В аспекте организации труда приоритетным направлением лингвистических исследований можно считать выявление идеологических установок, регулирующих поведение и взаимодействие основных субъектов социально-трудовых отношений. Предметная область социально-трудовых отношений исследуется лингвистами с точки зрения синхронии инструментами традиционной лексикологии, ономасиологии, речеведения, когнитивной лингвистики, лингвокультурологии, лингвоперсонологии при помощи как описательного, так и сопоставительного метода.
Нижневартовский филологический вестник. 2017;2(2):31-37



ЯЗЫКОВАЯ ИГРА В ОНЛАЙН-ИГРЕ «ГОДВИЛЛЬ»
Аннотация
Язык является неотъемлемым элементом каждого носителя речевой культуры. Речь человека определяется как правильная, если он знает и учитывает в своей коммуникации нормы орфоэпии, словообразования, морфологии, синтаксиса. Однако этого мало. Человек достигает высшего уровня речевой культуры, если располагает связной и правильной речью. Это значит, что он не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается. Также очень важны для речевого взаимодействия коммуникативные качества речи, такие как точность, логичность, ясность, чистота, содержательность, богатство и выразительность. Последнее из названных коммуникативных качеств речи достигается и с помощью введения в текст высказывания языковой игры. Актуальность данной статьи обусловлена недостаточной разработанностью темы языковой игры в пространстве всемирной сети Интернет. Языковая игра определяется как игра слов, один из способов создания комического, способ, в котором закодировано вербальное послание. Языковая игра позволяет значительно расширить творческий потенциал языка на всех его уровнях: фонетическом, лексическом, словообразовательном и других. Сравнительный анализ позволяет изучить и систематизировать примеры проявления языковой игры в одной из распространенных браузерных многопользовательских игр в сети Интернет «Годвилль». Целью данной работы является определение видов и приемов языковой игры в текстовом пространстве конкретного онлайн-проекта.
Нижневартовский филологический вестник. 2017;2(2):37-41



СКАЗКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ СО ВЗРОСЛЫМИ (НА МАТЕРИАЛЕ «СКАЗОК ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗРЯДНОГО ВОЗРАСТА» М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА И «СКАЗОЧЕК НЕ СОВСЕМ ДЛЯ ДЕТЕЙ» Л.Н. АНДРЕЕВА)
Аннотация
Актуальность и новизна комплексной сказкотерапии заключается в стремлении к объединению многих методических, педагогических, психотерапевтических приемов в едином сказочном контексте и адаптации их к психике человека. Необходимо подчеркнуть, что метод сказкотерапии применяется в совокупности с другими методами и приемами учебно-воспитательной работы. Причем применение такой методики не имеет возрастных ограничений и позволяет повлиять как на ребенка, так и на взрослого человека. Цель настоящей статьи - обосновать возможность активизации во взрослом человеке творческого, созидающего начала, раскрытия глубин его внутреннего мира, развития самосознания индивидуума посредством «сказкотерапии» (построенной на материале сказок для взрослых, а именно: «Сказок для детей изрядного возраста» М.Е. Салтыкова-Щедрина и «Сказочек не совсем для детей» Л.Н. Андреева). Задачи статьи: охарактеризовать возможность применения сказок для взрослых как одного из видов здоровьесберегающих технологий; обосновать возможность использования сказкотерапии для создания благоприятной психологической атмосферы (например, в педагогическом коллективе), обогащения эмоционально-чувственной сферы человека; определить возможность развития и «привития» художественной культуры через интегративные образовательные области посредством сказок для взрослых М.Е. Салтыкова-Щедрина и Л.Н. Андреева. Гипотеза, выдвигаемая в статье: если психологически воздействовать на взрослого человека посредством такого метода как сказкотерапия, это может привести к обогащению его эмоционально-чувственной сферы, активизации творческого, созидающего начала, раскрытию глубин его внутреннего мира, развитию самосознания, что повлечет за собой создание благоприятной психологической атмосферы в коллективе.
Нижневартовский филологический вестник. 2017;2(2):41-46



УРБАНИЗМ И ПРОБЛЕМА ЦИВИЛИЗАЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ В. МАЯКОВСКОГО
Аннотация
Настоящая статья исходит из того, что проблемы урбанизма и цивилизации в творчестве В. Маяковского существуют как определяющие. Увлечение урбанистической тематикой пришло к Маяковскому с увлечением футуризмом. Характерной для российских художников и поэтов-футуристов явилась эстетизация техники и урбанистической культуры. Исходной точкой технических исканий футуристов стала динамика, стремительный темп современной жизни и современного города. Другой причиной урбанистических предпочтений футуристов явилась полемика с принципами символистов и акмеистов. Эстетизму поэзии символистов и акмеистов футуристы противопоставили демонстративную деэстетизацию. В их произведениях приоритет отдавался реальности, до того не затронутой или мало затронутой в художественном творчестве. Поэтический интерес вызывали предметы, лишь недавно внедренные в обиход; в основном это была материальная культура города, что и вылилось в урбанизм. В творчестве футуристов отразилась динамика, огромный размах и титаническая мощь современного индустриального города с его, выражаясь словами Маяковского, «шумами, шумиками, шумищами», светящимися огнями заводов, уличной суматохой, ресторанами, толпами движущихся масс. В. Маяковский в период пребывания «истинным» футуристом (скоро он перестает быть футуристом в изначальном смысле этого слова) вырабатывает своеобразный плакатно-гиперболический стиль, выкрикивающий короткий стих, «рваные строки», удачно найденные для передачи ритма современного города. Однако скоро социальная тематика начинает вытеснять самоценные до того кубистские урбанистические пейзажи, а если элементы кубизма и сохраняются в стихах Маяковского, то они приобретают социальную функцию. Восприятие города глазами выражающего страдания его людей-«пленников» лирического героя сообщает городскому пейзажу дооктябрьского Маяковского апокалипсические черты. Цивилизация же современного города для послеоктябрьского Маяковского явилась воплощением его сокровеннейшей дооктябрьской мечты - мечты футуристов о приближении будущего к настоящему, ее материальным воплощением.
Нижневартовский филологический вестник. 2017;2(2):47-57



АД И РАЙ В ХРИСТИАНСТВЕ И МИФОЛОГИИ ХАНТЫ И МАНСИ
Аннотация
В статье рассматриваются понятия Ада и Рая с точки зрения миропонимания обских угров и христиан. В данном исследовании не ставится задача рассмотреть Рай и Ад с точки зрения людей верующих и богословов, а лишь предпринимается попытка зафиксировать их общность и отличия с точки зрения миропонимания обских угров и христиан. Однако авторы противопоставляют неравнозначные понятия. Обские угры - это народы ханты и манси, территориально проживающие в Западной Сибири, а христиане - это люди, верующие в идею существования Христа. Сейчас многие обские угры являются христианами. Христианизация коренного населения Югры проходила достаточно сложно, так как народы не желали менять свою веру. Анализируя различные аспекты религиозной культуры народов ханты и манси, можно прийти к выводу, что христианские догмы все-таки были чужды аборигенам Сибири, языческие боги были понятнее и доступнее. В настоящее время наблюдается тенденция возвращения к истокам языческого мировоззрения. Утверждая равенство живых и неживых существ, язычество и сегодня живет в представлениях коренных обских этносов. Тем не менее, авторы попытаются разобраться в вопросах, связанных с пониманием загробного мира как такового, которые важны и для одних, и для других. Они обосновывают положения о том, что главное отличие в миропонимании народов ханты и манси от христианской традиции заключается в том, что у них нет понятия «смерти» как таковой, потому, возможно, нет и понятий Ада и Рая в привычном для нас понимании. Однако две веры, взаимодополняя друг друга, странным образом добрососедствуют в мировоззрении современных обских угров, несмотря на то, что имеют огромные историко-культурные различия.
Нижневартовский филологический вестник. 2017;2(2):58-63



ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТ КАК СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЗМА В РАННИХ ПОВЕСТЯХ А.И. КУПРИНА
Аннотация
В данной статье анализируются особенности использования А.И. Куприным художественных приемов при создании психологизма в ранних повестях, рассматривается особенность функционирования психологического и характерологического видов портрета, сравнивается портрет персонажа в жанрах ранней повести и рассказа, исследуется особенность портретной детали как одного из приемов создания психологизма в художественном произведении. Целью данного исследования является выявление особенностей функционирования литературного портрета как одного из способов выражения психологизма в ранних повестях А.И. Куприна. Достижение цели предполагало решение следующих задач: - определить актуальность изучаемой проблемы; - изучить существующие художественные приемы, определяющие психологизм художественного произведения; - проанализировать функционирование определенных видов литературного портрета персонажа в ранних повестях А. И. Куприна; - выявить особенности психологизма ранних повестей А.И. Куприна. Предмет исследования - литературный портрет персонажа. Объект исследования - ранние повести А.И. Куприна. В работе применялись следующие методы исследования: культурно-исторический, сравнительно-исторический и элементы системно-целостного анализа художественного произведения. Актуальность данного исследования заключается в недостаточной изученности литературного портрета персонажа как художественного приема при создании психологизма в ранних повестях А. И. Куприна. Результаты исследования позволили утверждать, что в раннем творчестве А.И. Куприн при создании психологизма в своих произведениях использует литературный портрет, а именно: психологический и характерологический, а также портретную деталь, уделяя минимальное значение портрету-описанию, хотя он чаще всего встречается в литературных произведениях. При сопоставлении портретов персонажей в произведениях разных жанров замечено незначительное внимание автора к использованию психологического портрета в жанре рассказа, но широкое использование его в жанре повести.
Нижневартовский филологический вестник. 2017;2(2):63-67



ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ К ТЕКСТОВОЙ ЧАСТИ ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация
Статья посвящена выявлению принципов результативной подготовки учащихся к тестовой части ОГЭ по русскому языку. Определены основные особенности научного текста, способствующие эффективному восприятию информации: компактность, деление на смысловые блоки, описание действий. Сформулированы принципы деятельности учителя, направленной на подготовку к тестам: компактное и доступное объяснение теории, создание алгоритмов к каждому тестовому заданию, пошаговая отработка отдельных тематических блоков в рамках одного тестового задания, использование дидактических материалов базы Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Представлен алгоритм, регламентирующий правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи, а также определение в предложении грамматической основы. Приводятся примеры реализации дидактического принципа доступности при объяснении теоретических аспектов школьного курса русского языка. Предложен образец оптимального использования в учебном процессе аутентичного дидактического материала, представленного в Открытом банке задания ОГЭ - ФИПИ и на сайте «Решу ЕГЭ/Сдам ГИА». В статью включены фрагменты словаря фразеологизмов и словаря синонимов. Прикладная направленность статьи будет интересна школьным учителям и репетиторам. Системный подход к подготовке к сдаче основного государственного экзамена по русскому языку не только обеспечивает высокие результаты, но и способствует развитию у учащихся языковых и речевых компетенций.
Нижневартовский филологический вестник. 2017;2(2):68-73



ПРОДУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, к ее структуре и условиям реализации. Выбор продуктивных технологий обучения, под которыми мы понимаем упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса, оказывает большое влияние на освоение содержания ФГОС и качество образования по предмету. Новая парадигма литературного образования определяет смену ориентиров деятельности обучающихся от запоминания к пониманию и интерпретации, поэтому так важно на уроке использовать продуктивные технологии, помогающие обучающимся не только ориентироваться в современном мире, но и овладевать навыками самостоятельного извлечения новых знаний. В работе представлена методологическая основа использования продуктивных технологий обучения на уроках литературы в рамках реализации ФГОС основного общего образования в целях повышения качества образования по предмету, проанализирована теория и практика диалогического взаимодействия на уроках литературы, обоснована психологическая целесообразность индивидуального педагогического опыта с целевой группой по использованию продуктивных технологий. Полученные результаты свидетельствуют, что внедрение продуктивных технологий на уроках литературы позволяет создать оптимальные условия для развития творческого мышления, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности каждого обучающегося, формирования у них исследовательских умений и навыков и повышает качество образования по предмету.
Нижневартовский филологический вестник. 2017;2(2):73-85





