THE INSTITUTIONAL LABOUR RELATIONS IN THE LINGUISTIC ILLUMINATION


Cite item

Full Text

Abstract

The article presents an overview of scientific works of the last two decades, which from a linguistic point of view highlights different aspects of institutional labour (professional) relations. The article aims to find answers to questions about what objects from the sphere of institutional relations come to the attention of modern linguistics, what's the issue with this is formed and what kind of methodology is used. The overview is structured in accordance with two main components of the institute of labour: labour resources and labour organisation. The author notes that in the field of human resources by linguists primarily covers professional sociolect (its structure and functional specificity of its units, the difference in the composition and functioning of the sociolects of different professions); professional communication (genre part of speech, strategies and tactics of verbal behavior, socio-cultural specificity of the communicative behavior of different professional groups); agent of the labour (as an object of nomination and conceptualization). In the aspect of work organization as a priority direction of linguistic research can be considered the identification of ideological governing the behaviour and interaction of the main subjects of social and labor relations. The subject area of labor relations are studied by linguists from the point of view of synchrony tools traditional lexicology, onomasiology, cognitive linguistics, cultural linguistics with descriptive and comparative methods.

Full Text

В ходе общественной практики реализация потребности в целенаправленной и созидательной деятельности приводит к формированию устойчивых норм, правил, процедур, линий поведения и взаимодействия основных субъектов социально-трудовых отношений: наёмных работников и работодателей, которые поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются обществом. С точки зрения социологии, данный процесс является частным случаем институционализации как процесса определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведения их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институциональные (профессиональные) трудовые отношения следует рассматривать через совокупность регулирующих правил и взаимосвязей между основными субъектами по поводу вопросов профессионального образования, трудоустройства, условий труда, распределения доходов, увольнения, выхода на пенсию. Принадлежность к сфере регулирования официальными органами, стандартизованность и устойчивость отличают данный тип от неинституциональных трудовых отношений, которые регулируются обычаем, не закрепляются документально и подвержены изменениям. Стоит отметить, что граница между двумя типами часто неочевидна, поскольку неинституциональные отношения лежат в основе любых институциональных образований. Так, например, максима традиционного общественного сознания о необходимости ответственно относиться к порученному делу, эксплицированная, в частности, в пословице Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно, имеет аналог в любой должностной инструкции: Работник несет ответственность за надлежащее и своевременное исполнение возложенных на него должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией. Функционирование института труда является важной частью социальной и культурной жизни, в связи с чем актуальными представляются вопросы о том, какие объекты из сферы институциональных социально-трудовых отношений попадают в поле зрения современной лингвистики, какая проблематика при этом формируется и какого рода методология используется. Структура обзора научных трудов по указанным вопросам определяется в соответствии с основными составляющими института труда: 1) трудовые ресурсы (человеческие ресурсы которые структурируются в зависимости от уровня образования, квалификации, профессии, статуса занятости и др.); 2) социальная организация труда (формы и методы осуществления трудового процесса, которые обеспечивают развитие и реализацию трудового потенциала работника, оптимизируют личностные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности, формируют удовлетворенность трудом) (Киселева 2011). 1. Языковой репрезентацией трудовой дифференциации общества выступает профессиональный социолект («подъязык», «подсистема языка»), изучаемый в современной науке с социолингвистической позиции. Связанная с исследованием социолекта проблематика включает в себя вопросы о его структуре (критерии разграничения, соотношение и взаимодействие терминов и некодифицированных единиц (профессионализмов)); о функциональной специфике структурных единиц социолектов; о разнице в составе и функционировании социолектов разных профессий. Круг филологов, проявляющих интерес к данным проблемам, обширен, в него входят Р.Х. Валиева (Валиева 2006), С.С. Польская (Польская 2011), М.А. Грачев (Грачев 2011), С.В. Лебедева (Лебедева 2011), В.М. Лейчик (Лейчик 2011) и др. Различные аспекты профессиональной коммуникации («дискурса», «языкового поведения») давно привлекают внимание лингвистов. Как правило, они рассматриваются в рамках речеведческого подхода. Это направление представлено трудами Е.В. Харченко (Харченко 2003), Е.И. Головановой (Голованова 2004), С.В. Мыскина (Мыскин 2015), Е.А. Пономаренко (Пономаренко 2014), М.И. Барсуковой (Барсукова 2007) и др. В большинстве работ подчеркивается социокультурная специфика видения мира, которая отражается в языковом сознании и коммуникативном поведении представителей различных профессиональных групп в рамках определенной корпоративной культуры. Помимо этого, предметом изучения выступают жанровый состав речи, стратегии и тактики речевого поведения, а также культура речи как условие эффективности профессионального общения. Самостоятельное направление научных поисков в области профессиональной коммуникации представляет собой когнитивное терминоведение, центральной проблемой которого является соотношение терминосистем и профессиональных подъязыков со стоящими за ними структурами специального знания. В центре внимания терминоведов находятся: исследование языковой личности в профессиональной сфере (структура, типология, способы репрезентации языковой личности, методология лексикографического описания, методика дискурсивного исследования); анализ профессионального знания (типы и виды, форматы хранения и их специфика, динамика взаимосвязи с развитием терминосистем); разработка целостной типологии профессиональных дискурсов, субдискурсов, жанров профессиональной коммуникации; межъязыковое заимствование в сфере языков профессиональной коммуникации. Особое место в сфере профессиональной коммуникации занимает субъект профессиональной деятельности. Наименования лиц по профессии и должности составляют объемную лексическую группу, которая в достаточно полном виде представлена в Словаре актуальных профессий, решающем следующие задачи: систематизация представления современных профессий, уточнение и прояснение характеристик целого ряда профессий, толкование актуальных видов деятельности (Голованова 2004). Следует отметить неоднозначность подхода к наименованиям деятеля. В отечественном языкознании работы о наименованиях лиц по профессиональному статусу касаются либо способов номинации данной группы слов, либо структурной классификации, либо лингвистических характеристик данных единиц в словарном составе русского языка тех или иных исторических эпох. В основном же наименования лиц по профессии затрагиваются при анализе названий лиц вообще, часто при словообразовательном анализе. Вопрос об изучении наименований лиц по профессии через призму единой ментальной (и соотносительной с ней языковой) категории профессионального деятеля, т.е. о рассмотрении их как системы имен, представляющих определенный фрагмент действительности в сознании человека на протяжении письменной истории одного языка, составляет содержание монографического исследования Е.И. Головановой (Голованова 2008). Используя методологию когнитивной лингвистики, автор выявляет основные структуры знания, которые определяют концептуальное содержание данной категории, в том числе и в динамическом аспекте. В изучении наименований профессий возможен также сопоставительный аспект, предполагающий сравнение лексики разных языков. Сам термин «профессия» становится объектом концептуального анализа в диссертационном исследовании А.А. Огановой (Оганова 2015). Внимание исследователей привлекают также отдельные концепты имен деятелей, функционирующие в профессиональных дискурсах. При помощи методик когнитивной лингвистики и лингвокультурологии характеризуются понятийная, образная и ценностная составляющие концептов. Исследовательская ниша, связанная с изучением этого участка концептосферы русского языка, в настоящее время представлена работами, посвященными концептам учителя/учительницы (Арнаутова 2011; Смыслова 2007; Заречнева 2009; Попова 2012), предпринимателя (Иванова 2008), политика (Белкина 2004), писателя (Дячук 2005), врача/медика (Залялова 2007; Болокова 2009), милиционера (Залялова 2007). Специфическим классом слов в силу своей открытости является лексика концептуального поля «трудовые ресурсы», исследуемая в работе М.А. Костьевой в сопоставительном аспекте (Костьева 2008). Как особое, метапрофессиональное образование рассматривается концепт «услуга» в исследовании М.В. Прищепенко, одной из задач которого является сравнительный анализ репрезентации концепта в обиходном и институциональном типах общения (Прищепенко 2006). В исследованиях стереотипных представлений о профессионально маркированном речевом поведении ключевым становится понятие «лингвокультурный типаж», пришедшее в современную лингвистику вместе с направлением лингвоперсонологии. Материалом для лингвокультурного моделирования становятся художественные или публицистические тексты, обыденный или институциональный дискурс. В качестве предмета анализа избираются понятийные, образные и оценочные характеристики типажа, особенности коммуникативного поведения избранного типажа (уровень речевой культуры, набор речевых стратегий и тактик), субъектное позиционирование данного типажа (различное оценочное осмысление этого типажа представителями определенных групп общества). На данный момент исследованы типажи представителей прежде всего социально-значимых профессий: врача (Щербаева 2010), учителя/учительницы (Попова 2012; Щербаева 2010), предпринимателя (Милехина 2006), а также межпрофессиональный типаж эксперта (Еремина 2016). На стыке когнитивной лингвистики и лингвокультурологии находится исследование языковых репрезентаций и критериев выделения когнитивного стиля современного делового человека (бизнесмена, предпринимателя, управленца, менеджера), выполненное Е.А. Погодаевой (Погодаева 2009) на материале текстов из деловой прессы. Основным методом реконструкции образа делового человека в работе становится выявление набора фреймов, представляющих модель сознания делового человека. 2. Основанием для организации труда служит господствующая в обществе в конкретный исторический период идеология (концепция) труда. Официальная система представлений о труде формируется через средства массовой информации и отражается в идеологической составляющей концепта труда. Лингвокультурологическому исследованию труда в статусе идеологемы посвящены работы Г.В. Токарева (Токарев 2003), Н.А. Купиной (Купина 2005), С.Ю. Данилова (Данилов 2003), О.И. Черновой (Чернова 2004), М.А. Ереминой (Еремина 2013), А.К. Тентимишовой (Тентимишова 2016), О.В. Борщевой (Борщева 2011). Н.А. Купина обращается к толкованиям единиц, связанных с обозначением труда в эпоху социализма: социалистическое соревнование, стахановец и др. (Купина 2005). С.Ю. Данилов, осуществляя лингвоидеологический анализ письменных работ десятиклассников на тему «Мой город», выявляет типовой сценарий смыслового развертывания идеологемы «труд» (Данилов 2003). Целью исследования О.И. Черновой является рассмотрение динамики идеологического содержания концепта «труд» в русском языке в период с 1933 по 2002 гг. (Чернова 2004). О семантических процессах деидеологизации труда в последнее десятилетие на материале современных публицистических текстов говорится также в статье М.А. Ереминой (Еремина 2013). В этом же ряду стоит научный труд Г.В. Токарева, в котором автор, используя культурно-семиотический подход, демонстрирует, что категория труда становится объектом нескольких дискурсов, в том числе и правового (Токарев 2003). В статье А.К. Тентимишовой рассматривается политический и идеологический слой концепта «труд», также анализируется языковая и когнитивная сторона широко распространенных в советское время крылатых выражений, призывающих к труду, объединению и обороне: Пролетарии всех стран, объединяйтесь! Будь готов к труду и обороне! (Тентимишова 2013). Частью идеологии труда являются эксплицированные в виде фразеологических единиц суждения о труде, высказанные от лица политических лидеров. Функционированию фразеологических единиц со значением «Наличие/отсутствие трудовой деятельности» в политическом дискурсе русских СМИ посвящена статья О.В. Борщевой (Борщева 2011). В ней отмечается, что субъектами труда могут выступать политические деятели, страны и народ. Наиболее частотными фразеологическими единицами являются люди труда, место работы, не у дел, общественный деятель, плоды труда, выйти в отставку, вырабатывать/выработать норму, план, Герой Социалистического Труда, делать дело. Таким образом, наиболее перспективными направлениями, связанными со сферой социально-трудовых отношений, в современной русистике, являются: 1) изучение субъекта труда как объекта номинации и концептуализации, носителя социолекта и участника профессиональной коммуникации; 2) выявление идеологических установок, регулирующих поведение и взаимодействие основных субъектов социально-трудовых отношений. Предметная область социально-трудовых отношений исследуется лингвистами с точки зрения синхронии инструментами традиционной лексикологии, ономасиологии, речеведения, когнитивной лингвистики, лингвокультурологии, лингвоперсонологии при помощи как описательного, так и сопоставительного метода. В заключение отметим, что представленное в статье исследовательское пространство можно расширить за счет разработки идеографии лексики социально-трудовых отношений. Идеографическое описание этого обширного, с учетом диалекта, лексического материала обладает несомненной актуальностью и новизной.
×

About the authors

M. A. Eremina

Ural State University of Railway Transport; Russian State Vocational Pedagogical University

candidate of philological sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages and Intercultural Communications; researcher

References

  1. Арнаутова О.А. 2011. Реализация ядра концептуального пространства «Учитель учение ученик» в русской лингвокультуре // Известия ЮФУ. Технические науки 10, 8-17.
  2. Барсукова М.И. 2007. Медицинский дискурс: стратегии и тактики речевого поведения врача: Дис.. канд. филол. наук. Саратов.
  3. Белкина О.Е. 2004. Русско-французская дискурсная практика (Реконструкция концепта «политик»): Дис.. канд. филол. наук. М.
  4. Болокова Н.К. 2009. Лингвокультурологический анализ концепта «врач/медик»: на материале русского и английского языков: Дис.. канд. филол. наук. Краснодар.
  5. Бондарчук М.Н., Колчанова А.В. 2007. Лингвокогнитивный анализ наименований профессионального деятеля в авиационной сфере // Голованова Е.И. (отв. ред.). Языки профессиональной коммуникации: Сб. статей участников Третьей международной научной конференции (Челябинск, 23-25 октября 2007 г.). Челябинск: Энциклопедия, 345-349.
  6. Борщева О.В. 2011. Отношение к труду в политическом дискурсе (на материале русской фразеологии) // Политическая лингвистика 4, 67-70.
  7. Валиева Р.Х. 2006. Универсальное и национально-специфическое в профессиональном подъязыке: Дис.. канд. филол. наук. Казань.
  8. Голованова Е.И. 2008. Категория профессионального деятеля: Формирование. Развитие. Статус в языке. М.: Элпис.
  9. Голованова Е.И. 2004. Словарь актуальных профессий. Челябинск: Челябинский гос. ун-т.
  10. Грачев М.А. 2011. К вопросу об изучении социолектизмов в профессиональном языке силовых структур // Вестник Челябинского гос. ун-та 24, 211-213.
  11. Данилов С.Ю. 2003. Очаги напряжения и конкуренция идеологем // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности. Екатеринбург: Уральский гос. ун-т, 507-525.
  12. Дячук Т.В. 2005. Концепт «писатель» в литературных воспоминаниях второй половины XIX - начала XX веков: Дис.. канд. филол. наук. СПб.
  13. Епимахова А.Ю. 2011. Когнитивно-коммуникативный подход к заимствованию в профессиональных сферах языка // Вестник Челябинского гос. ун-та 24, 137-139.
  14. Еремина М.А. 2016. Своеобразие лингвокультурного типажа «эксперт» в представлении телеведущей Э. Хромченко // Гуманитарные научные исследования 10 // http://human.snauka.ru/2016/10/17233 (2017. 11 нояб.).
  15. Еремина М.А. 2013. Представление концепта «труд» в публицистических текстах // Себелева А.А. (отв. ред.). Югра, Сибирь, Россия: политические, экономические, социокультурные аспекты прошлого и настоящего: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию высшего филологического образования в Ханты-Мансийском округе - Югре. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 77-74.
  16. Залялова Р.Р. 2007. Лингвокогнитивный аспект профессионального анекдота: Дис.. канд. филол. наук. Казань.
  17. Заречнева Е.Н. 2009. Социокультурный концепт «учитель»: когнитивно-дискурсивное исследование: Дис.. канд. филол. наук. Барнаул.
  18. Иванова М.М. 2008. Языковая объективация концепта «предприниматель» в русском языке Дис.. канд. филол. наук. Воронеж.
  19. Киселева В.А. 2011. Экономика труда: Учеб. пособие. Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ.
  20. Костьева М.А. 2008. Концепт «трудовые ресурсы» и его реализация в языке и культуре в сопоставительном освещении: на материале английского и русского языков: Дис.. канд. филол. наук. М.
  21. Купина Н.А. 2005. Тоталитарный язык: словарь и речевые реакции. Екатеринбург; Пермь: Западно-Уральский учебно-научный центр.
  22. Лебедева С.В. 2011. Проксонимы в языке профессии // Вестник Челябинского гос. ун-та 24, 26-28.
  23. Лейчик В.М. 2011. Профессиональная и непрофессиональная лексика в профессиональных и непрофессиональных LSP // Вестник Челябинского гос. ун-та 24, 29-32.
  24. Милехина Т.А. 2006. Российские предприниматели и их речь (образ, концепты, типы речевых структур): Автореф. дис. … д-ра филол. наук. Саратов.
  25. Мыскин С.В. 2015. Типология профессиональных коммуникативных ситуаций // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность 2, 40-56.
  26. Оганова А.А. 2015. Концепт «Профессия» в испанском и русском языковом сознании: Дис.. канд. филол. наук. Пятигорск.
  27. Польская С.С. 2011. Структура и функционирование профессионального социолекта: на материале английского языка: Дис.. канд. филол. наук. М.
  28. Пономаренко Е.А. 2014. Жанровая организация речевого общения врача и пациента: на материале художественных произведений писателей-врачей: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. Симферополь.
  29. Попова С.В. 2012. Лингвокультурный типаж «школьная учительница»: субъектное позиционирование: Дис.. канд. филол. наук. Астрахань.
  30. Погодаева Е.А. 2009. Репрезентация когнитивного стиля современного делового человека в текстах деловой прессы: Дис.. канд. филол. наук. Барнаул.
  31. Прищепенко М.В. 2006. Метапрофессиональный концепт «услуга» в обиходном и институциональном дискурсе (на материале английского языка): Дис.. канд. филол. наук. Волгоград.
  32. Смыслова С.Л. 2007. Концепт «учитель» в русском педагогическом дискурсе рубежа XIX-XX веков: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Тюмень.
  33. Чернова О.Е. 2004. Концепт «труд» как объект идеологизации: Дис.. канд. филол. наук. Екатеринбург.
  34. Тентимишова А.К. 2016. Политический и идеологический слой концепта «труд» в эпоху социализма // Кутаев Ш.К. (отв. ред.) Актуальные проблемы современной науки в 21 веке: Сб. материалов X международной научно-практической конференции. Махачкала: Апробация, 125-128.
  35. Токарев Г.В. 2003. Дискурсивные лики концепта. Тула: Изд-во ТГПУ.
  36. Харченко Е.В. 2003. Модели речевого поведения в профессиональном общении. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ.
  37. Щербаева А.А. 2010. Лингвокультурные типажи «учитель» и «врач»: общекультурные и индивидуально-авторские характеристики: на материале прозы А.П. Чехова: Дис.. канд. филол. наук. Краснодар.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Eremina M.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80962 от 30.04.2021 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies