THERAPY THROUGH THE FAIRY TALE IN WORK WITH ADULTS (ON MATERIAL «FAIRY TALE FOR CHILDREN OF THE EARLY AGE» M.E. SALTYKOV-SHCHEDRIN AND «FAIRY TALKS IS NOT AVAILABLE FOR CHILDREN» L.N. ANDREEV)
- Authors: Kultysheva O.M.1, Kulashkina R.A.2
-
Affiliations:
- Nizhnevartovsk State University
- Secondary School № 3
- Issue: Vol 2, No 2 (2017)
- Pages: 41-46
- Section: Articles
- URL: https://filvestnik.nvsu.ru/2500-1795/article/view/89136
- ID: 89136
Cite item
Full Text
Abstract
The urgency and novelty of complex fairy tale therapy consists in the desire to unite many methodological, pedagogical, and psychotherapeutic methods in a single fantastic context and to adapt them to the human psyche. It must be emphasized that the method of fairy-tale therapy is used in conjunction with other methods and methods of teaching and educational work. Moreover, the use of such a technique has no age limits and can affect both the child and the adult. The purpose of this article is to justify the possibility of activating in the adult person a creative, creative beginning, revealing the depths of his inner world, developing the individual's self-awareness through «fairy tale therapy» (built on the material of fairy tales for adults, namely: «Fairy tales for children of fair age» Saltykov-Shchedrin and «Fairy-talks not exactly for children» Andreev). The objectives of the article: describe the possibility of using fairy tales for adults as one of the types of health-saving technologies; to substantiate the possibility of using fairy-tale therapy to create a favorable psychological atmosphere (for example, in a pedagogical collective), enriching the emotional-sensory sphere of a person; to determine the possibility of developing and «inculcating» artistic culture through integrative educational fields through fairy tales for adults Saltykov-Shchedrin and Andreev. The hypothesis put forward in the article: if psychologically acting on an adult by means of such method as fairy-tale therapy, it can lead to enrichment of his emotional-sensory sphere, activation of creative, creative beginning, revealing the depths of his inner world, development of self-consciousness, which will entail the creation favorable psychological atmosphere in the team.
Full Text
Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями… Д. Родари Сказкотерапия - это один из методов психологического воздействия на человека, который способствует развитию личности и коррекции уже сформировавшихся сугубо индивидуальных проблем. Инструментом данного направления терапии являются сказки, в которых можно проследить определенный стиль поведения и варианты решения жизненных ситуаций со стороны. В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия - это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур (Зинкевич-Евстигнеева 2000: 12). «Лечение сказкой» необходимо, если у человека наблюдаются эмоционально-личностные и поведенческие проблемы: агрессивность, тревожность, страхи, застенчивость и неуверенность в себе. Сказкотерапию можно понимать и как один из видов здоровьесберегающих технологий. Сказка позволяет актуализировать, осознать свои проблемы и увидеть различные пути их решения. Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Издавна жизненный опыт передавался через образные истории. Однако опыт опыту рознь. Можно просто рассказать историю, которая недавно произошла. А можно не просто рассказать интересный сюжет, но и сделать определённый вывод, или задать вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни. Именно такие истории являются терапевтическими. И именно они являются основой сказкотерапии. Выделяют пять видов «терапевтических» сказок: · художественные сказки - народные и авторские; · дидактические сказки - создаются для подачи учебного материала; · психокоррекционные сказки - создаются для мягкого влияния на поведение человека; · психотерапевтические сказки - раскрывают глубинный смысл происходящих событий; · медитативные сказки - создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения (Соколов 2000: 7). Впервые услышав о сказкотерапии, большинство людей твердят, что они уже не дети и им это не нужно. Но сказки, как и мультфильмы, бывают разные. Сказкотерапия - это самостоятельное написание или обсуждение сказок других авторов (или народных) с целью избавления от проблем. Сказкотерапия для взрослых отличается от детской только степенью и характером трудностей, желаний и тревог. Одна и та же сказка помогает разным людям найти в ней частичку своей проблемы, подставить своих действующих лиц и найти пути решения ситуации. Однако в каждом конкретном случае сказка должна быть подобной тем жизненным обстоятельствам, которые она призвана помочь преодолеть. Преимущество сказкотерапии состоит в том, что она вмещает в себя множество необходимых технологий, начиная с диагностики, профилактики, развития индивидуальности и заканчивая коррекцией. Можно выделить такие направления и функции данной методики, как: 1. Сглаживание барьеров между терапевтом и клиентом. Позволяет быстро наладить контакт и настроиться на дальнейшую работу. 2. Анализ глубоко спрятанных в памяти проблем. Детские обиды, которые негативно отражаются на жизни человека, можно будет проследить в любимой сказке клиента или придуманной им самим. 3. Выход из сложных, неоднозначных жизненных ситуаций. На примерах героев сказок можно найти выход из любой неурядицы, ведь все рассказы несут в себе поучительный смысл. Вполне возможно, что кто-то уже переживал такие же проблемы и смог побороть их определенным образом. 4. Актуализация скрываемых клиентом личностных моментов. Даже если человек пытается скрыть от психолога-терапевта беспокоящие его проблемы, не считая их особо важными, сделать это не удастся, ведь подсознание все равно раскроет их в обсуждении или сочинении сказок. 5. Отображение внутреннего конфликта. Предоставляется возможность выявить противоречия в себе и через сказку поразмыслить над ними (Соколов 2000: 12). Рассмотрев направления и функции сказкотерапии, можно утверждать, что данный метод помогает побороть фобии, привить элементарные бытовые навыки и любовь к окружающей среде, развить фантазию и словарный запас, раскрыть индивидуальность, предостеречь от неприятностей, поднять самооценку, отделить добро от зла, научить преодолевать жизненные трудности. Познав суть сказкотерапии и научившись пользоваться ее технологиями, взрослые, порой под действием страха не найти выход из сложных жизненных ситуаций, обретают подсказки в обычных сказочных историях. На сегодняшний день сказкотерапия для взрослых стала популярной, ей все больше отдают предпочтение в диагностике и коррекции различных психологических состояний, в том числе и с целью создания благоприятной (дружественной) атмосферы в рабочем коллективе. Данный вид терапии можно применять в работе со взрослыми такими способами: · Обсуждение уже написанного сказочного произведения. Открывает новые грани возможностей индивидуума; человек объясняет содержание сказки согласно своим убеждениям, что раскрывает его сущность. · Написание сказки. Придумывать свое произведение можно вместе с человеком, проводящим сказкотерапию, который поможет выявить по содержанию сочиненной сказки проблемный аспект и избавиться от него. · Проигрывание сказки. При данном способе происходит переживание пугающей ситуации, что способствует выплескиванию внутренних эмоций наружу и, таким образом, избавлению от них. Главным аспектом применения сказокотерапии в работе со взрослыми является их осознание, которое предоставляет возможность принять свои душевные процессы и контролировать их. Выход в «волшебное пространство» позволяет порой все неурядицы и проблемы перенести на персонажей. Нередко человек, воспользовавшийся сказкотерапией, обретает цель в жизни. Очевидно, что более оправданным является применение сказкотерапии для взрослых на основе сказок, ориентированных на взрослого читателя. Своеобразие жанра «сказок для взрослых» заключается в отображении в сказках исторической действительности и ориентации на взрослого читателя. Основная коммуникативная цель сказок для взрослых - произвести на читателя определенное эстетическое воздействие, апеллировать к его эмоциональной и интеллектуальной сфере с целью нравственного очищения, создания негативного отношения к проявлению зла, чувства сопереживания добру в его вечной борьбе со злом. Поскольку сказка иллюстрирует проблемы общества и человека в нем, то дидактическая цель заключается в воздействии на интеллектуальную сферу адресата, стремлении автора сказки донести до читателя поучительный или познавательный смысл, преподнести урок. Взаимодействие в литературной сказке для взрослых иносказательного фантастического и мира современных бытовых реалий отвечает неоромантическому двоемирию: «сверхъестественное» формирует фон для происходящих событий: бытовое уживается с «аурой» таинственности, чудеса подвергаются бытовому комментарию, любая деталь может стать символом, осознаваемым только взрослым читателем. Материалом для применения сказкотерапии в работе со взрослыми могут быть, например, «Сказки для детей изрядного возраста» великого сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина, которые базируются на лучших традициях народно-поэтического творчества и предшествовавшей им русской и зарубежной литературы. В них отражены социально-политические проблемы, которые по сей день имеют большую актуальность. М.Е. Салтыков-Щедрин создал своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни. Сказки подвели итог 40-летней работе писателя и создавались в течение четырех лет: с 1882 по 1886 гг. В цикле «Сказок для детей изрядного возраста» содержится 32 произведения (М.Е. Салтыков-Щедрин в русской критике 1959: 76). Писатель сознательно создает «сказки для детей изрядного возраста», т.е. для взрослого читателя. «“Сказки для детей изрядного возраста” Салтыкова-Щедрина - итог творческого пути писателя, который привел на вершину горькой сатиры. И эту вершину еще никто не покорил... Его сказки не для детей. Но эти взрослые сказки должны прочитать дети, которые неизбежно станут взрослыми», - считает исследователь А.С. Бушмин (Бушмин 1984: 79). Салтыков-Щедрин обращается к жанру сказки с целью открыть взрослому читателю глаза на современную жизнь. Сказка по простоте своей формы была доступна любому, даже неискушенному читателю, и поэтому представляла опасность для властей. Недаром цензор Лебедев говорил: «Намерение г. С. издать некоторые свои сказки отдельными брошюрами более чем странно. То, что г. С. называет сказками, вовсе не соответствует своему названию; его сказки - это та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, более или менее направленная против общественного и политического нашего устройства» (Лебедев 1999: 94). Поскольку созданные Салтыковым-Щедриным сказки для взрослых иллюстрируют проблемы общества и человека в нем, то их дидактическая цель заключается в воздействии на интеллектуальную сферу адресата, в стремлении автора сказки донести до читателя поучительный или познавательный смысл, преподнести урок. Авторская позиция «заставляет» читателя действовать «от противного» (именно так реконструируется в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина авторский идеал). В качестве примера такой сказки, которая заключает в себе авторский идеал, реконструируемый «от противного», приведём сказку «Премудрый пискарь». Используя гоголевскую традицию изображения «маленького человека» (повесть «Шинель»), Щедрин рисует образ до смерти перепуганного обывателя, «остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит и все только распостылую жизнь свою бережет». Обыватель-пискарь считает основным смыслом жизни лозунг: «Выжить и щуке в хайло не попасть». Смысл щедринской аллегории, изображающей, конечно, не рыбу, а жалкого трусливого человечка, заключается в словах: «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари». В отличие от сатиры Гоголя, направленной на воспитание личности, ее преображение, сатира Щедрина беспощадно обличает и раскрывает все пороки и недостатки как в человеке, так и в обществе, поэтому его сатира носит социальный характер. Применяя на материале данной сказки метод сказкотерапии, можно предложить обсуждение данной сказки, показывая отрицательные стороны «маленького человека» - человека, не только занимающего невысокое социальное положение на социально-иерархической лестнице, но и имеющего невысокое мнение о себе самом, склонного к самоуничижению, - и тем самым побудить у взрослого человека стремление «выжать из себя раба». Написание новой концовки сказки - ещё один из способов сказкотерапии, который может быть применен по отношению к сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина. В этом смысле хорошо подойдет сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Взрослый человек может предположить, что, получив издевательскую благодарность от спасенных генералов (рюмку водки да пятак серебра), исполинский мужик может заявить о своих правах на практическую реализацию своей личности в социуме. А после обсуждения отрицательных героев сказки (двух тощих генералов) может быть предложено задание изобразить их карикатурно. «Сказочки не совсем для детей» (1907) Л.Н. Андреева также представляют собой сатирические произведения, в которых время от времени прослеживается мистический характер. Они направлены против пороков общества, и в этом продолжают традиции Салтыкова-Щедрина. Сказки отличаются остротой сюжетов, реалистичностью показа характеров, натуралистичностью описаний. Они психологичны, анализируют поступки и мысли персонажей, что может быть применимо в контексте сказкотерапии для взрослых. В сказках Андреева противоборствуют несовместимые начала: «тьма - свет», «зло - добро», «бесправие - свобода», «сила - слабость», «социальное - биологическое», «сознательное - бессознательное», «ум - глупость». В «сказочках» присутствует иносказательная фантастика: случаются «чудесные превращения»: в «Орешке» (1913) молодая белочка становится старушкой, а в «Покое» (1882) черт приходит в дом к сановнику под видом священника, ладана и свечей. В них находится место и «волшебным предметам»: орешку и грязной бумажке, «больше похожей на носовой платок, чем на важный документ». В целях сказкотерапии может быть использована сказка «Покой», написанная Андреевым, вероятно, под впечатлением от повести Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» (1880). Кроме того, в неё включены мотивы Ф.М. Достоевского (живой покойник на кладбище) и фаустианская проблематика. Умирающему старому сановнику хочется еще пожить, «хоть до будущего понедельника», и он решается продать душу «на выгодных условиях» Черту, пришедшему к нему под видом священника. Поспешное подписание «контракта» «с закрытыми глазами» приводит к разочарованию и сожалению, да поздно - сановника «уже зарывали». Сказка превращается в саркастическую притчу о неразличимости бытия и небытия (мертвый сановник думает и разговаривает, смерть сравнивается с ревизией, агония - с железнодорожной станцией). В отношении данной сказки может быть применена методика проигрывания сказки. Взрослому может быть предложено внутренне пережить данную пугающую ситуацию, что способствует выплескиванию внутренних эмоций, связанных со страхом смерти, наружу и, таким образом, избавлению от них. Считаем, что внедрение технологий сказкотерапии в работе со взрослыми (педагогическим коллективом) позволяет создать оптимальные условия для развития творческого мышления, высокого уровня творческой деятельности каждого преподавателя, участвовавшего в процессе сказкотерапии, формирования у них определенной жизненной позиции, развития интереса к себе и своему внутреннему миру, познания и принятия своих положительных и отрицательных качеств.×
About the authors
O. M. Kultysheva
Nizhnevartovsk State UniversityDoctor of Philology, Professor of the Department of Philology and Mass Communications
R. A. Kulashkina
Secondary School № 3deputy director for educational work
References
- Бушмин А.С. 1984. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Ленинград: Наука.
- Вачков И.В. 2007. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. 2000. Практикум по сказкотерапии. СПб.: ООО «Речь».
- Лебедев Ю.В. 1999. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина // М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки. М.: Детская литература, 3-18.
- М.Е. Салтыков-Щедрин в русской критике. 1959. М.
- Пропп В.Я. 1998. Морфология волшебной сказки; Исторические корни волшебной сказки (Собрание трудов В.Я. Проппа; Вып. 2) / Ред. Г.Н. Шелогурова; сост. И.В. Пешкова; комментарии Е.М. Мелетинского и др. М.: Лабиринт.
- Соколов Д.Ю. 2000. Сказки и сказкотерапия: сказки. М.: Класс.
- Сказкотерапия // http://bluhterova.ru/skazkoterapiya (2017. 03 нояб.).
Supplementary files
