THE LITERARY PORTRAIT AS A WAY OF EXPRESSING PSYCHOLOGISM IN THE EARLY NOVELS OF A. I. KUPRIN


Cite item

Full Text

Abstract

In this article, the peculiarities of the use by A.I. Kuprin of artistic techniques are analyzed in the creation of psychologism in early narratives, the peculiarity of the functioning of the psychological and characterological types of portrait is examined, the portrait of the character in the genres of the early story and story is compared, the feature of the portrait detail as one of the methods of creating psychology in an artwork. The purpose of this study is to identify the features of the functioning of the literary portrait as one of the ways of expressing psychologism in the early novels of A.I. Kuprin. Achieving the goal meant solving the following tasks: - determine the relevance of the problem being studied; - explore the existing artistic techniques that determine the psychology of the work of art; - to analyze the functioning of certain types of literary portrait of the character in the early novels of AI Kuprin; - to reveal the features of the psychology of the early novels of A.I. Kuprin. The subject of the study is a literary portrait of the character. The object of research is the early novels of A.I. Kuprin. The following research methods were applied in the work: cultural-historical, comparative-historical and elements of a system-holistic analysis of a work of art. The relevance of this study lies in the insufficient knowledge of the literary portrait of the character as an artistic device in the creation of psychologism in the early novels of A.I. Kuprin. The results of the research allowed us to state that in his early work A.I. Kuprin, in the creation of psychologism in his works, uses a literary portrait, namely: psychological and characterological, as well as a portrait detail, giving minimal value to the portrait description, although it is most often found in literary works. When comparing portraits of characters from different genres, the author's slight attention to the use of the psychological portrait in the genre of the story, but the widespread use of it in the genre of the story, is noted.

Full Text

Психологизм художественных произведений находит различные способы выражения: это и «аналитические характеристики автором того, что творится в душе персонажа, и несобственно-прямая речь, … и внутренние монологи, и задушевные беседы персонажей, и их дневниковые записи, и, наконец, изображение сновидений и галлюцинаций» (Хализев 2004: 199), однако «на ранних стадиях развития словесности переживания изображаемых лиц всецело зависят от развертывания событий и подаются главным образом через их внешние проявления» (Хализев 2004: 196). В литературе внешние проявления героев нашли свое отражение в понятии литературный портрет. Мастерство психологизма А.И. Куприна раскрывается уже в ранних его произведениях, а именно в жанре повести. Уже в первой своей повести «Впотьмах» (1892) автор использует развернутые динамические портреты персонажей, главное место из которых занимает психологический портрет. А.А. Волков писал: «Уже в раннем творчестве Куприна обнаруживается его склонность к психологическому анализу» (Волков 1981: 9). Для сравнения, в первом опубликованном прозаическом произведении Александра Ивановича - рассказе «Последний дебют» (1889) - автор знакомит читателя с героиней, не уделяя должного внимания описанию ее внешних и внутренних качеств: «Лидия Николаевна Гольская была красавица» (Куприн 2006b: 360). «Склонность к психологическому анализу» в данном рассказе проявляется в использовании иных художественных приемов: внутренних монологов, задушевных бесед персонажей и пр. В повести «Впотьмах» автор не обходит стороной наиболее яркий и часто использующийся писателями такой вид портрета, как портрет-описание, суть которого заключается в детальном представлении внешности персонажа: костюма, лица, мимики, жестов, что, по сути, определяет само понятие литературный портрет[14]. Портрет-описание чаще всего находится в начале художественного произведения при первой встрече читателя с персонажем, но А.И. Куприн при знакомстве с главным героем уделяет большее внимание психологическому и характерологическому портрету. Данные виды литературного портрета представлены более подробно, чем описание внешности: «держал под руку третьего [А.Е. Аларина], смуглого красавца в инженерной форме, с дорожной сумкой через плечо» (Куприн 2006а: 94). Особенностью использования А.И. Куприным психологического портрета является его сложное представление в тексте. Главный герой повести, Александр Егорович Аларин, на протяжении всей сюжетной линии представлен личностью, чьи характер и психологическое состояние играют более важную роль, чем привычное описание внешних деталей. С помощью данного художественного приема А.И. Куприн достигает высокого психологизма в произведении, раскрывая сущность героя не во внешности, а через мысли и поступки: «Он любил шумную, кипучую жизнь вокзалов, любил смешаться с толпой, прислушиваясь и приглядываясь к ней, чувствуя себя в это время бодрым и веселым» (Куприн 2006a: 95). Принято считать, что характер персонажа является частью психологического портрета. Однако некоторые исследователи (А.Б. Есин, О.А. Малетина) относят данную характеристику героя к портрету характерологическому. На примере повести «Впотьмах» четко видны границы и принципиальная разница между представлением характера как сложившегося и психологическим состоянием героя, которое меняется в зависимости от обстоятельств. Исследователь А.Б. Есин считает, что «собственно психологический портрет появляется в литературе тогда, когда он начинает выражать то или иное психологическое состояние, которое персонаж испытывает в данный момент, или же смену таких состояний» (Есин 2000: 52).Сложность разграничения данных видов портрета часто заключается в неразрывности описания свойственных психологизму характеристик. Так, А.И. Куприн использует характерологический портрет, переходящий в психологический: «Он умел и любил говорить только тогда, если вокруг него не было слушателей, которых он инстинктивно считал бы сильнее себя» (Куприн 2006а: 101). Данная информация о герое говорит об устоявшейся привычке, сформировавшейся при определенных условиях и сложившейся в характер. Далее следует портрет психологический: «Сосредоточенное внимание сидевшей перед ним девушки, представлявшей олицетворенную неопытность и наивность, делало его развязным» (Куприн 2006а: 101). «Развязность» героя - психологический портрет, так как он проявляется в определенной ситуации и может измениться вместе с изменениями условий данной обстановки. В данном случае условие - «внимание сидевшей перед ним девушки». Еще один яркий пример подобного сложного портрета: «Аларин, вообще склонный к анализу своих внутренних побуждений, часто замечал в себе подобную двойственность, и если на него находила в это время минута самобичевания, то он называл себя с горечью “раздвоенным человеком”» (Куприн 2006а: 99). Здесь «склонный к анализу…» - определение сложившегося характера; «двойственность», которая проявлялась, «если на него находила в это время минута самобичевания» - психологический портрет. Повесть «Молох» (1896) - не исключение. Использование сложного портрета, раскрывающего одновременно характер и психологическое состояние, также встречаем в представлении главного героя Андрея Ильича Боброва: «По складу его ума, по его привычкам и вкусам ему лучше всего было посвятить себя кабинетным занятиям, профессорской деятельности или сельскому хозяйству …» - характерологический портрет. «Иногда мелочи, не замеченные другими, причиняли ему глубокие и долгие огорчения» - психологический портрет (Куприн 2006а: 24). Еще одной особенностью психологизма в творчестве А.И. Куприна является презентация внешней красоты главного героя через характерологический портрет: «Кроме того, он был не чужд любования собою и своим голосом, свойственного очень молодым, в особенности красивым людям, которые, оставаясь даже совершенно одни, постоянно воображают, что на них кто-то с любопытством смотрит, и ведут себя точно на сцене» («Впотьмах») (Куприн 2006а: 101). На протяжении всей сюжетной линии повести «Впотьмах» привычным деталям внешности уделяется минимальное значение; все, что знает читатель о внешности главного героя (и это не перестает подтверждать влюбленная в него героиня) - красота: «Она ловила каждое слово и притом невольно любовалась красивым лицом Аларина с его блестящими от оживления, черными, притягивающими глазами» (Куприн 2006а: 101). «На ранних стадиях культуры предполагалось, что красивому внешнему облику соответствует и душевная красота» (Есин 2000: 50), но А.И. Куприн в повести «Впотьмах» вводит персонажей, внешний облик которых противопоставлен внутреннему содержанию. Такое «обратное соотношение между портретом и характером» (Есин 2000: 50) берет начало в XIX в., где психологизм проявлен в наивысшей степени мастерства (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский). Для изображения таких персонажей автор вводит портретную деталь, с помощью которой достигается психологизм текста. «Лицо с неправильными чертами было болезненно и бледно, тонкие сухие губы почти бескровны. Этих непривлекательных качеств не сглаживали даже синие глаза прекрасного очертания» («Впотьмах») (Куприн 2006а: 96) - таким образом А.И. Куприн детально описывает облик героини Зинаиды Павловны в начале повести. Однако не случайно внимание и определение «прекрасного очертания» отведено глазам. В данной повести глаза - деталь портрета, лейтмотив всего художественного полотна А.И. Куприна. О внешней красоте, присущей главному герою Аларину, также «говорят» глаза, о которых неустанно вспоминает влюбленная героиня: «все такой же обаятельный, с тем же чарующим взглядом своих черных глаз» (Куприн 2006а: 123), «Какие у него чудные глаза, глубокие-глубокие, можно в них глядеть целый день и не добраться до дна» (Куприн 2006а: 131). Автор до конца произведения держит в тайне истинную сущность главного героя, и только последняя встреча доказывает, что за прекрасным внешним обликом главного героя скрывается ничтожная и гадкая душа: «Он лицом и всей своей фигурой изобразил неестественное, подобострастное внимание, которое показалось Зинаиде Павловне чрезвычайно гадким» (Куприн 2006а: 158), «Его лицо приняло жадное, почти зверское выражение, глаза сверкали, на лбу выступили крупные капли пота» (Куприн 2006а: 157). В то же время за невзрачной внешностью, бледностью и чрезвычайной скромностью скрывалась прекрасная душа, человек, способный к великому самопожертвованию ради любимого, - такой оказалась Зинаида Павловна: «Это - великий подвиг, самый великий, на который когда-либо решалась женщина» (Куприн 2006а: 150). Отдельное внимание уделено глазам героя Кашперова. По описанию этой портретной детали можно проследить, как постепенно меняется отношение героини к данному персонажу: «Из глубокой амбразуры окна на нее жадно и пристально смотрели два сверкающих глаза. Девушка вся сжалась от ощущения инстинктивного страха» (Куприн 2006а: 126), «И вдруг у нее совершенно неожиданно сорвалось с языка: - Кроме того, эти ужасные глаза» (Куприн 2006а: 126), «Его заплаканные и несколько опухшие от слез глаза смотрели на Зинаиду Павловну с такой ласковой грустью, что она невольно почувствовала жалость» (Куприн 2006а: 150), «Зинаида Павловна без слов протянула ему руку, и они оба в первый раз смело и дружелюбно взглянули друг другу в глаза» (Куприн 2006а: 150). Будучи негативно воспринимаемым героем в начале повествования, Кашперов в глазах героини преображается в героя, воспринимаемого положительно. Таким образом, портретная деталь выполняет функцию наделения текста психологизмом. Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод о том, что психологизм в ранних произведениях А.И. Куприна имеет свои особенности представления в тексте, соответствует классическому психологизму в литературе, берущему начало в XIX в., и достигается путем введения таких литературных портретов персонажей, как психологический и характерологический, а также при помощи портретной детали.
×

About the authors

O. N Shinkevich

postgraduate student of the Department of Philology of Mass Communications, Nizhnevartovsk State University

References

  1. Волков А.А. 1981. Творчество А.И. Куприна. 2-е изд. М.: Худож. лит-ра.
  2. Есин А.Б. 2000. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М.: Флинта, Наука.
  3. Куприн А.И. 2006a. Полное собрание сочинений: В 10 т. Т. 1. Повести. Рассказы. Очерки. Стихотворения. Эпиграммы. Афоризмы. Романсы. М.: Воскресенье.
  4. Куприн А.И. 2006b. Полное собрание сочинений: В 10 т. Т. 2. Повести. Рассказы. Очерки. Пьеса. М.: Воскресенье.
  5. Хализев В.Е. 2004.Теория литературы: Учебник. 4-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Shinkevich O.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80962 от 30.04.2021 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies