Том 1, № 1 (2016)
- Год: 2016
- Статей: 19
- URL: https://filvestnik.nvsu.ru/2500-1795/issue/view/4524
Весь выпуск
Статьи
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ В «ОПЫТЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА» Ф.И. БУСЛАЕВА
Аннотация
В статье анализируется раздел «Имя прилагательное», содержащийся в «Опыте исторической грамматики русского языка» Ф.И. Буслаева. Несмотря на многолетние разыскания в области морфологии, проблема системной организации имени прилагательного как части речи продолжает оставаться одной из наиболее актуальных в современной русистике. Авторов статьи интересует, как эта проблема решалась на ранних этапах становления русской грамматики, какие принципы доминировали при определении частеречной принадлежности слова. Ф.И. Буслаев описывает имя прилагательное в истории его тысячелетнего развития, опираясь на данные древнегреческого, церковнославянского, древнерусского и русского языков, учитывая материалы областных наречий. В грамматике дается представление о совместном функционировании и взаимодействии кратких и полных прилагательных, о роли заимствованной категории определенности / неопределенности в появлении полных прилагательных, о синтаксической функции, которая в конечном итоге стала решающим фактором в противопоставлении полных прилагательных кратким. Наиболее ценной частью раздела является описание производных прилагательных, включающее подробную характеристику их морфемного состава. Ф.И. Буслаев обращает внимание на тот факт, что все относительные прилагательные производны. Они образуются от корней существительных, глаголов, наречий, а также от числительных и местоимений. Что же касается суффиксов и окончаний, то у полных прилагательных они содержат указание на то, что данное слово создано грамматикой для выполнения функции определения, что это его главная функция, что, занимая позицию определения при существительном, то есть, будучи морфологизированным членом, полное прилагательное максимально реализует себя как часть речи. Суффикс и окончание образуют концовку, которая играет решающую роль в определении частеречной принадлежности слова. Концовка доминирует даже тогда, когда семантика корня явно противоречит ей, как это имеет место, например, у порядковых числительных. Эти и многие другие наблюдения Ф.И. Буслаева, сохраняя свою актуальность, способствуют совершенствованию современного видения имени прилагательного как части речи.
Нижневартовский филологический вестник. 2016;1(1):4-21



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТИЛИСТИЧЕСКИ ОКРАШЕННОЙ ЛЕКСИКИ В РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТАХ
Аннотация
Сегодня можно четко проследить тенденцию приближения рекламных текстов к устно-разговорной речи. Имитация непринужденной устной речи приближает язык рекламы к повседневной речи потребителя, облегчая тем самым восприятие текста и привлекая внимание не только целевой аудитории, но и потенциально новой аудитории В данной статье предпринята попытка осветить употребление стилистически окрашенной лексики в рекламных текстах на примере рекламных кампаний Альфа-Банка 2009 и 2010 года.
Нижневартовский филологический вестник. 2016;1(1):21-24



КОНЦЕПТ ТРУДА В СОВРЕМЕННОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ (НА МАТЕРИАЛЕ АНКЕТНЫХ ДАННЫХ)
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о концептуальных признаках понятия «труд» в современном языковом сознании. Представлены результаты анализа данных, полученных путем анкетирования студентов Нижневартовского государственного университета. Автором делаются выводы, касающиеся стереотипных представлений об условиях, цели и результате труда, а также о настоящем и типичном труде. В языковой картине мира труд - это деятельность, имеющая целесообразный характер и требующая затраты усилий. Цель и результат труда из мира материальных объектов переносятся во внутренний план человека. Для носителя современного языкового сознания трудиться значит иметь возможность себя реализовать. Эта потребность в самореализации удовлетворяется путем осознания своих возможностей и приобретения разнообразного опыта. Обязательным условием труда считается полная вовлеченность в процесс, что сопровождается ощущением радости и удовлетворения от труда. Ценится добросовестное и честное выполнение работы. Негативно оценивается труд, основанный на многократном воспроизведении известных стандартов.
Нижневартовский филологический вестник. 2016;1(1):24-28



СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА В РУССКОМ ГОВОРЕ СЕЛА САМАРОВА (НА МАТЕРИАЛЕ МЕСТНЫХ ПИСЬМЕННЫХ ПАМЯТНИКОВ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX вв.)
Аннотация
На основе опубликованных источников и литературы рассматриваются разные подходы к определению специальной лексики диалекта. В статье анализируются тематические группы рыболовной лексики, лексики птичьего, охотничьего, кедрового, ямского промыслов, лексика сенокошения и сеноуборки, выделенные из текста книги Х.М. Лопарева «Самарово, село Тобольской губернии и округа: Хроника, воспоминания и материалы о его прошлом» и писем сибиряков к Х.М. Лопареву. Делается обоснованный вывод, что особенности специальной лексики в русском говоре села Самарова связаны с экстралингвистическими факторами. Представляется актуальной дальнейшая работа по изучению местных письменных памятников конца XIX - начала ХХ вв. как дополнительных источников изучения русских говоров севера Тюменской области.
Нижневартовский филологический вестник. 2016;1(1):29-33



ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ В ПЕРВЫХ РОССИЙСКИХ ГРАММАТИКАХ
Аннотация
Статья посвящена анализу специфики изложения синтаксической терминологии в первых российских грамматиках. Рассматривается формирование, развитие и конкретизация терминов-слов и терминологических словосочетаний в области синтаксиса. В статье проводится сравнительный анализ употребления терминов «предложение», «подлежащее», «сказуемое» и других в грамматиках А.А. Барсова, А.Х. Востокова, Н.И. Греча, И.С. Пенинского, Ф.И. Буслаева, определяется структура терминологических единиц.
Нижневартовский филологический вестник. 2016;1(1):33-36



ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ РЕЧЕВОГО ЭКСТРЕМИЗМА (О СПОСОБАХ ОСВЕЩЕНИЯ ВОПРОСОВ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СМИ)
Аннотация
Массовая доступность экстремистских текстов и их виляние на, как правило, неподготовленную аудиторию определяет необходимость изучения способов освещения вопросов межнациональных и межконфессиональных отношений, общих признаков текстов экстремистского содержания и их прагматики. В данной статье предпринята попытка освещения способов речевого воздействия, используемых в текстах СМИ для формирования нетерпимого отношения к определенной нации, религии и (или) к их представителям.
Нижневартовский филологический вестник. 2016;1(1):36-39



К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ФОЛЬКЛОРНЫХ, АВТОРСКИХ И ЛИТЕРАТУРНЫХ СКАЗОК
Аннотация
В статье рассматривается классификация фольклорных, авторских и литературных сказок, раскрывается содержание понятия «сказки как жанра», отмечается особая группа «сказок для взрослых». Статья будет интересна всем, кто интересуется литературой.
Нижневартовский филологический вестник. 2016;1(1):39-43



В. МАЯКОВСКИЙ И В. НАРБУТ: ПРОТИВНИКИ БЫТА И СТОРОННИКИ БУДУЩЕГО
Аннотация
В статье рассматриваются творческие взаимосвязи акмеиста В. Нарбута и футуриста В. Маяковского. Анализ поэтических текстов с привлечением культурно-исторического, сравнительно-исторического и герменевтического методов позволяет сделать вывод о том, что художественные миры поэтов содержат много общих черт. Это касается «безоговорочной» любви к миру земному, неприятия мещанского быта, «слитности» образа лирического героя с отражаемым в стихах явлением, а также любви поэтов к категории будущего.
Нижневартовский филологический вестник. 2016;1(1):44-50



МИФОПОЭТИКА РОМАНА Т. ТОЛСТОЙ «КЫСЬ»
Аннотация
В статье рассматривается мифопоэтика романа Т. Н. Толстой «Кысь», специфика её бытования в произведении. Мифопоэтический анализ романа позволяет определить особенности мифопоэтики в постмодернистском направлении русской литературы конца XX в. Цель статьи - исследовать мифопоэтический аспект романа «Кысь», написанного Толстой в ключе постмодернизма. В исследовании применяются метод компаративистики и метод мифопоэтического анализа художественного произведения.
Нижневартовский филологический вестник. 2016;1(1):51-58



ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ (ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ) ПРАКТИКИ
Аннотация
Практика является важной составляющей в подготовке студентов-филологов к будущей профессиональной деятельности. В соответствии с ФГОС ВО учебная (ознакомительная) практика предназначена для ознакомления с нормативно-правовыми документами, образовательными стандартами, регламентирующими образовательную деятельность учреждений разных типов (общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и т.д.) на территории г. Нижневартовска и Нижневартовского района.
Нижневартовский филологический вестник. 2016;1(1):59-62



ПОСТРОЕНИЕ ЛИНГВО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Аннотация
В статье рассматривается категория «проблематизации» как одна из основных категорий проблемного обучения, реализуемая на трех уровнях: проблематизация содержания обучения, проблематизация процесса обучения, одновременная проблематизация содержания и процесса обучения. Автором дается определение методов проблемного обучения, представлена лингвопедагогическая модель реализации методов проблемного обучения и предлагается пример практического применения данной модели.
Нижневартовский филологический вестник. 2016;1(1):63-67



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ
Аннотация
Данная статья посвящена мнемотехническим упражнениям, назначение которых - увеличение объема оперативной памяти, освоение вспомогательных приемов запоминания. Особое внимание автор уделяет мнемотехническим упражнениям для развития памяти, запоминания слов, фраз, выражений, расширения лексического запаса при обучении английскому языку. Описан порядок работы с упражнениями такого типа в обучении студентов иноязычной речи.
Нижневартовский филологический вестник. 2016;1(1):67-71



НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ: МЕТОДОЛОГИЯ И СТРУКТУРА
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями организации и методологии научно-исследовательской деятельности по русскому языку в школе. Даются рекомендации, начиная с выбора темы исследования и заканчивая оформлением работы. Большое внимание уделяется содержательным характеристикам исследования. Для иллюстрации приводятся фрагменты исследовательской работы.
Нижневартовский филологический вестник. 2016;1(1):71-76



ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-НАГРУЖЕННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация
В статье рассматриваются особенности компетентностного подхода в обучении иностранным языкам в современном образовании, суть которого - научить школьников и студентов учиться, т.е. приобретать знания самостоятельно. Акцент делается на необходимости использования заданий открытого типа, представлены некоторые интеллектуально-нагруженные упражнения, развивающие лингвистическую наблюдательность и логическое мышление, которые помогают формировать метапредметные общеучебные умения обучающихся.
Нижневартовский филологический вестник. 2016;1(1):76-83






ПЕРЕВОДЧЕСКИЙ ГЛОССАРИЙ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ПРИЕМ ПОДГОТОВКИ ПЕРЕВОДЧИКОВ
Аннотация
Статья посвящена вопросу составления глоссария как необходимой составляющей переводческой деятельности. В статье описывается работа программы «Memrise», которая дает возможность составлять глоссарии и доводить до автоматизма употребление тренируемых лексических единиц.
Нижневартовский филологический вестник. 2016;1(1):87-92



ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОГО ТЕКСТА КАК ОБЪЕКТА ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Аннотация
В статье рассматривается специфика текста историографических источников. Уточняются понятия «научный текст», «историографический текст», «нарративный подход». Выявляются особенности историографических текстов как жанра научного стиля.
Нижневартовский филологический вестник. 2016;1(1):92-94



МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА КАК АКТУАЛИЗАТОР ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ ЛИНГВИСТОВ-ПЕРЕВОДЧИКОВ
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые аспекты подготовки студентов-лингвистов, специализирующихся в области перевода. Особое внимание отводится вопросу формирования практических навыков будущих переводчиков посредством активного вовлечения студентов в процесс организации международных мероприятий, проводимых в вузе.
Нижневартовский филологический вестник. 2016;1(1):94-96



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ, ЕЕ ФУНКЦИИ И ВИДЫ
Аннотация
Самостоятельная работа - это любая организованная преподавателем активная, интенсивная деятельность обучающихся, которая направлена на достижение поставленной дидактической цели, а также на решение определенных задач: поиск знаний, их постижение, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, синтез и систематизация знаний.
Нижневартовский филологический вестник. 2016;1(1):97-102


