FORMATION OF VOCATIONAL GUIDANCE AND VALUE SYSTEM OF STUDENTS OF PHILOLOGY DURING THE EDUCATIONAL INTERNSHIP


Cite item

Abstract

Practice is an important part in the preparation of students of Philology for the future professional activity. In accordance with the FSES educational internship was intended for review with statutes and regulations, educational standards, which regulate educational activities for various types of institutions (schools, lyceums, gymnasiums, etc.) in Nizhnevartovsk and Nizhnevartovsk district.

Full Text

Первоочередным условием качественной системы высшего образования является формирование профессионально компетентной и социально активной личности педагога, соответствующей запросам современного общества. Учебная практика является одной из форм профессионального обучения в высшей школе и проводится на базе образовательных учреждений разных типов (общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и т.д.) (см. табл. 1) [5]. Таблица 1 Материально-техническая база учебной практики кафедры филологии и массовых коммуникаций Базовые организации (предприятия, учреждения) Реквизиты договора Срок действия договора МБОУ «СОШ № 17» 136/15/У до 01 июня 2018 г. МБОУ «СОШ № 42» 137/15/У до 01 июня 2018 г. МБОУ «СОШ № 34» 008/13/У до 01 июня 2018 г. МБОУ «СОШ № 3» 009/13/У до 01 июня 2018 г. МБОУ «СОШ № 5» 490/14/У до 01 июня 2017 г. МБОУ «СОШ № 21» 493/14/У до 01 июня 2017 г. МБОУ «СОШ № 43» 494/14/У до 01 июня 2017 г. МБОУ «СОШ № 19» 495/14/У до 01 июня 2017 г. ЛГМБОУ «Гимназия № 6», г. Лангепас 492/14/У до 01 июня 2017 г. МБОУ «СОШ № 8» 042/16/У до 31 июля 2019 г. МБОУ «Излучинская ОСШ УИОП № 2» 054/16/У до 31 июля 2019 г. МБОУ «СШ № 11» 053/16/У до 31 июля 2019 г. МБОУ «СОШ № 2» 052/16/У до 31 июля 2019 г. МБОУ «СШ № 13» 059/16/У до 31 июля 2019 г. МБОУ «СОШ № 3 с углублённым изучением отдельных предметов», г. Мегион 059/16/У до 31 июля 2019 г. МБОУ «СОШ № 1», г. Мегион 061/16/У до 31 июля 2019 г. МБОУ «Гимназия № 1» 064/16/У до 31 июля 2019 г. МБОУ «Гимназия № 2» 065/16/У до 31 июля 2019 г. Методистами по практике являются преподаватели кафедры филологии и массовых коммуникаций НВГУ. Группы формируются в составе 2-3 человек на одного методиста (в соответствии с карточкой учебных поручений). Практика проводится на 2 курсе, в 3 семестре и продолжается 2 недели. Учебная (ознакомительная) практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.2. Практики» ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 - «Педагогическое образование» (профиль «Филологическое образование»). Практике предшествует изучение дисциплин базовой и вариативной части профессионального цикла, предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия, а также изучение следующих дисциплин: Б1.Б.1 «История», Б1.Б.2 «Философия», Б1.Б.3 «Иностранный язык», Б1.Б.4 «Безопасность жизнедеятельности», Б1.Б.6 «Педагогика», Б1.Б.7 «Психология», Б1.Б.8 «Информационные технологии», Б1.Б.9 «Русский язык и культура речи», Б1.Б.10 «Методика обработки данных психолого-педагогических исследований», Б1.Б.11 «Естественнонаучная картина мира» и т.п. Знания, умения и навыки, отрабатываемые и закрепляемые в результате прохождения учебной практики необходимы для успешного освоения последующих дисциплин, которые изучаются на 3 и 4 курсах, а также для прохождения производственной педагогической и преддипломной практики в 6-8 семестрах. Для успешного прохождения практики студент должен знать способы построения межличностных отношений в группах разного возраста, а также владеть способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.). Традиционно в качестве главных перед практикой ставятся следующие цели: формирование целостного представления о профессии филолога; ознакомление с нормативно-правовыми документами, образовательными стандартами, регламентирующих образовательную деятельность школы; воспитание профессиональной этики; приобретение индивидуального опыта в процессе самостоятельной работы. Задачи практики определяются в соответствии с поставленными целями. Общими задачами учебной практики являются: ознакомление с организацией работы образовательного учреждения (общеобразовательная школа, лицей, гимназия) и стоящими перед ними целевыми установками, включая следующие компоненты: · цели деятельности и их структура; · деятельность организации (учебная, воспитательная, научно-исследовательская); · принципы подбора и оценки профессиональной квалификации сотрудников; · техническая оснащённость (мультимедиа, учебно-методическое обеспечение); · инновации и проекты; · используемый материал; · правила организации труда филолога и оформления документации; · условия работы филолога и возможность повышать квалификацию, профессиональное мастерство, углублять эрудицию и общекультурный уровень. Учебная практика начинается с организации установочной конференции, проводимой факультетским руководителем на кафедре филологии и массовых коммуникаций НВГУ. На данном этапе проходит ознакомительная лекция, инструктаж по технике безопасности, а также организационные методические, педагогические и психологические установки. Студенты знакомятся с образцами отчётной документации. На подготовительном этапе, на базе образовательных учреждений разных типов (общеобразовательных школ, лицеев, гимназий) студенты-филологи проводят работу по сбору, обработке и систематизации материала, заполняют отчётную документацию. Производственный этап включает обработку и анализ полученной информации; изучение структуры организации и ознакомление с функциональными обязанностями филолога, знакомство с работой школы, педагогического коллектива. На этапе обработки и анализа полученной информации по выполненным заданиям студенты-практиканты проверяют методические материалы и документацию. Готовятся к выступлению на итоговой конференции. Проверка руководителем текста подготовленной документации, внесение коррективов. На итоговой конференции по учебной практике студенты совместно с факультетским руководителем и методистами по направлению подготовки обсуждают проблемные вопросы практики, обмениваются опытом и передовыми педтехнологиями. По итогам практики студенты предоставляют факультетском руководителю отчётную документацию, которая включает в себя дневник по практике и отзыв о работе студента во время практики. Дневник практиканта содержит следующую информацию: титульный лист; сведения о себе (Ф.И.О., номер группы, телефон); сведения о руководителях практики (факультетский руководитель, методист); сведения о руководителя практики со стороны школы (директор, завучи, методисты, классный руководитель, учителя-предметники, психолог, библиотекарь и т.п.); календарь практики; сведения об образовательной организации (полное название, адрес, телефоны, направления работы школы). Во время прохождения практики студенты изучают следующие сведения, касающиеся образовательного учреждения (общеобразовательная школа, лицей, гимназия): · материально-техническое оснащение (оборудование, школьное питание); · документы (платные образовательные услуги, правила внутреннего распорядка для учащихся, противодействие коррупции и т.д.); · финансово-хозяйственную деятельность (муниципальное задание модернизация образования); · образовательные стандарты; · основные сведения (очерк о школе, основные сведения); · вакантные места для приёма; · электронные услуги; · образование (учебные достижения школьников, учебные планы и программы, приём в школу, порядок отчисления, цифровые образовательные ресурсы, дополнительное образование, расписания, Государственная итоговая аттестация); · руководство и педагогический состав; · структуру и органы управления школой [2]. В отзыве о прохождении практики руководитель практики от общеобразовательного учреждения оценивает работу бакалавра, его теоретическую подготовку, профессиональные качества, подготовленность к профессиональной деятельности, может высказать замечания и пожелания. Отчёт о прохождении практики включает краткое описание проделанной учебной работы. В приложениях к отчёту студенты добавляют различные материалы (картотеки, библиографические списки, материалы исследования и т.п.). Итоговая оценка является производной из нескольких оценок, полученных студентом за разные виды индивидуальных заданий. К общим критериям оценки относятся: · полнота выполнения всех заданий; · уровень проявления профессионально-значимых умений; · наличие творческого подхода к выполнению заданий; · качество отчётной документации и своевременность её сдачи. В рамках учебной практики студенты-бакалавры используют образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, такие как: - диалоговая технология, связанная с созданием коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества в ходе постановки и решения учебных задач; - технология профессиональной социализации, направленная на создание профессионально-ориентированной среды за счёт использования компьютерных технологий, организации продуктивного общения; - информационная технология, позволяющая эффективно организовать самостоятельную работу, активизировать познавательную деятельность; - языковая технология, ориентированная на этнокультуру, лингвокультурологию, концептуализацию, языковую личность, исследования в области языка СМИ, языковую картину мира [1]. Таким образом, учебная (ознакомительная) практика формирует профессионально-ценностные ориентации студентов-филологов, а также обеспечивает включенность бакалавров в профессиональное сообщество образовательных учреждений.
×

About the authors

A. E. Belkova

Nizhnevartovsk State University

Candidate of Philology, Associate Professor, Department of Philology and Mass Communications

References

  1. Белькова А.Е. Методика организации и проведения учебно-ознакомительной практики бакалавра-филолога // Научный журнал «Молодой учёный». - 2015. - №12 (92). - С. 896-898.
  2. Белькова А.Е. Производственная практика студентов НГГУ в системе контекстно-компетентностного подхода // Производственная практика: проблемы и перспективы:Материалы четвертой региональной (заочной) научно-практической конференции (Нижневартовск, 30 марта 2008 г.) / Отв. ред. Л.В. Алексеева. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2009. - С. 13-17.
  3. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / В.И.Звонников, М.Б.Челышкова (ред.). - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2011. - 222 с.
  4. Культура, наука, образование: Проблемы и перспективы: материалы II Всерос. науч.-практ. конф., г. Нижневартовск, 8 февр. 2013 г./ М-во образования и науки Рос. Федерации, Департамент образования и молодежн. политики ХМАО-Югры, Нижневарт. гос. ун-т; отв. ред. А.В. Коричко. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. - Ч. 4. - 168 с.
  5. Приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 № 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.01.2016 № 40536). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;dst= 100001; n=192459;req=doc (Дата обращения 10.05.2016 г.).

Copyright (c) 2016 Belkova A.E.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80962 от 30.04.2021 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies