RESEARCH WORK IN TERMS OF RUSSIAN LANGUAGE AT SCHOOLS: METHODOLOGY AND STRUCTURE
- Authors: Nikishina S.A.1
-
Affiliations:
- Nizhnevartovsk State University
- Issue: Vol 1, No 1 (2016)
- Pages: 71-76
- Section: Articles
- URL: https://filvestnik.nvsu.ru/2500-1795/article/view/89133
- ID: 89133
Cite item
Full Text
Abstract
The article deals with issues related to the characteristics of the organization and methodology of research activities regarding Russian language at schools. The author of the article gives recommendations from the random of research issue to the release of documents. A lot of attention is paid to the meaningful characteristics of the research. Pieces of research are provided for illustration.
Keywords
Federal state standard of secondary general education, organization and stages of pupil’s research activity, choice of research topics, requirement for theme formulation, content and design of research work, relevance, aims and objectives, the object and subject of study, source of language material, basic linguistic methods and practical significance of the study
Full Text
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся является обязательной составляющей учебного процесса. Одним из требований ФГОС среднего (общего) образования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы является «владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности» [4] и освоение видов деятельности «по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами» [4]. Практика показывает, что исследовательская и проектная деятельность ведется сегодня во всех общеобразовательных учреждениях. Но, к сожалению, в большинстве случаев такая работа не носит системного характера, а приурочивается, например, к предметным неделям или Неделе науки в школе, к конкретному городскому конкурсу. Чаще всего учитель дает индивидуальные задания способным ученикам и курирует их деятельность по мере выполнения исследования. Несомненно, и такая организация научно-исследовательской работы (НИР) в школе является полезной, но вряд ли ее можно считать эффективной. Существенных результатов можно добиться только в случае постоянной и системной работы со всеми учащимися, а это значит, что НИР должна проводиться в течение всего учебного года, и лучше, если она будут включена в учебный план и расписание. Возникает закономерный вопрос: все ли учащиеся могут заниматься исследовательской деятельностью? Отвечаем на этот вопрос утвердительно, оговаривая условия: если организация научно-исследовательской деятельности (НИД) не носит формального характера и строится с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся. 1. Научно-исследовательская работа начинается с выбора темы исследования, характер которой определяется интересами самого ученика и его руководителя. Инициатива редко исходит от школьника, сказывается отсутствие исследовательского опыта, слабая ориентация в вопросах современной науки. Поэтому руководителю следует предварительно обдумать и составить список тем, интересных для исследования и в начале учебного года предложить его учащимся. Сориентироваться в современных направлениях научных исследований можно, обратившись к таким сайтам, как: http://unk.future4you.ru (Российский открытый конкурс исследовательских работ учащихся «Юность, наука, культура»), http://www.redu.ru/ (Центр развития исследовательской деятельности учащихся), http://www.researcher.ru (Интернет-портал «Исследователь») и др. Ценный материал об организации исследовательской деятельности можно получить из пособия Абрамовой С.В. «Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9 - 11 классы» [1] и словаря Шашенковой Е.А. «Исследовательская деятельность» [5]. Исследование может как проводиться в рамках основной программы дисциплины, так и выходить за ее пределы. В частности, выбор темы определяют направление работы кружка, факультатива и другие обстоятельства (планирование участия в какой-либо конференции проектных и исследовательских работ учащихся, традиции учебного заведения). Тема исследования должна быть актуальной. Под актуальностью исследования понимается определенная значимость изучаемой проблемы для теории и практики на современном этапе развития науки. О важности конкретной проблемы свидетельствуют такие факторы, как 1) неразработанность данного вопроса (вообще или в рамках какой-либо теории), 2) существование несовпадающих подходов, 3) наличие определенных неясностей и пробелов в науке, которые следует обязательно сформулировать, 4) новые условия функционирования языковых единиц, 5) большая распространенность того или иного языкового явления, 6) развитие смежных наук, вызывающее потребность в изучении известного материала с новых позиций, 7) потребности науки, которые могут быть удовлетворены решением данной проблемы 8) практическая значимость исследования для решения конкретных региональных проблем и профессиональных задач и др. Обоснование актуальности является обязательным структурным элементом введения, поэтому приводим пример обоснования выбора темы «Лексическая сочетаемость в языке и речи (на материале сочетаний с прилагательным путинский)» (здесь и далее будут приводиться примеры данной работы): Актуальность настоящего исследования определяется доминирующим положением, которое занимает имя прилагательное, наряду с существительным и глаголом, в системе частей речи, а также тем, что имена прилагательные активно пополняют словарный запас современного русского языка за счет разнообразных способов морфологического образования. Суффиксальный способ образования слов является самым продуктивным в системе образования имен прилагательных. Кроме того, прилагательные, образованные от фамилий политиков, отражают не только новые реалии, но и содержат элемент оценочности, что тоже представляет определенный исследовательский интерес для филологов, историков, политологов. Трудности возникают и на этапе формулировки темы. К распространенным недочетам относится: 1. Слишком широкая формулировка темы: Гендерные различия в русском языке; Юмор как социокультурный феномен в английском и русском языке. 2. Слишком узкая формулировка темы: Роль тире в поэзии М. Цветаевой; история буквы Ё. 3. Включение в формулировку метафор, инверсий: Пропавшая грамота; О чем говорят наши фамилии. В черновом названии темы можно использовать такие слова, как анализ, сравнение, изучение, влияние, определение, выявление и т.п., но включение этих слов в окончательную формулировку темы лишает ее оригинальности и индивидуальности и сужает или «размывает» границы исследования. Работая над формулировкой темы, следует помнить, что очень краткие названия, состоящие из одного-двух слов, свидетельствуют о том, что исследование проведено исчерпывающе, в объеме научной монографии. В учебно-исследовательских работах школьников названия должны быть более конкретными и в связи с этим более многословными. Однако слишком длинное название, иногда излишне наукообразное, производит впечатление беспомощности и нуждается в редактировании. Сегодня приветствуется вариант, когда тема имеет два названия: творческое и теоретическое. Первое образно, ярко и эмоционально представляет исследование, второе, как правило, содержит теоретически сконструированный текст, например: В чем счастье человека (о лексеме счастье в русском языке); Поразмышляем о благе… (генезис лексемы благо в русском языке). Точно и грамотно сформулировать тему иногда бывает очень сложно, поэтому за помощью можно и нужно обращаться к коллегам и к более опытным научным руководителям. Часто окончательный вариант темы формулируется уже на стадии завершения работы. Итак, следующий этап - это составление плана самой работы, отражающего ее содержательный характер. В общем виде структура исследования включает в себя следующие элементы: Введение Теоретический раздел Собственно-исследовательская часть Заключение Список литературы Приложения Структура введения включает такие обязательные элементы, как актуальность, цель и задачи работы, объект и предмет, методы и материал, практическая значимость. Довольно часто в качестве обязательного элемента требуют включение гипотезы исследования, мы считаем, в НИР по гуманитарным направлениям, в частности по русскому языку, такое требование выглядит спорно. Совершенно необязательно начинать работу с написания введения, к нему можно возвращаться на разных этапах исследования, а окончательный вариант может быть создан уже после завершения основной части. Но определить цели и задачи работы, пусть в первоначальной формулировке, необходимо. Цель вытекает из темы, формулировать ее следует кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель исследования «Лексическая сочетаемость …» заключается в том, чтобы охарактеризовать сочетаемостные возможности лексемы путинский в современном русском языке. Цель конкретизируется и развивается в задачах, которые понимаются как этапы к достижению поставленной цели. Для формулировки задач можно использовать глаголы изучить, установить, описать, охарактеризовать и др. Обязательной (!) задачей является определение основного понятия, которое включено в формулировку темы и исследуется автором: так, в работе «Лексическая сочетаемость…» должно быть дано определение лексической сочетаемости и т.д. Не рекомендуется одной из задач указывать такую, как изучить литературу по теме исследования. Задачи исследования соотносятся с пунктами плана и названиями параграфов в работе. Количественное и содержательное соответствие задач и пунктов плана работы отражено в таблице 1. Таблица 1 Количественное и содержательное соответствие задач и пунктов плана работы «Лексическая сочетаемость в языке и речи (на материале сочетаний с прилагательным путинский)» Задача Пункт плана 1) рассмотреть понятие лексической сочетаемости в отечественной лингвистике Понятие лексической сочетаемости в отечественной лингвистике 2) охарактеризовать особенности имени прилагательного как части речи, выявить типы прилагательных по характеру производности/непроизводности, продуктивности /непродуктивности Особенности имени прилагательного как части речи 3) извлечь из Национального корпуса русского языка языковые единицы, содержащие лексему путинский - 4) охарактеризовать сочетаемость лексемы путинский, классифицируя по тематическим группам имена существительные, сочетающиеся с указанным прилагательным Тематические группы имен существительных, сочетающихся с прилагательным путинский 5) определить стилистические функции лексемы путинский в языке современной публицистики Стилистические функции лексемы путинский в языке современной публицистики Определение объекта и предмета исследования, обязательных элементов введения, традиционно вызывает трудности. Между тем при правильной формулировке темы информация об объекте и предмете содержится в названии работы. Объект - это та часть практики или научного знания, которую изучает исследователь, предмет исследования - выделенная часть объекта, т.е. они соотносятся как общее (объект) и частное (предмет). В работе «Лексическая сочетаемость …» объектом исследования выступает лексическая сочетаемость в языке и речи, а предметом - лексическая сочетаемость имен прилагательных. Материалом исследования могут служить самостоятельно собранная картотека языкового материала по избранной теме, тексты различных стилей и жанров (в первую очередь из произведений художественной литературы), материалы различных лексикографических изданий, грамматик, самостоятельно собранные и обработанные записи живой речи. Богатейшим и авторитетным источником языкового материала сегодня выступает Национальный корпус русского языка, насчитывающий 90 млн. текстов различной стилистической направленности [3]. Важно помнить, что языковой материал должен иметь однопорядковый (по стилю, жанру, источнику и т.д.) характер. Если материал для исследования собирается «с миру по нитке» (из Интернета, из научной литературы, из живой речи и др.), то подобная произвольность и случайность выбора приведет и к случайным результатам. В работе «Лексическая сочетаемость…» материал исследования включал 370 языковых структур (без учета повторяющихся словосочетаний - 231), содержащих лексему путинский, извлеченных из газетного подкорпуса Национального корпуса русского языка. Методологической базой исследования являются общие и специальные научные методы, выступающие в качестве решения научных задач и достижения цели проводимого исследования. Основными лингвистическими методами являются описательный, сравнительно-исторический, стилистический, статистический и др. В рамках настоящей статьи не будем останавливаться на их характеристике, ограничимся рекомендательным списком источников (Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: Учебное пособие. М., 2005; Даниленко В.П. Методы лингвистического анализа. Курс лекций. М.: Флинта, 2011 и др.). Завершает введение описание практической значимости исследования, которая заключается в возможности использования его результатов для написания научных работ разных жанров. Материалы исследования в области русского языка целесообразно использовать в процессе преподавания русского языка в школе. Они могут быть представлены в форме сообщений, докладов, презентаций на уроках, факультативных занятиях, внутришкольных конференциях; опубликованы в школьных стенгазетах, на обучающих сайтах учреждений образования и т. п. В данном случае учащиеся не только знакомят своих одноклассников с результатами проделанной научной работы (выполняют просветительскую функцию), но еще и стимулируют интерес других к научной деятельности. Основная часть работы включает теоретический и собственно-исследовательский разделы. Теоретический раздел содержит основные понятия по теме исследования, необходимо помнить, что их использование во всем тексте работы должно быть однозначным. Из этого следует, что то или иное понятие, которое разными авторами может трактоваться по-разному, должно иметь лишь одно, четко определенное автором значение. Поиск необходимых терминов и их толкований осуществляется в следующих источниках: 1) Словари и справочники лингвистических терминов, а также энциклопедии по языкознанию (см.: Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1965 (и последующие издания); Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов: М., 1976 (и последующие издания); Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1998; Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 1997). 2) Основные учебники по теме исследования. Собственно исследовательская часть посвящена анализу конкретного языкового материала. В работе не следует ограничиваться описанием языковых явлений, надо постараться объяснить их, дать им оценку, показать из роль в языке, стилистическую функцию, установить, зависят ли они от стиля, жанра, темы и идеи произведения. В заключении подводятся итоги работы: в нем следует сформулировать выводы, полученные в результате собственного анализа. Оно должно быть связано с введением, свидетельствовать о завершенности работы, о решении задач, поставленных во введении. Выводы обычно оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев, что придает необходимую стройность изложению материла. Количественное и содержательное соответствие задач и выводов в работе отражено в таблице 2. Таблица 2 Количественное и содержательное соответствие задач и выводов в работе «Лексическая сочетаемость в языке и речи (на материале сочетаний с прилагательным путинский)» Задача, сформулированная во введении Вывод, сформулированный в заключении 1) рассмотреть понятие лексической сочетаемости в отечественной лингвистике; 1. Лексическая сочетаемость - это способность слова сочетаться в тексте с другими словами или формами. Прилагательные чаще всего сочетаются с именами существительными, обозначая признак предмета. В основе лексической сочетаемости лежит лексическое значение слова и особенности стилистической окраски. 2) охарактеризовать особенности имени прилагательного как части речи, выявить типы прилагательных по характеру производности/непроизводности, продуктивности /непродуктивности; 2. Производное прилагательное путинский, выражая общее значение отношения, свойственности или типической принадлежности тому, что названо мотивирующим словом, обнаруживает в современном русском языке широкую сочетаемость. 3) извлечь из Национального корпуса русского языка языковые единицы, содержащие лексему путинский; 3. В Национальном корпусе русского языка обнаружено 390 с/у с прилагательным путинский (-ая, -ое, -ие), что является свидетельством продуктивности исследуемой словообразовательной модели. 4) ….. Список использованной литературы представляет собой пронумерованный насквозь перечень источников в алфавитном порядке с полным библиографическим описанием. В данный список включают только ту литературу, на которую были сделаны ссылки в тексте работы. Приложения включают дополнительные материалы, собранные и обработанные автором исследования: исследуемый материал, таблицы, схемы и др., не вошедшие в основную часть работы. Все приложения должны иметь тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись «Приложение» с указанием его порядкового номера (без знака №); если приложений несколько, то «Приложение 1», «Приложение 2». В тексте работы делается ссылка (см. Приложение 1) на каждое приложение [3, с. 11]. Исследователи отмечают, что невозможно досконально точно спланировать все этапы научно-исследовательской работы. Это объясняется тем, что «каждый новый этап может принести новый взгляд на проблему исследования, который сопровождается критическим отношением к сделанному и запланированному» [1, с. 7]. Разумеется, нельзя предусмотреть и предупредить все вопросы, которые могут возникнуть при проведении научного исследования, но планирование и четкое следование ему минимизируют потерю времени и усилий как руководителя научной работы, так и его подопечных.×
About the authors
S. A. Nikishina
Nizhnevartovsk State UniversityCandidate of Philology, Associate Professor of Department of Philology and Mass Communication
References
- Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2011.
- Национальный корпус русского языка. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.ruscorpora.ru/ URL: (Дата обращения 30.05.2016).
- Никишина С.А. Дипломные и курсовые работы по русскому языку. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Методические рекомендации. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2002.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения 30.05.2016).
- Шашенкова Е.А. Исследовательская деятельность: словарь. М., Перспектива, 2010.