THOUGHT-PROVOKING TASKS AS AN IMPORTANT FACTOR IN DEVELOPING STUDENTS’ СOMMUNICATIVE COMPETENCE AT ENGLISH LESSONS


Cite item

Full Text

Abstract

The author of the article dwells upon the competence approach in teaching foreign languages nowadays. Its aim is to teach students to learn, to acquire knowledge by themselves. The article aims to introduce some open-ended tasks and communicative exercises which provoke students to compare, to analyze, to generalize. Thus, they develop students’ linguistic observation and logical thinking and help to improve their educational and language skills in general.

Full Text

Понятие «компетентностный подход» появилось в конце 20 - начале 21 века в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования, вызванными общими тенденциями мирового развития, а именно - расширением масштабов межкультурного взаимодействия, которое, в свою очередь, определяет важность таких факторов, как коммуникабельность и толерантность к людям, которые живут, думают или действуют по-другому. Поэтому задача современного образования (средней школы или вузовской подготовки) не просто дать знания обучающимся (школьникам и студентам), а научить их учиться, т.е. самостоятельно приобретать и развивать умения и навыки в ходе выполнения практических задач, помочь им почувствовать себя уверенно в новых ситуациях. Мобильность, конструктивность, самостоятельность, готовность к переменам - важные качества современных выпускников школ и бакалавров. Иными словами, переход от сообщения обучающимся готовых знаний к развитию у них умения добывать самостоятельно полезную информацию означает дополнение «знаниевой» парадигмы образования «компетентностной» парадигмой, что соответствует требованиям новых ФГОС [7]. Суть компетентностного подхода можно свести к трем основным положениям: - признак высокого уровня образованности любого выпускника - это не его способность воспроизвести большой объём сложного по своему содержанию материала (заученного наизусть из того или иного учебного пособия), а умение трансформировать полученные знания в разные сферы деятельности и предпринимать самостоятельные действия при решении ситуаций, возникающих в реальной жизни (независимо от контекста деятельности, характера выполняемой работы); - к личностному успеху всегда приводит только опыт самостоятельного поиска и решения проблем. Хоть в народе и говорят «на чужих ошибках учатся», к сожалению, в реальной жизни каждый из нас, как правило, идет своим путем проб и ошибок, «набивает много шишек», но учится делать правильные выводы и регулировать свое дальнейшее речевое и неречевое поведение; - решение проблем, поиск альтернативных путей, умение аргументировать свой выбор - смысл деятельностного подхода. Еще в 1996 году Совет Европы (членом которого является Российская Федерация) провозгласил компетентностный подход как основу образования и определил список ключевых компетенций при обучении иностранному языку: лингвистическая, социолингвистическая, социокультурная, стратегическая, дискурсивная, социальная как составляющие коммуникативной компетенции в целом [6, с. 6]. До недавнего времени достаточно широко были распространены в практике обучения говорению на иностранном языке задания типа: ответьте на вопросы по тексту «…», кратко перескажите текст, составьте рассказ о …; опишите, например, город, в котором вы живете и т.д. Как правило, при этом учитель предлагал учащимся / студентам вербальные опоры: план высказывания; ключевые слова (причем уже в нужной форме и последовательности для обязательного употребления); прочитанный текст-опору на английском языке. Слушателями являлись одногруппники, их высказывания мало чем отличались, поэтому они не проявляли интереса к ответам друг друга. Безусловно, механическое воспроизведение готовых фраз из текста-оригинала ради отметки не обеспечивало продуктивного владения лексико-грамматическим материалом, дополнительные вопросы учителя, как правило, оставались без ответа (школьники и студенты с трудом понимали обращенную к ним речь). Понятно, что подобные заученные высказывания вряд ли могут быть использованы и где-то в реальной жизни (ситуации никогда не повторяются в одном и том же виде, они всегда варьируются, и собеседнику надо быстро ориентироваться, реагировать на реплики партнера по коммуникации). Известно, что знания, полученные репродуктивным путем (то есть преподнесенные учителем как есть, без осмысления) с использованием объяснительно-иллюстративных методов, очень быстро забываются, тогда как знания, добытые путём умственных усилий обучающегося, путём поиска и разрешения противоречий не только становятся его интеллектуальной собственностью, но и дают возможность для формирования личности в целом. Поэтому в современной методической литературе ведущее место занимает технология личностного интеллектуального развития обучаемых, которая предполагает воспитание личности, способной думать, анализировать, сопоставлять, обобщать, взвешивать предлагаемые обстоятельства и принимать решения (порой выбирая альтернативные пути). В отечественной коммуникативной методике (родоначальник - Е.И. Пассов, профессор кафедры гуманитарного образования Института развития образования Липецкой области) ведущее место занимают речевые (подлинно-коммуникативные) или условно-речевые упражнения. Им соответствуют следующие английские термины: communicative activities, pre- communicative activities [2, с. 120]. Эти упражнения затрагивают сферу эмоций и чувств обучающихся, поэтому всегда вызывают интерес и желание их выполнить. Их принято называть коммуникативно-ориентированными, т.к. акцент делается на развитие неподготовленной, спонтанной речи на английском языке. При этом допускается использование вербальных опор (составленных учителем или самими обучающимися). Безусловно, им трудно удержать в памяти большие куски информации в условиях обучения вне языковой среды, а использование содержательных опор (вербальных и невербальных) - это возможность поддержать школьников / студентов, повысить речевую активность, создать мотивацию успеха. В качестве опор могут выступать иллюстрации, кластеры (отражающие ключевые слова и выражения), логико-функциональные схемы, функционально-смысловые таблицы, синтагматические модели (незавершенные речевые образцы, призванные облегчить процесс речепорождения). Один из известных отечественных лингвистов Р.П. Мильруд, автор десятков пособий и учебников по методике преподавания английского языка, в том числе написанных совместно с иностранными коллегами и выпущенных в Великобритании, ввел другой термин - «интеллектуально-нагруженные задания» [3], которые включают исследовательские задания и творческие упражнения. Он утверждает, что именно они обеспечивают активную поисковую мыслительную деятельность обучающихся и включают несколько приемов развивающего обучения: наблюдение и выявление сходств и различий, обнаружение закономерностей, классификацию лексических единиц и структурирование микро / макротекстов, логику мышления и выявление причинно-следственных связей, извлечение значимой (ключевой) информации, отсеивание второстепенной (лишней) и восполнение пробелов в приеме информации (вероятностное прогнозирование и домысливание), переосмысление и перекодирование информации (представление ее в другом виде). При этом доминирующий вид деятельности (в аудитории и дома) - проблемный, продуктивный, творческий. Ученый видит перспективу в исследовании проблем языковой педагогики - науки о построении взаимоотношений обучающихся и учителя с целью развития личности обучаемых, формирования познавательных умений и мотивации учиться, от которой зависят результаты и достижения обучающихся [4]. К интеллектуально-нагруженным заданиям (упражнениям, развивающим лингвистическую наблюдательность, логическое мышление, языковое чутье) при компетентностном подходе можно отнести следующие коммуникативные упражнения: 1. вопросы открытого типа (в зарубежной методике их называют «толстые вопросы») [5, с. 126]; они исключают единственный верный ответ, предполагается обращение к жизненному опыту обучающихся: · Answerthequestions: 1. Where would you go if you could go anywhere in the world? Why? 2. What would you do if you won one million dollars? 2. решение проблемных задач разного типа а) проблемные задачи с недостающими, избыточными, с заведомо допущенными ошибками · Imagine that you are the editor of the newspaper and correct the letters of the readers. Decide what mistakes are common. What grammar rules should the girls repeat? Katie Sophya I doesn’t like any celebrations especially Christmas. It is to getting more commercialized: some people spend a lot of money on gifts, while others makes much money selling gifts. My parents thinks that it is an old tradition. But I doesn’t understand the use of celebration a holiday only because it is a tradition. We can to choose more interesting activities for holidays instead of sitting at the table with relations and discussing boring family problems. For me there are nothing like playing sports. Celebrating is my joy. I likes this perfect atmosphere behind celebrations. It take timeto makes all the arrangements. But my favourite celebration are worth many efforts. The best moment is when the guests arrives. They are the people I love best. They come to share the joy of the day. Their gift make meto think of the day again and again. · What is your attitude towards different holidays in your country? б) речемыслительные задачи (возможно с противоречивыми мнениями), например, по теме ‘Getting a job’. Учащимся / студентам предстоит выбрать одного из трех кандидатов на вакансию ведущего новой молодежной музыкальной радиопрограммы. REQUIRED IMMEDIATELY: Radio programme presenter (age range: 18-28) for new ‘Youth Now’ music programme on local radio. Must be sympathetic to young people generally and have interests in and knowledge of recent trends in the pop music field. Some interview and travel work also involved (expenses paid), but no broadcasting experience necessary. The three candidates were all shortlisted and invited to interview. Look through the description and write your responses of your 1st and 2nd choice for the job, and your response not to offer this job to anyone. Explain your decision [1, с. 192]. JENNY PUGH Age: 25, married with a boy of 3 and 1-year old baby, smart appearance, good dress sense, a qualified piano teacher, enjoys pop music and goes to rock concerts occasionally, has strong Scottish accent, works in old people’s home, feels that young people are manipulated by press, TV and radio. ADRIAN LEWIS Age: 21, casual but tidy appearance, unmarried, lives with parents, University student doing research into early European music, plays in local brass band, sings in church choir, collects jazz records, a sincere, thoughtful person. DAVID ADAMS Age: 19, untidy, ‘Punk’ appearance, no special musical talent, unemployed, unmarried, lives in lodgings with friends, a quick talker, hopes to go to the USA when older and richer. Просмотрев резюме всех претендентов (curriculumvitae), учащимся / студентам надо аргументировать свое решение: кто подходит больше, на их взгляд, и почему: а) 25-летняя мама с 3-х летним и годовалым ребенком, сильным шотландским акцентом, квалифицированный учитель музыки, который живо интересуется поп и рок направлением, но временно работает в доме для престарелых; б) искренний и серьезный молодой человек - студент, который пишет дипломную работу по Европейской музыке, играет в ансамбле, поет в церковном хоре, коллекционирует джазовые записи, живет с родителями; в) 19-летний безработный, неженатый парень с внешностью «панка», который снимает жилье с друзьями, не имеет устойчивых интересов к определённому направлению в музыке, мечтает разбогатеть и уехать в США? Такого рода задания побуждают учащихся и студентов спорить с оппонентами, аргументировать свою позицию, анализировать мысли и поступки героев (в текстах для чтения и аудирования), ставить себя на их место и предлагать альтернативные решения выхода из ситуаций, в которых оказываются герои. в) коммуникативно-поисковые задачи Цель - формирование у учащихся / студентов умения оформлять иноязычную речь в соответствии с её предполагаемым коммуникативным содержанием. Примером может служить упражнение - на восстановление исходного текста, например, правила поведения в гостинице: · Read the following expressions and write how the visitors are expected to behave at the hotel (Use the Modal Verbs or Passive Voice). E.g. Bills must be paid before 12 o’clock on the day you leave or You should pay the bills…. 1. on the day you leave, before 12 o’clock, pay your bills. 2. go out , leave your keys, at the office. 3. in the hotel, animals, no. 4. in the pool area, accompany, children. - на соотнесение информации, например, в рамках темы ‘Travelling’ учащиеся / студенты должны по содержимому чемодана узнать, кто владелец затерявшегося в аэропорту багажа: школьник, актриса, рыбак, студент, рок-певец, писатель. · Here are the names of six people and six suitcases. At the airport all baggage mixed up. Help these people find their baggage - match the names with the suitcases. Explain your choice. 1. Alice, 64 - a romantic novelist 2. Sam, 35 - rock singer 3. Khaila, 22 - a student 1. Billy, 8 - a schoolboy 2. Mr. Swift,70 - a fisherman 3. Liza, 31 - an actress a. a lot of make-up, a dressing gown, sunglasses, four dresses and two pairs of high heeled shoes, jewellery, a bottle of perfume, a credit card. b. many books, newspapers, a phrase book, an anorak, a passport, a radio, a camera, a pair of sandals, a swimming costume, sunglasses, money. c. a typing machine, a photo album, a dress, books, a pair of gloves, a skirt, a blouse, a scarf, a dressing gown. d. a penknife, a pair of walking boots, a clock, a towel, socks, a warm sweater, a fishing rod. e. a guitar, sunglasses, jeans, T-shirts, trainers, posters, money, a passport. f. Game Boy, sweets, T-shirts, underwear, trainers, jeans, pocket money, a football. 3. самостоятельное «открытие» новых знаний (возможно, с помощью наводящих вопросов учителя). Это упражнения: а) на распознавание глагольных форм · Choose only those sentences which are used in the Present Perfect Tense. 1. Look! They have already built our new house. 2. He’s never read books by this writer. 3. I have to get up early on week-days. 4. I haven’t slept this night. I have a headache now. 5. He’s got a nice new car. Для успешного решения этого задания учащиеся / студенты должны четко разграничивать формулу образования The Present Perfect Tense (have/has+V3) от омонимичных форм пассивного залога (He’s taught to drive a car) и случаев использования глагола ‘have’в качестве смыслового (She’s got a nice cat) или модального (He has to cook every day, because his wife is in hospital). б) на развитие механизмов догадки (возможна самостоятельная работа со словарем) · In their free time British children like to do the following activities:climbing, dancing, cycling, chess, tennis, sightseeing, nothing, yoga, swimming, athletics, drama, sunbathing, ball, shopping, games, walking, gymnastics, computer programming, windsurfing. What activities go to which column? go play do climbing games drama ……… ………. ……….. · Listen to the words anddistribute them into 3 columns to get the right word-combinations. Somenounscanbeusedtwice - задание на аудирование (без печатной основы). do make take Предлагаемые слова:the bed, the bus, a tablet, (the) homework, the washing, a film, a crossword, an impression, a look, hair, a noise, a bath, nothing, a cake, a mistake, the translation, an exam. в) на смысловой выбор (используется лексический парафраз, синонимы) · Do you know these idioms? Match the following pictures with the words. - as nice as a pie - full of beans - a piece of cake - not my cup of tea - nuts · Fill in the gaps with these idioms. 1. I think our teacher is _. She is very kind and patient. 2. I don’t enjoy learning English pronunciation. It’s _. 3. I think that learning English grammar is _. It’s very easy. 4. I know someone who is completely _. She is mad! 5. I am always _. I’m very energetic and full of life! г) на логику мышления (а не на знание фактического материала) - игра «Найди лишнее слово / выражение» -‘OddManOut’ · Choose an odd word in each line and explain why you think so: - careful, cheerful, serious, helpful(take into account the word building) - huge, daily, misty, praise, fragile(parts of speech) - ache, choose, much, change(pronunciation) - It’s wonderful. / It’s terrible. / I love it. / It’s marvelous.(meaning) · Cross out the word in each line which doesn’t go with the word in bold: pay a debt a meal a bill a ticket the taxi strong language cheese intelligence accent indication д) на перекодирование информациии представление ее в виде таблицы, например, используя методику 5W-Who? What? Where? When? Why? или ЗУХ - Знаю - Узнал - Хочу узнать [5, с.121]. От учащихся / студентов требуется умение отделять главную информацию от второстепенной и кратко записывать ключевые слова и выражения по ходу чтения биографического текста про футболиста Кристиано Роналдо. Christiano Ronaldo is a Portuguese football player, a forward. He plays for the Spanish club Real Madrid and the Portugal national team. Christiano was born on 5th February, 1985. He started to play football when he was 8 years old. By the age of 17 he became famous and popular around the world. In 2008 he won the FIFA World Player of the Year. Christiano loves shopping. He also likes to buy very expensive cars. He has got nineteen cars among which are BMW 6, Audi Q7, Porsche Cayenne, Phantom Roll-Royce and many others. Who? What? Where? When? Why? Christiano Ronaldo a Portuguese football player Spanish club Real Madrid - started to play football at 8 - became famous and popular by the age of 17 - won the FIFA World Player of the Year in 2008 - worked hard - was eager to be the best Знаю Узнал Хочу узнать - He is a world famous football player from Portugal; - He plays for Real Madrid and is rather rich; - He is a bit older than 30; - He loves shopping. - He has got nineteen cars; - What family does he come from? (What are his parents? Has he got sisters and brothers? - Who taught him to play football so well? - How many medals has he won by this time? - Will he come to Russia one day? Does he know any Russian words? Зафиксированная учащимися / студентами ключевая информация в дальнейшем будет служить вербальной опорой для пересказа текста своими словами или для составления подобного монолога о любом другом известном человеке (некоторые факты биографии). Представленные интеллектуально-нагруженные задания позволяют учителю удовлетворять потребность школьников / студентов в поисковой, исследовательской активности, развивают их воображение, учат их принимать решение, аргументировать свою точку зрения (соглашаясь / не соглашаясь с одногруппниками). Итак, подлинно коммуникативные задания: - задействуют эмоционально-оценочную сферу деятельности обучаемых; - формируют культуру мышления (развивают механизмы догадки, смыслового выбора, восприятия, сличения и узнавания); - развивают универсальные общеучебные умения (метапредметные); - предполагают деятельностный подход (исключают знания в готовом виде), т.е. развивают лингвистическую компетенцию как составляющую коммуникативной компетенции. Как говорил когда-то Б. Паскаль, доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.
×

About the authors

E. A. Pavlova

Nizhnevartovsk State University

Associate Professor of English Chair of Linguistics and Translation Studies

References

  1. Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2011.
  2. Simkhovich V.A. English Grammar in Communication. - Минск: НКФ «Экаперспектива», 1995.
  3. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ», Cambridge University Press, 2001.
  4. Мильруд Р.П. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы (с УМК «Звездный английский») // Интернет-издание для учителя INAZYKI.RU.URL. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://inyaz.prosv.ru/info.aspx?ob_no=40663 (Дата обращения 07.05.2016).
  5. Мильруд Р.П. Я - за творческие задания // Научно-методический журнал «Сообщество учителей английского языка» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tea4er.ru/interview/3672--q-q (Дата обращения 07.05.2016).
  6. Павлова Е.А., Трофименко М.П. Формирование социально-коммуникативной компетентности студентов средствами технологии развития критического мышления (глава IV) // Технологии организации образовательного процесса в вузе: Коллективная монография / Отв. ред. Е.В. Гончарова - Нижневартовск, Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014, с. 109-130.
  7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2002.
  8. Стандарт основного общего образования по английскому языку. // Учительская копилка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uchkopilka.ru/gosstandarty-obrazovaniya/gosstandarty-nachalnogo-obrazovaniya/33-uchebnye-predmety?start=220 (Дата обращения: 03.05.2016).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Pavlova E.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80962 от 30.04.2021 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies