STUDENT’S INDIVIDUAL WORK AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS, ITS FUNCTIONS AND TARGETS


Cite item

Full Text

Abstract

The individual work is any active, intensive student’s work that had been given them by professors for didactic goals achievement as well as to solve some specific problems like research work, comprehension and consolidation of knowledge, formation and development of knowledge and skills, its synthesis and regimentation.

Full Text

В настоящее время усиливаются требования к профессиональной подготовке специалистов. Инновационная система образования основывается на самостоятельном получении обучающимися необходимого объема и требуемого качества знаний, а также предусматривает использование широкого спектра информационных технологий, где соотношение лекционного материала (непосредственного контакта с преподавателем) и объема самостоятельной работы составляет 10% и, соответственно, 90 %. В этом и состоит актуальность максимального внедрения самостоятельной работы в учебную деятельность. Самостоятельной работе студентов (СРС) уделяется большое внимание, так как роль ее очень велика: она воспитывает сознательное отношение самих студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, прививает привычку к напряженному интеллектуальному труду. Основные умения и навыки самостоятельной работы должны сформироваться у учеников еще в средней школе. Однако, как показывает практика, этого обычно не происходит. Попадая в новые условия обучения после школы, многие студенты не сразу адаптируются к ним, теряются в выборе приемов самостоятельной работы. До 70 % студентов первого курса не используют прием систематизации материала для его лучшего понимания [5]. Прием осмысления, переработки, интерпретации и фиксирования необходимой учебной информации вызывает у студентов затруднение, что говорит о несформированной психологической готовности к самостоятельной работе [3]. Проблема формирования навыков самостоятельной работы у студентов выливается в проблему предварительного повышения учебной мотивации, воспитания интереса к учению. Поэтому помочь студентам в организации их самостоятельной работы - одна из основных задач преподавателя. Самостоятельная работа студентов может включать в себя: · подготовку к лекциям, практическим, семинарским, лабораторным занятиям и выполнение соответствующих заданий; · самостоятельную работу над определенными темами учебных дисциплин, которые соответствуют учебно-календарными планам; · подготовку к практикумам и выполнение предусмотренных ими заданий; · выполнение письменных контрольных, курсовых работ; · подготовку ко всем видам контрольных испытаний, включая зачеты и экзамены; · подготовку и выполнение выпускной квалификационной работы; · работу в студенческих научных обществах, объединениях, семинарах и др.; · участие в работе факультативов, курсов, спецсеминаров и т.п.; · активное участие в научной и научно-методической работе кафедр и факультетов образовательного учреждения; · участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах, собраниях и т.д. [5]. Самостоятельная деятельность выполняет ряд функций, к которым относятся: · развивающая, так как именно самостоятельная деятельность помогает повышению культуры интеллектуального труда, приобщению к творческим видам деятельности, обогащению умственных способностей студентов; · информационно-обучающая: учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, которая не подкреплена самостоятельной работой, малорезультативна; · ориентирующая и стимулирующая функции придают процессу обучения профессиональное ускорение, которое выражается в том, что в ходе самостоятельной деятельности формируется умение видеть горизонты развития; · воспитывающая функция проявляется в самостоятельной деятельности: личность специалиста, его профессиональные качества развиваются, формируются и изменяются в процессе непосредственного выполнения упражнений, отведенных для самостоятельной работы; · исследовательская функция выводит студентов на новую ступень профессионально-творческого мышления. Самостоятельная работа, которая выполняется студентами, должна отвечать следующим общим требованиям: · должна быть выполнена непосредственно студентом или являться самостоятельно выполненной частью групповой работы; · представлять собой законченную разработку или законченный ее этап, в которой раскрываются и анализируются актуальные вопросы изучаемой дисциплины и соответствующей сферы практической деятельности; · демонстрировать убедительную компетентность в вопросах, которые необходимо раскрыть; · иметь учебную, научную и (или) практическую направленность и важность; · содержать определенные элементы новизны и свежих идей [5]. СРС включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. Так, различают три уровня самостоятельной деятельности студентов: репродуктивный (тренировочный), реконструктивный и творческий (поисковый). 1. Тренировочные (воспроизводящие) самостоятельные работы предполагают действия студентов по плану и инструкции преподавателя. При овладении системой алгоритмов происходит формирование способности самостоятельно разработать метод решения поставленных задач. 2. В ходе реконструктивных самостоятельных работ ставится определенная цель: инициировать студентов к самостоятельному решению сообщаемой преподавателем общей проблемы, основываясь на имеющихся знаниях, сформированных навыках и приобретенных умениях (тезисы, реферирование). 3. Эвристические работы предполагают необычную ситуацию, нетипичные задачи. В основе работы - поиск: индивидуальное выражение и аргументация идеи, а также путей ее решения. Аналогичные задания включаются в особые практические занятия, при выполнении курсовых работ. 4. Исследовательские работы носят творческий, креативный характер. В ходе выполнения данных упражнений проявляется самый высокий уровень самостоятельности и познавательной активности студента. Благодаря творческим заданиям учащийся глубоко проникает в суть изучаемого вопроса, находит новые пути решения проблем. Как правило, данный тип работы проявляется при выполнении дипломного исследования, подготовке научного доклада, в ходе выполнения творческих задач. Существует два вида самостоятельной работы по форме: 1) внеаудиторная (с участием преподавателя и без него); 2) аудиторная (под руководством преподавателя). 1. Внеаудиторная работа подразумевает изучение студентом специальной научной литературы, написание докладов, рефератов, выполнение заданий по определенным темам, которые выносятся на самостоятельное изучение. Проверяется и оценивается такая работа через тестирование, с помощью вопросов для самоконтроля, также проводятся контрольные работы. Задания могут разграничиваться как обязательные (минимум, необходимый для усвоения всеми без исключения, вариативными могут быть сроки и форма отчетности) и индивидуальные, необязательные для всех: корректирующие объем знаний и умений в зависимости от готовности студента и его интереса к дисциплине. 2. Аудиторная работа, как правило, реализуется на лекциях, практических, лабораторных, семинарских занятиях. Например: коллективные обсуждения и рассуждения, рассмотрение тезиса, «включение в дискуссию» с обоснованием индивидуальной точки зрения, выполнение определенного объема задания, тематические диктанты, контрольные работы и т.д. Виды самостоятельной работы по цели: 1. Текущая проработка материала (ТПМ) - домашнее задание, работа с конспектами лекций, конспектирование литературных источников, подготовка к семинарам, лабораторным работам. 2. Учебно-исследовательская работа (УИР) - выполнение индивидуальных понедельных, помесячных, семестровых заданий, самостоятельное изучение темы, составление реферата, доклада, сообщения, анализ специальной литературы. 3. Научно-исследовательская работа (НИР) - выполнение курсовых и дипломных работ, подготовка научных докладов, статей и т. п. [3]. При формировании самостоятельной работы студентов преподавателю необходимо рассмотреть дидактическое, организационно-методическое и научно-методическое обеспечение. Дидактическое обеспечение включает: · умение формулировать частнодидактические цели самостоятельной работы студентов и понимание путей их достижения; · своевременное и постепенное включение самостоятельных работ в процесс усвоения знаний. Организационно-методическое обеспечение включает: · распределение самостоятельной работы студентов; · определение общего ресурса времени самостоятельной работы студентов; · обеспечение всеми необходимыми пособиями; · осуществление контроля самостоятельной работы студентов. К научно-методическому обеспечению относится: · обучение студентов методам самостоятельной работы над различной учебной литературой; · овладение студентами культурой умственного труда, рациональными его видами; · методическое руководство самостоятельной работой студентов [3]. Для правильной и эффективной организации самостоятельной работы студентов большое значение имеют следующие условия: · наличие учебно-методического комплекса по каждой дисциплине, включая описание курса, формы и средства контроля уровня освоения студентом заданий для самостоятельной работы, с указанием содержания и сроков их проведения, справочник-путеводитель для студента на весь период обучения; · обеспеченность учебной литературой, дидактическими и учебно-методическими материалами, наличие источников в библиотеках; · выбор формы самостоятельной работы учащихся в зависимости от целей и задач учебной дисциплины, степени сложности и востребованности практикой; · основные цели заданий для самостоятельной работы должны быть понятны и доступны студентам, а также учебные задания должны содержать элементы новизны и алгоритмы их выполнения; · обеспеченность компьютерной и телекоммуникационной техникой; · самостоятельная работа должна осуществляться с учетом индивидуализации заданий, а также с учетом уровня подготовленности каждого из студентов; · применение инновационных технологий (совокупность технических средств, обеспечивающих свободный доступ студента к различным источникам информации и создающих оптимальные условия для использования электронных средств обучения); · использование различных форм организации самостоятельной работы, позволяющих наиболее эффективно стимулировать познавательную активность студентов; · приемлемая нагрузка студентов; · система мониторинга самостоятельной работы должна иметь личностную, развивающую направленность и творческий, изобретательский характер, соединяться с самоконтролем, быть необходимой и полезной, прежде всего самому студенту; · внедрение междисциплинарных самостоятельных работ и проектов; · развитие социальной инфраструктуры, улучшение условий отдыха студентов и другие организационные, субъективные факторы. Студентам предлагается система разных учебных, производственных, интеллектуальных заданий для самостоятельной работы, которые определяются характером самостоятельности и типом самостоятельной деятельности студента. Выделяют четыре типа самостоятельной работы студентов. Первый тип работ позволяет сформировать умение выполнять заданный алгоритм действий, различать полученные данные или педагогическое явление при повторном их восприятии. Причем существенным здесь выступает то, что признаки явления должны быть ярко выражены, понятны и представлены в четком виде через задания и инструкцию к их выполнению. Задания по образцу - пример данного типа. Второй тип работы позволяет сформировать умения воспроизведения усвоенной информации по памяти, на основе репродуктивного воспроизведения и частично самостоятельного поиска решения типовых учебно-познавательных задач. К этому типу относятся конструктивно-вариативные задания. Это могут быть задания на составление личного варианта конспекта занятия, игры, методические рекомендации, проект, модели и т.д. Третий тип заданий позволяет студентам научиться решать нетиповые поисковые задачи на основе ранее полученного опыта. Такие задания требуют выделения проблемы, ее формулировки, поиска и воплощения способов решения. К этому типу относятся задания эвристического характера, например, разрешение педагогических ситуаций. Четвертый тип задания направлен на творческую деятельность, когда студенты способны глубоко проникать в суть рассматриваемых объектов, устанавливать и преобразовывать новые факты и явления. К этому типу относятся исследовательские задания: на обобщение передового педагогического опыта, организацию наблюдения за отдельными педагогическими явлениями, на анкетирование, тестирование преподавателей, родителей, детей, на сравнительное изучение полученных результатов, составление таблиц, графиков, диаграмм, разработку собственных нестандартных занятий. В ходе изучения определенной дисциплины необходимо давать студентам поочередно все типы заданий. Управление педагогом самостоятельной деятельностью студентов включает в себя пять последовательных этапов: · информационный этап ориентирует студентов на актуальное понимание главного при изучении определенного параграфа, главы, учебного текста; · операционный этап направлен на выполнение разнообразных заданий по усвоению полученной учебной информации; · этап обратной связи осуществляется в виде ориентировочных указаний со стороны преподавателя и самоконтроля студента по их выполнению; · контрольный этап предполагает выполнение студентом разнообразных контрольных работ, что позволяет преподавателю сориентироваться в степени усвоения материала, данного студентам в качестве заданий для самостоятельной работы; · указательный этап позволяет педагогу в ходе проверки заданий для самостоятельной работы уяснить, какие из них вызвали заинтересованность, а что было трудным для выполнения и по каким причинам. В связи с этим алгоритм работы преподавателя будет следующий: 1. Разработка и выдача заданий. Здесь преподавателю необходимо выполнить ряд условий: · система заданий для самостоятельной работы должна способствовать наиболее полному осуществлению принципов дидактики; · содержание заданий по конкретной теме должно соответствовать конкретной триединой цели; · содержание и методический аппарат задания должны обеспечивать познавательную деятельность студентов на всех уровнях познавательной самостоятельности: репродуктивном, частично-поисковом, творческом; · индивидуализировать познавательную деятельность; · гарантировать связи заданий по дисциплине с другими видами учебной деятельности для обеспечения эффективности познавательной деятельности студентов; · реализовывать систему заданий на основе задач постепенно возрастающей сложности; · любое задание для самостоятельной работы должно помогать студентам приобрести, закрепить, применить, проверить полученные знания; · педагогу необходимо внимательно рассмотреть формы организации деятельности: задание выполняется индивидуально, в микрогруппе, в диаде или его нужно выполнять коллективно; · для обеспечения усвоения студентами знаний на уровне самостоятельно-творческого воспроизведения учебной информации задания для самостоятельной работы должны вводиться в изучение любой учебной дисциплины и на каждом этапе усвоения знаний по данному курсу; · опосредованность типов, видов и форм самостоятельной работы определяется дисциплиной, изучаемой темой, типом учебного занятия, подготовленностью студентов [1]. При выдаче заданий студентам преподаватель может использовать подобный алгоритм: тема (название), цель, содержание задания, методические рекомендации (инструкция) по выполнению. 2. Консультация по выполнению заданий, которая осуществляется в виде устного указания, письменной инструкции, в качестве автоинструкции, которую дает себе сам студент в виде предписания. В любом виде инструкции должны быть указаны время, отведенное на выполнении заданий, система поощрений и штрафов, требования к содержанию и эстетическому оформлению здания. 3. Коррекция познавательной деятельности студентов, которая осуществляется при повторной консультации, когда преподаватель помогает решить возникшие вопросы и трудности при выполнении заданий, а также подсказывает новые направления и ориентации работы. Особое значение здесь приобретает организация индивидуальной помощи преподавателя обучающимся. Стимулировать познавательную деятельность студентов поможет методика реконструкции педагогического опыта. Реконструкция предполагает не простое копирование, дублирование имеющегося опыта, а его творческое, изобретательное изменение на основе имеющихся документов, ретроспективных представлений. Данная методика содержит два этапа. Первый заключается в осознании конкретной практической задачи и поиске педагога, чей опыт окажется необходимым для ее решения. Второй заключается в определении сути предстоящей реконструкции. Здесь необходимо последовательно ответить на несколько вопросов: что натолкнуло на мысль о необходимости изменения; как могут быть определены практические задачи; какое решение было принято за основу дальнейшей работы; какие поправки необходимо внести в первоначальный замысел; какие результаты говорят о положительном эффекте выполненной работы; какие выводы можно сделать на основе полученного опыта; при каких условиях полученный опыт может стать достоянием других? 4. Контроль осуществляется преподавателем в нескольких видах. Корректирующий выполняет функцию побуждения, а констатирующий направлен на проверку результатов СРС. В качестве методов контроля выделяют коллективный анализ результатов; самостоятельный анализ студентом своей работы с последующей коллективной проверкой и оценкой деятельности; самопроверку и самооценку студентом полученных результатов. Таким образом, самостоятельная работа студентов является одной из самых главных составляющих образовательного процесса в высшем образовательном учреждении. Независимо от формы обучения, все виды выполняемых работ базируются на деятельностной самостоятельной работе студентов. СРС способствует повышению качества обучения, развитию творческих способностей обучающихся, способностей к непрерывному, непрекращающемуся образованию.
×

About the authors

A. I. Sharafutdinova

graduate student of the Department of Philology and Mass Communications of the Nizhnevartovsk State University

References

  1. Батыршина А.Р. Технология организации самостоятельной работы студентов // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 9. - С. 82-84.
  2. Белькова А.Е., Лесниченко Л.П. Интерактивный метод обучения на уроках русского языка как способ повышения познавательной активности учащихся // Научный журнал «Молодой учёный». - 2015. - № 23. - С. 1068-1071.
  3. Зайцев В.С. Самостоятельная работа студентов в условиях университетского образования: учеб. пособие. - Челябинск: Изд-во Татьяны Лурье, 2013. -198 с.
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с.
  5. Рубаник А., Большакова Г., Тельных Н. Самостоятельная работа студентов //Высшее образование в России. 2005. № 6. -С. 35-38.
  6. Технологии организации образовательного процесса в вузе // Коллективная монография / Отв. ред. Е.В. Гончарова. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. - 171 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Sharafutdinova A.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80962 от 30.04.2021 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies