Том 2, № 1 (2017)
- Год: 2017
- Статей: 11
- URL: https://filvestnik.nvsu.ru/2500-1795/issue/view/4525
Весь выпуск
Статьи
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» В ГРАММАТИКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
Аннотация
На материале наиболее авторитетных изданий грамматик русского языка второй половины XIX века делается попытка ответить на вопрос, сформировано ли в современной лингвистике единое общепринятое определение имени прилагательного как часть речи. Анализ источников показал, что такого определения так и не было создано. За редким исключением учёным не удалось скоррелировать определение понятий «Части речи» и «Имя прилагательное». Определение имени прилагательного как части речи ориентируется только на группу качественных прилагательных. Отмечается, что традиционные грамматики впитали в себя те несомненные достижения, которым лингвистическая наука обязана формальным грамматикам второй половины прошлого века. Соединение обеих грамматик особенно хорошо заметно в школьной грамматике, и свидетельством такого плодотворного взаимодействия является, в частности, современное определение имени прилагательного в школьном учебнике русского языка.
Нижневартовский филологический вестник. 2017;2(1):3-17



БЕССОННИЦА КАК МУЗА (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА ЦИКЛА СТИХОТВОРЕНИЙ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ «БЕССОННИЦА»)
Аннотация
Актуальность данной статьи обусловлена недостаточной разработанностью проблемы традиций и интерпретации образа Музы в творчестве М.И. Цветаевой. Комплексный анализ его эволюции в поэзии Цветаевой на данный момент никем в отечественном цветаевоведении не осуществлялся. Целью данной работы является исследование эволюции образа Музы и его интерпретации в творчестве Марины Цветаевой. Цикл «Бессонница», созданный в 1916 году, свидетельствует о том, что М. Цветаева не просто творила под началом Музы, она посвящала ей свою поэзию. Образ бессонницы является для поэтессы Музой, - близкой, родной, одухотворенной, позволяющей ей реализоваться как поэту. В ней можно увидеть черты как Анны Ахматовой, так и ее музы-сестры, наставницы и мучительницы. Цветаевская Муза страдает, она - «Муза плача», что сближает ее со страдающей Музой Н. А. Некрасова.
Нижневартовский филологический вестник. 2017;2(1):17-20



ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СТИЛИСТИЧЕСКИ ОКРАШЕННОЙ ЛЕКСИКИ В РЕКЛАМЕ ОПЕРАТОРОВ СОТОВОЙ СВЯЗИ МТС И TELE2
Аннотация
В сфере современной коммуникации реклама является не только необходимым условием продвижения товаров на рынке, но также неотделимой частью нашей повседневной жизни. Трудно представить себе повседневную коммуникацию без рекламы. Она оказывает воздействие практически на все сферы жизни людей: формирует ценностные установки, меняет приоритеты и влияет на образ мышления. С точки зрения филологии, реклама являет собой особую сферу практической деятельности, продуктом которой является словесное произведение - рекламный текст. В связи с активным развитием сферы рекламы, а так же вовлечением в нее все большего числа текстовых форм, исследования, посвященные жанровым разновидностям рекламных текстов и их стилистическим особенностям, являются актуальными. Статья посвящена анализу роли стилистически окрашенной лексики в воздействующей функции рекламных текстах, которые оказывают влияние практически на все сферы жизни людей и являются неотъемлемой частью современной коммуникации. Обосновывается необходимость изучения лингвистических особенностей рекламных текстов. Материалом для исследования стали тексты рекламных роликов операторов телекоммуникационной связи МТС и Tele2. Показано, что стилистически окрашенная лексика в рекламных текстах имеет не столько выразительную функцию, сколько воздействующую на потребителя.
Нижневартовский филологический вестник. 2017;2(1):20-24



В. МАЯКОВСКИЙ И Н. АСЕЕВ. «УЧИТЕЛЬ» И «УЧЕНИК» ИЛИ ВЗАИМООБОГАЩЕНИЕ?
Аннотация
В статье рассматриваются творческие взаимосвязи В. Маяковского и его «собрата по футуризму» Н. Асеева; анализ поэтических текстов с привлечением культурно-исторического, сравнительно-исторического и герменевтического методов позволяет сделать вывод о том, что художественные миры поэтов содержат много общих черт. Это касается явного тематического единодушия, проявленного обоими поэтами (а общими для них явились темы: антивоенная, революции, социалистического строительства и т.п.), причиной которого послужило не ученическое заимствование Асеевым литературных тем и находок Маяковского, а общественная атмосфера - созидательный пафос молодого советского государства. Подтверждает данный вывод и тот факт, что и в творческой биографии Маяковского имели место случаи обращения к поэтическим находкам Асеева (в частности, в области художественной образности и рифмы) и использования их в собственных произведениях.
Нижневартовский филологический вестник. 2017;2(1):25-34



МИФОЛОГЕМА БОГИНИ-МАТЕРИ В ТВОРЧЕСТВЕ ОБСКИХ УГРОВ
Аннотация
В статье рассматривается взаимообусловленность терминов «мифологема» и «архетип», объясняется сущность их восприятия сознанием различных этносов, аргументируется постулат, утверждающий, что мифологические представления о мире схожи у многих народов нашей планеты, и одинаковые или весьма похожие образы встречаются в мифологиях разных культур. Мифологемы, являясь составным элементом мифотворчества, являются базовой моделью для создания на их основе новых мифов, они не только вбирают в себя опыт прошлого, но и актуализируют реальность. При этом мифологемы объединяют в одном пространстве архаическое мышление и индивидуально-авторское мифотворчество. Мифологемы составляют сущностную основу текста, это воплощение динамики первичного материала, обладающего уникальным свойством трансформации. Сознательно заимствованные мифологические мотивы, трансформированные в художественную культуру, составляют понятие литературного термина «мифологема». Во всех мифологиях мира можно наблюдать поклонение Богине-Матери, главному женскому божеству. Авторы обосновывают положения о том, что мифологема Богини-Матери характерна различным культурным традициям и не имеет национальной и временной принадлежности, что связано с восприятием женщины, как производящей жизнь. Одинаковость сюжетов, связанных с образом Богини-Матери и зафиксированных в мифологиях различных этносов, доказывает устойчивость мифологемы в истории развития мировой культуры. Эта мифологема, воплощенная в творчестве разных народов, является одним из самых повторяющихся конструктов. В мифологии ханты и манси мифологема Богини-Матери воплощена в образе жены бога Нуми-Торума, женщины-матери, культ которой является одним из самых древнейших на земле.
Нижневартовский филологический вестник. 2017;2(1):37-42



ОСОБЕННОСТИ ПОРТРЕТИРОВАНИЯ АРХЕТИПИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В РАННИХ ПОВЕСТЯХ А. И. КУПРИНА
Аннотация
В данной статье рассматриваются особенности архетипического портрета и его функционирование в ранних повестях А. И. Куприна «Молох» и «Олеся». Актуальность данного исследования заключается в неоднозначном подходе к феномену литературного портрета, выражающемся в многообразии типологий, а также в особенности его функционирования в раннем творчестве А. И. Куприна. Результаты исследования позволили утверждать, что в раннем творчестве А. И. Куприн обращается к мифопоэтике, реализует архетипические образы, используя художественный прием портретирования. Литературный портрет стал объектом пристального внимания исследователей начиная с XXвека. При этом однозначной и фундаментальной работы, посвященной этой теме, нет. В ходе работы выяснилось, что при создании архетипического образа автором используется такой портрет персонажа, который можно назвать «архетипическим портретом», имеющим свои особенности: статичность, неизменность психологического состояния героя, характера на протяжении всей сюжетной линии произведения, а также детализированное описание внешности, максимально схожее с мифологическим образом (внешний портрет персонажа в точности совпадает с описанием мифологического божества в Мифологической энциклопедии). Характерологические качества мифологического божества трансформируются в образе персонажа и являются конечным доказательством присутствия в тексте архетипического образа.
Нижневартовский филологический вестник. 2017;2(1):42-44



ИДЕЙНО-ФИЛОСОФСКИЙ КОНТЕКСТ В ПОСТМОДЕРНИСТСКОМ РОМАНЕ ДЖУЛИАНА БАРНСА «ПРЕДЧУВСТВИЕ КОНЦА» (2011)
Аннотация
Данная статья раскрывает философские аспекты в романе Джулиана Барнса «Предчувствие конца». В статье выяснены особенности авторского стиля Джулиана Барнса и основная тематика его произведений. В статье затрагиваются философские категории времени, памяти, любви, личной ответственности, а также этическая проблема. Данное направление дополняется также рассмотрением взаимосвязи категорий любви и ответственности. Помимо этого в данной статье исследуются стилистические средства, использованные автором, как средство передачи скрытого смысла. Особое внимание в работе сконцентрировано на таких чертах постмодернизма, как многоуровневая организация текста, прием игры, аллюзии, цитирование и самоцитирование. В статье приведены аллюзии Барнса на таких известных философов ХХ века, как Альбер Камю, Фридрих Ницше и Людвиг Витгенштейн. Прибегая к взглядам данных философов на этическую проблему самоубийства, в статье предпринята попытка узнать возможные причины самоубийства героя. Кроме того, в статье затрагивается определение жанра романа «Предчувствие конца», который рассматривается и как философский роман, и как психологический детектив. В заключение обобщается взгляд авторов на роман «Предчувствие конца» и место, которое занимает философия в данном романе. В качестве предмета данной статьи выступают характерные черты постмодернизма, которые служат для раскрытия основных тем философии ХХ столетия. Целью данной работы служит исследование влияния философских идей Альбера Камю и Фридриха Ницше на раскрытие основной темы в романе Джулиана Барнса «Предчувствие конца». Научная новизна и актуальности работы заключается в том, что роман «Предчувствие конца» представляет собой переплетение тонкого психологизма с глубоким философским подтекстом и является переходом на новую ступень литературы XXI века - литературы метамодернизма. В работе использованы метод сплошной выборки, метод контекстуального анализа. Результатом работы является постмодернистский подход автора к решению этической проблемы самоубийства в романе: невозможно существование какого-либо единственно верного решения. Результаты могут быть применены на курсах по выбору на современной английской литературе, на лекциях по постмодернизму, на семинарах по стилистике и интерпретации текста. Философия в данном романе направлена на решение этической проблемы, а также является ответом на вопрос, что есть сам человек.
Нижневартовский филологический вестник. 2017;2(1):45-49



СЛОВА С ПРИСТАВКОЙ АНТИ- В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Аннотация
В статье освещены вопросы, касающиеся особенностей употребления в русском языке лексем с приставкой анти-. Сплошной выборке были подвергнуты дериваты с префиксом анти-, зафиксированные в общем и газетном подкорпусах Национального корпуса русского языка (НКРЯ), употребление которых относится к периоду с января по август 2014 г. Определены наиболее частотные частеречные и тематические разряды исследуемых языковых единиц , отражающие современные реалии. Предпринята попытка охарактеризовать лексемы как элементы словообразовательной системы языка, выявить их парадигматические связи. Отмечаются отдельные случаи использования префикса анти- в окказиональном словообразовании, его семантизации, изменения стилистической окраски производящих слов. Зафиксировано вовлечение лексем с префиксом анти- в сферу вторичной номинации. Используется обширный иллюстративный материал.
Нижневартовский филологический вестник. 2017;2(1):34-37



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТЫ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СПОСОБ ИЗОБРАЖЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО МИРА ГЕРОЯ (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА М. КАННИНГЕМА «НАЧИНАЕТСЯ НОЧЬ», 2010)
Аннотация
В данной статье рассматриваются психологический и философский аспекты прозы Майкла Каннингема на примере романа «Начинается Ночь» (2010). Особое внимание уделяется выражению данных аспектов через положения метамодернизма в литературе и философию экзистенциализма. Целью работы является изучение функционирования философского и психологического аспектов в романе «Начинается ночь». В ходе исследования с помощью метода сплошной выборки и контекстуального анализа было выявлено, что психологический и философский аспекты вписываются в рамки теории метамодернизма и экзистенциализма. Результаты исследования также выявляют, что автор в своем произведении затрагивает главным образом такие аспекты метамодернизма, как синкретизм - эстетический (сочетание в себе чувственного и трансцендентного) и рациональный (соединение разнополюсового настроения), а из философии экзистенциализма взята суть - поиск пути и собственного «Я», прохождение кризиса личностного развития («пороговое состояние»). Соединение положений метамодернизма и экзинстенциализма дало возможность автору наиболее натурально передать прохождение этого личностного кризиса через соприкосновение со своей чувственностью и полностью раскрыть идею книги, заключенную в названии романа «Начинается ночь»: отражение переходного состояния, связанного с переживанием кризиса среднего возраста, - путешествие от молодости с большим количеством сил и возможностей к закату, когда многие возможности оказываются закрытыми навсегда. Научная новизна и актуальность исследования заключаются в исследовании переплетения черт психологизма и положений философии экзистенциализма в романе Майкла Каннингема «Начинается ночь», а также отражения данного переплетения через такие стилистические приемы, как несобственно-прямая речь и эллиптические диалоги. Методологической основой исследования являются работы Т. Вермюлена и Р. Ван ден Аккера, Л. Тернера, В. Горюнова (метамодернизм); М. Хайдеггера, К. Ясперса, Г. Марселя, Н. А. Бердяева (экзистенциализм). Данные источники являются надежными, поскольку работы принадлежат основателям метамодернизма и экзистенциализма. Работа может быть использована в двух направлениях: филологическом и психологическом. В филологии ценность работы проявляется в возможности ее использования в лекциях, на семинарах, курсах по выбору и написании научных работ, таких как выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации, посвященных проблемам современной английской литературы. В психологии работа может быть использована при обучении дифференциальной диагностике различных психологических состояний.
Нижневартовский филологический вестник. 2017;2(1):49-53



РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ
Аннотация
В данной статье раскрывается понятие «творческие способности» с точки зрения педагогики, психологии и методики преподавания английского языка и подчеркивается, что иностранный язык может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей студентов, если преподаватель будет регулярно предлагать им задания, расширяющие кругозор, развивающие воображение, мышление, память, чувства и эмоции в процессе иноязычной коммуникативно-познавательной деятельности. Современный учитель отвечает за то, будет ли будущее поколение только воспроизводить блоки информации, которые они учили наизусть или они смогут находить альтернативные пути решения проблем, с которыми столкнутся в своей практической работе в той или иной сфере деятельности. Акцент должен быть сделан на индивидуальных, дифференцированных, разноуровневых заданиях, которые бы стимулировали познавательную активность студентов, давали бы им возможность проявить свои креативные способности в ходе занятий английским языком (в аудитории или в ходе выполнения домашнего задания). Автор приводит конкретные примеры творческих заданий, апробированных студентами 1-2 курсов отделения иностранных языков на практических занятиях в рамках таких дисциплин, как «Практика устной и письменной речи», «Практическая грамматика», «Методика обучения и воспитания» и в ходе педагогической практики студентов в школах г. Нижневартовска. Подобные коммуникативные упражнения, безусловно, пополнят методическую «копилку» преподавателей разных видов образовательных учреждений (особенно начинающих).
Нижневартовский филологический вестник. 2017;2(1):53-61



ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Аннотация
В статье делается вывод, что при обращении к тестированию как педагогическому инструментарию следует помнить о том, что на сегодня отсутствует как таковое нормативно-правовое регулирование использования оценочных методик и программ в реальной образовательной практике, хотя в российской педагогике и образовании накоплен значительный теоретический и практический материал по проблемам тестирования. На современном этапе развития школы перед педагогами-практиками и учеными стоит важная, трудоемкая и вместе с тем увлекательная работа по решению главной цели тестирования - «созданию единой технологии, процедур и инструментария для объективной и достоверной оценки учебных достижений обучающихся». И нет сомнения в том, что педагогическая наука стандартизирует на государственном уровне процесс тестирования в образовательных учреждениях России. Определена сущность педагогического тестирования, рассмотрены его функции, описаны критерии качества тестов, выявлены положительные и отрицательные стороны тестирования, дана характеристика разных видов тестов, использующихся на занятиях по дисциплине «Русский язык и культура речи».
Нижневартовский филологический вестник. 2017;2(1):61-67


