Том 5, № 1 (2020)

Весь выпуск

Статьи

СУБСТИТУЦИЯ СЮЖЕТА В НОВЕЙШЕЙ РУССКОЙ ПРОЗЕ

Безруков А.Н.

Аннотация

Грани новейшей русской прозы на сегодняшний день сформированы достаточно условно. Интерес к указанному периоду у исследователей нетривиален, следовательно, работа в данном русле может быть востребована, так как поддерживает научный диалог в широкой массе критических наблюдений. В статье на примере малых форм Дины Рубиной рассматривается специфика организации сюжетной канвы, анализируется образный ряд текста, декодируется художественная коллизия. Стоит отметить, что анализ эстетики Дины Рубиной, а также оценка наррации ее текстов является действенным, достаточно продуктивным инструментарием для понимания сути новейшей литературы. Актуальность и новизна работы заключается в использовании не так часто рассматриваемого сборника рассказов Дины Рубиной - «Мастер-тарабука». На наш взгляд, именно в этой книге сосредоточена база поэтических форм Рубиной, в ней верифицированы основные приемы создания художественной реальности. Мир Дины Рубиной отличен от так называемой женской прозы конца ХХ - начала XXIвека - это и Людмила Петрушевская, и Виктория Токарева,и Татьяна Толстая, и Людмила Улицкая, и Гузель Яхина. Думается, мастерство Рубиной в умении грамотно сочетать литературные формы, соединять в интересном сюжете ряд контрастных позиций, включать элемент перипетии как знак развязки художественной коллизии. Субституция сюжета для писателя не только самоцель, но и действенный маркер перспективной рецепции. Интерпретация малых форм Рубиной позволяет определить спектр тем и актуальных проблем современного мира. Время, пространство, социальная дистанция, трагический и комический пределы: все это работает на создание художественного кода в новых условиях. Сборник «Мастер-тарабука» есть концепированная модель связности событий, форма детерминации онтологической сущности человека. Для Дины Рубиной поиск альтернативной правды всегда созвучен ряду испытаний, выпавших на долю героев. При этом заглавный герой экстраполирует сюжет, произошедший с ним, как на героев второго порядка, так и потенциального читателя. Жизнь в рассказах Рубиной самоценна, событийный пласт есть аксиологическая проекция. Вывод, который может сделать реципиент, безусловно, является индивидуальным. Итог не похож на другие, но он предельно касается серьезных проблем метафизического порядка. Малые формы Рубиной конденсируют сущностную правду жизни, в них много естественного, эстетически правильного. В статье обозначено, что смысловая парадигма сборника «Мастер-тарабука» близка типу ризомы. Расширение и увеличение коннотаций происходит за счет перипетий, субституции сюжетов, литературных, культурных парафраз, реминисценций, аллюзий. Вывод свидетельствует о своеобразной манере Дины Рубиной, умении писателя совмещать классический вариант поэтики с приемами модернистского порядка.
Нижневартовский филологический вестник. 2020;5(1):3-10
pages 3-10 views

ПУСТОТА КАК ПОТРЕБНОСТЬ В ОСМЫСЛЕННОСТИ (К ВОПРОСУ О «ПУСТОЙ ДУШЕ» ГЕРОЕВ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)

Лютый В.О.

Аннотация

Рано или поздно на человеческое существо ниспадает волна отчуждённости, обволакивающая его холодными объятьями, - это энтропия или, говоря чуть иначе, - пустота. К сожалению, философия, наука, религия и литература не дают конкретного понимания данного феномена, а уж тем более не объясняют, почему человека тревожит это, до колкости абстрактное, чувство, - чувство, которое можно объяснить по-разному; например, вот так: потеря вовлеченности и/или связи с миром, некая утрата осознания того, что ты «есть» и существуешь в мире в данный момент времени, утрата осмысленности жизни.Чтобы компенсировать или же нивелировать данное ощущение, человек направляет свои силы в одно из русл: в созидание или в разрушение. Так или иначе, но человек, являясь частью природы, не терпит неестественной «пустоты», вызываемой мировой отчуждённостью, поэтому он, человек, стремится всеми силами придать бытию значение - найти смысл. Человек не терпит бессмыслия, а природа не терпит пустоты, порождаемой бессмыслием. В настоящей статье мы попытаемся проанализировать понятия «пустоты» и - сопутствующее первому - «пустой души», что они, предположительно, из себя представляют и к чему приводят человека, а самое главное,в каких сферах бытия отображаются. Нас, в самую первую очередь, интересует литература: на примерах из неё мы рассмотрим вопрос о «пустой душе» некоторых литературных героев и попытаемся прийти к определённым выводам, базирующимся на данных философии и литературоведения.
Нижневартовский филологический вестник. 2020;5(1):11-14
pages 11-14 views

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Мамедов Ш.И.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные сразвитием познавательных способностей обучающихся. Проанализированы методические сведения, связанные с классификацией педагогических целей урока. Цели были сопоставлены в контексте проблемы, выбранной в качестве объекта исследования настоящей статьи, что необходимо для нахождения наиболее приоритетной в построении концепции организации и осуществления учебного процесса с уклоном на развитие познавательных способностей. Автором приведены сведения психологического описания процессов познавательной деятельности человека, необходимые для понимания специфики преподавания предмета с целью развития у обучающихся познавательных способностей, были изучены цели и задачи предмета русского языка. Отмеченные в настоящей статье педагогические и предметные цели понимаются автором как структура, в которой данные цели выстраиваются иерархически, от частных к фундаментальным. Ввиду этого, в части описания конкретных примеров из возможных учебных ситуаций, автором были упомянуты все виды целей со значимостью их реализации в контексте выполнения того или иного вида упражнений. Анализ целей проведен с учетом того, что в рамках темы настоящей статьи из них были выделены приоритетные, наиболее актуальные для непосредственного решения задач, связанных с развитием познавательных способностей. В статье предложен наглядный тематический пример, на основе которого описаны пошаговые инструкции организации проблемного урока. Пример основывается на гипотетическом уроке по теме, пригодной для разработки и реализации практических упражнений, нацеленных на развитие познавательных способностей. Впоследствии предложен перечень рекомендаций по организации и осуществлению уроков данного вида.
Нижневартовский филологический вестник. 2020;5(1):15-20
pages 15-20 views

ОРНИТОМОРФНЫЙ АРХЕТИП ПТИЦЫ В МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ НАРОДОВ МИРА И ОБСКИХ УГРОВ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРОЗЕ Е. АЙПИНА

Рымарева Е.Н.

Аннотация

Рассматривая орнитоморфные образы птиц, автор ставил своей целью их осмысление в различных культурных и литературных традициях. В статье обосновывается положение о том, что символические образы птиц, встречающиеся в мифологии народов мира, обусловлены наличием коллективного бессознательного разума, а типичность сюжетов и образов подтверждает гипотезу о наличии единого первоистока. Тотемные образы птиц повсеместно закреплены в культурной традиции народов мира, со многими птицами в древности были связаны определенные мифологические идеи, в частности представление о цикличности жизни природы и человеческом начале. Анализ архетипичных образов птиц позволяет сделать вывод о взаимосвязи обско-угорской фольклорной традиции с литературными традициями других народов мира. Представитель современной литературной Югры Е.Д. Айпин в своем творчестве реализует различные орнитоморфные образы птиц, закрепленные в мифокультуре этноса ханты, умело вплетая их в ткань художественного текста. Они дают читателю возможность глубже проникнуться идеей единения мироощущения героев с мифокультурной традицией обских угров, подчеркивают способность птиц различным образом влиять на судьбы людей: предвещать беду или радость, соединять прошлое и настоящее. Литературное осмысление архетипа птицы в творчестве Е. Айпина позволяет говорить о его сакральной семантике. Исследование проводится на основе метода компаративистики, сравнительного изучения литератур и культур, обеспечивающего понимание орнитоморфного архетипа птицы в литературной традиции народов мира и в специфике ее реализации в литературной традиции обских угров. Также методами анализа являются сравнительно-исторический, культурологический, сравнительно-типологический.
Нижневартовский филологический вестник. 2020;5(1):21-27
pages 21-27 views

ТИПОЛОГИЯ ГЕРОЕВ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Спешилова В.П., Култышева О.М.

Аннотация

В нашей статье мы рассматриваем такие характерные для русской литературы XIX века типы героев, как «лишний человек», «маленький человек», «человек третьего сословия, стремящийся самоутвердиться в социальной сфере», «униженный и оскорбленный человек», «новый человек», приводим пример к каждому типу, анализируем героев русской литературы, исследуем, почему они относятся к определенному типу. Так, рассматривая тип «лишнего человека», обращаемся к произведению А.С. Пушкина «Евгений Онегин», «маленького человека» - повести Н.В. Гоголя «Шинель»,тип человека третьего сословия, стремящегося самоутвердиться в социальной сфере,- А.С. Пушкина«Пиковая дама» и Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», тип «униженного и оскорбленного» характеризуем на примере романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди»(образы Макара Девушкина и Вареньки Доброселовой), а тип «нового человека» - на примере Евгения Базарова из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».В статье отмечается, что тип «маленького человека» в русской литературеXIX века неоднократно трансформируется. Так, он преобразуется в типы человека третьего сословия, который различными способами стремится реализовать себя в социальной сфере, в обществе; «униженного и оскорбленного человека»; превращается в образ человека, продолжающего оставаться внизу социально-иерархической лестницы, но наделенного большим сердцем. Также отмечается, что такое изменение обусловлено социально-историческим развитием России, зарождением новых буржуазных отношений.В результате делается вывод, что писатели создавали типы героев для того, чтобы достоверно передать эпоху, в которую рождались такие персонажи.
Нижневартовский филологический вестник. 2020;5(1):33-38
pages 33-38 views

ФЕНОМЕН СКАЗКИ П.ЕРШОВА «КОНЕК-ГОРБУНОК»

Себелева А.В.

Аннотация

Сказка «Конек-горбунок» известна всем - и детям и взрослым, и каждому она нравится и открывается по-своему. Ребенка занимает внешний ход событий, история Ивана-дурака, который с помощью чудесного конька нашел свою счастливую судьбу. Для взрослого читателя открывается иной, более глубокий смысл сказочного повествования. Ершовская сказка вызывает размышления обистории Руси и о тех, кто был у власти и вершил судьбы людей. «Конек-горбунок» продолжает традицию литературной поэтической сказки, прежде всего пушкинской, и в то же время это новое слово в отечественной литературе. Нельзя назвать конкретную сказку, идентичную сюжету Ершова. Писатель соединил в своем произведении образы, мотивы, сюжетные ходы известных народных сказок. Однако автор статьи попытается дать представление о том, что «Конек-горбунок» - это не просто соединенные воедино элементы из отдельных сказок, а совершенно новое, для своего времени, цельное и законченное произведение. Сказка П.П. Ершова представляет собой очень сложное многоуровневое произведение, смыслы которого считываются не сразу. Существует множество интерпретаций этой сказки, образов основных персонажей.Автор статьи приходит к выводу о том, что сказка «Конек-Горбунок» - это попытка рассказать об амбивалентной национальной стихии, разнообразной и пестрой. В этом национальном космосе есть место всему: людям и животным, реальным персонажам и «иным» силам, христианству и язычеству, трагедии и комедии, нравственному и безнравственному, Богу и Дьяволу, добру и злу.
Нижневартовский филологический вестник. 2020;5(1):28-32
pages 28-32 views

МОТИВ ПОИСКА ИСТИНЫ, СМЫСЛА ЖИЗНИ В ПОВЕСТИ А. ПЛАТОНОВА «КОТЛОВАН»

Чулаева А.А.

Аннотация

Художественный мир А. Платонова разносторонний и символичный. Его произведения сплетены в единую систему общими мотивами. Эти сплетения ведут начало отимеющихся в произведениях взаимосвязанных мотивов свободы и насилия, личности и общества, исторического пути России, контакта поколений, жизни и смерти, а также поиска истины и смысла жизни. Данные мотивы тесно переплетены между собой и находятся во взаимном единстве. Проблема истины в течение всей жизни интересовала и волновала Платонова, особенно в те сложные исторические и личностные кризисы, когда в окружающем мире ощущалось отсутствие смысла жизни. В эпицентре произведений писателя изображен конфликт между обществом и человеком. Обществу, оказывается, не нужен человек, поэтому он вынужден бродить по свету в поисках истины и смысла жизни. Один из основных мотивов повести «Котлован» - это мотив поиска истины и смысла жизни. В статье говорится о мотиве поиска истины и смысла жизни в повести и творческом наследии А.П. Платонова в целом. Данный мотив часто повторяется и используется писателем в произведениях, написанных с конца 1920 до середины 1930 годов. Он заявлен уже в экспозиции произведения и является сюжетообразующим в повести «Котлован». Герой повести Платонова стремится понять смысл происходящего, чтобы осознанно принимать участие в строительстве общепролетарского дома. Сюжет, тема и мотив не новы в русской литературе. Но в платоновской повести старое соединяется с новым, рожденным в новое время - строительства социализма.
Нижневартовский филологический вестник. 2020;5(1):39-43
pages 39-43 views

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Трубина З.И.

Аннотация

Статьяпосвященапроблемеобученияиностраннымязыкамдетейснарушениямиречи. Цель исследования - изучить теоретические аспекты и предложить методические рекомендации по организации учебного процесса для преподавателей иностранного языка. В основу исследования положены классификации нарушений речи (клиническая и психолого-педагогическая), которые не противоречат, а, напротив, дополняют друг друга. В статье рассматриваются не только виды речевых нарушений и их влияние на изучение языка, но и некоторые подходы к коррекционному обучению детей с нарушениями речи в соответствии с принципами методики преподавания иностранного языка. Любое нарушение речи должно быть обнаружено в раннем возрасте и затем исправлено с помощью специальных методик. Успешная коррекция нарушений речи детей возможна в совместной работе родителей, педагогов и логопедов. Речевые нарушения оказывают большое влияние на изучение как родного, так и иностранного языков. Они также влияют на развитие психических процессов, общение с другими людьми и социализацию детей в целом. Учителя должны совершенствовать свои навыки, чтобы иметь возможность работать с такими детьми, или искать информацию и создавать свои собственные методы работы с ними. Дети с нарушениями речи требуют особого внимания, понимания своей проблемы, терпения и помощи педагогов. В статье анализируются подходы к коррекционному обучению иностранному языку и его основные принципы, а также описываются некоторые важные виды деятельности на уроках иностранного языка, ориентированные на индивидуальный подход к обучению детей с нарушениями речи.
Нижневартовский филологический вестник. 2020;5(1):44-56
pages 44-56 views

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАТЕГОРИИ ВРЕМЕНИ В РОМАНЕ ДЖ. АШЕРА «THIRTEENREASONSWHY»

Филистова Н.Ю., Башкирцева А.Ю.

Аннотация

В данной статье рассматриваются лингвистические особенности категории времени в романе Дж. Ашера «ThirteenReasonsWhy». «Thirteen Reasons Why» (рус. Тринадцать причин почему) - роман, написанный американским писателем Джеем Ашером в 2007 году. В основе романа - история Ханны Бейкер, ученицы старших классов, подвергшейся школьной травле и испытавшей боль предательства и одиночества. Будучи в отчаянии, Ханна решилась на самоубийство, предварительно огласив 13 причин своего поступка на 7 кассетах, по порядку повествующих о людях, так или иначе ставших причиной. Особая роль категории художественного времени в писательском творчестве делает необходимым ее дальнейшее исследование, чем обусловливает актуальность настоящей статьи. Материалом для исследования выступил оригинальный текст романа Дж. Ашера «Thirteen Reasons Why». Основными методами являются метод лингвистического наблюдения языковых фактов, метод сплошной выборки и анализа лексических единиц, элементы контекстуального, лингвостилистического анализа, метод текстового и структурного анализа. Любого автора отличает свой, специфический набор экспрессивно-эмоциональных средств и уникальный стиль, который является его отличительной чертой. Пространство и время играют значительную роль при построении текста. Вопросы, касающиеся категории времени, представляют интерес как для литературоведов, так и для лингвистов, поскольку время отражается и в системе языка, и в художественном тексте, где оно предстает с помощью определенных языковых средств и текстовых параметров, передающих временные отношения и, тем самым, формирующих смысловую и структурную целостность данного текста.
Нижневартовский филологический вестник. 2020;5(1):57-64
pages 57-64 views

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КАТЕГОРИИ ПЕРЦЕПТИВНОСТИ В РОМАНЕ БРЭМА СТОКЕРА «DRACULA»

Филистова Н.Ю., Кадоркина Н.В.

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию и репрезентации категории перцептивности в художественном тексте. Актуальность исследования обусловлена появлением нового лингвистического направления - лингвосенсорики или перцептивной лингвистики. Лингвосенсорика исследует восприятие окружающего мира с помощью органов чувств. Исследователей волнует тема языковой репрезентации чувственно-эмоциональных переживаний, которые отражены в языке автора. Материалом исследования послужил всемирно известный мистический роман Брэма Стокера «Dracula». Мистические произведения являются хорошим материалом для широкого лингвистического исследования типов чувственного восприятия окружающей действительности, таких как зрение, ощущение, запах, вкус, слух. Цель настоящей статьи - исследовать категории перцептивности в мистическом романе Брэма Стокера «Dracula» и выявить лингвистические средства, которые осуществляют вербальную репрезентацию категории перцептивности. Методы, использованные в статье, сочетают в себе комплекс общих методов научного познания (анализ, синтез, сравнение), так и специальных методов (метод сплошной выборки, метод моделирования, описательный метод). В статье представлено описание термина перцепции, описаны базовые типы чувственного восприятия окружающего мира. Приводится анализ доминирующих типов перцепции в романе Брэма Стокера «Dracula».Описаны доминирующие типы перцепции двух разных языковых миров: мир Графа Дракулы и мир Джонатана Харкера. Создан и описан фрейм «Визуальное восприятие окружающего мира», с применением метода моделирования. В результате анализа мистического романа «Dracula» выявлены такие типы чувственного восприятия как зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие. Проведенное исследование позволило выявить языковые средства, актуализирующие семантику типов чувственного восприятия (перцепцию).
Нижневартовский филологический вестник. 2020;5(1):65-70
pages 65-70 views

ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТОВОГО МНОГОМИРИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Д. КИЗА «THEMINDSOFBILLYMILLIGAN»)

Филистова Н.Ю., Кафарова Ф.З.

Аннотация

Статья посвящается изучению текстового многомирия в произведении Дэниела Киза «The Minds of Billy Milligan». В настоящее время все большее число лингвистов проводят аналогичные исследования на материале произведений в различных языках. Актуальность данной статьи обусловлена возрастающим интересом ученых к исследованию понятия «многомирие» и его классификации, а также к изучению определённых лингвистических маркеров вхождения в него. Помимо этого, у большого числа читателей проявляется огромный интерес к произведениям Дэниела Киза. Материалом исследования послужил оригинальный текст документального романа «The Minds of Billy Milligan», автором которого является всемирно известный американский писатель и филолог, Дэниел Киз. Целью данного исследования является определение и характеристика миров главного героя (Билли Миллигана), а также выявление лингвистических средств, с помощью которых декодируются «вход» и контуры текстового многомирия. Для достижения поставленной цели мы использовали следующие общенаучные и лингвистические методы исследования: стилистический, сопоставительный, структурный, описательно-аналитический метод, методы текстового анализа и сплошной выборки. Объектом исследования нами были выбраны внутренние миры главного героя, воссоздаваемые Д. Кизом в произведении «The Minds of Billy Milligan». Предмет исследования включает в себя различные лингвистические средства «входа» в миры и их характеристики. В статье нами были рассмотрены теоретические основы текстового многомирия и дейктические категории, а также языковые (лексические, грамматические, стилистические) средства выражения текстового многомирия. Проведенный анализ позволил нам выявить различные лингвистические средства изображения многомирия в художественном тексте.
Нижневартовский филологический вестник. 2020;5(1):71-78
pages 71-78 views