DEVELOPMENT OF COGNITIVE ABILITIES OF STUDENTS IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS


Cite item

Full Text

Abstract

The article deals with issues related to the development of students' cognitive abilities. Methodological information related to the classification of pedagogical goals of the lesson is analyzed. The goals were compared in the context of the problem chosen as the object of research in this article, which is necessary to find the highest priority in the construction of the concept of organization and implementation of the educational process with a focus on the development of cognitive abilities. The author provides information about the psychological description of the processes of human cognitive activity, necessary for understanding the specifics of teaching the subject in order to develop students ' cognitive abilities, and studied the goals and objectives of the subject of the Russian language. The author understands the pedagogical and subject goals noted in this article as a structure in which these goals are arranged hierarchically, from particular to fundamental. In view of this, in the part describing concrete examples of possible training situations, the author mentioned all types of goals with the significance of their implementation in the context of performing a particular type of exercise. The analysis of goals is carried out taking into account that within the framework of the topic of this article, priority goals were identified, the most relevant for the direct solution of problems related to the development of cognitive abilities. The article offers a visual thematic example, based on which step-by-step instructions for organizing a problem lesson are described. The example is based on a hypothetical lesson on a topic suitable for developing and implementing practical exercises aimed at developing cognitive abilities. Subsequently, a list of recommendations for organizing and implementing lessons of this type is proposed.

Full Text

Любой учебный предмет имеет свою цель. «Цели того или иного школьного предмета, в том числе русского языка, определяются следующими факторами: социальным заказом; уровнем развития соответствующей науки (в данном случае лингвистики); уровнем развития педагогики, детской психологии и самой методики преподавания русского языка. Лингвистическая наука достаточно полно описала все уровни русского языка и все ее функционально-стилистические разновидности русской речи. Это позволило поставить задачу изучения языка во всех его основных проявлениях (впервые эту задачу поставил Ф.И. Буслаев в 1844 г.)» (Баранов и др. 2000: 22). Цель педагогической деятельности формируется в связи с реализацией цели воспитания гармонично развитой личности(Мижериков, Ермоленко 2002: 58). С точки зрения педагогической науки, и каждая цель имеет свой предмет (то, что следует развить у воспитанника). На основе этого «выделяют три группы целей: - первая группа - цели формирования знаний, умений, навыков, т. е. цели формирования сознания и поведения; - вторая группа - цели формирования отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока и т. д.; - третья группа - цели формирования творческой деятельности, развитие способностей, задатков, интересов обучающихся»(Войтина 2008: 64). Согласно теме настоящей научной статьи, третья группа целей в нашей исследовательской работе будет наиболее актуальной, ввиду чего выводится нами на первый план с учетом остальных двух групп. Отдельная классификация целей принадлежит предмету русского языка, в котором, помимо всего прочего, выделяют познавательные цели, предполагающие формирование у школьников лингвистического мировоззрения, вооружение обучающихся основами знаний о языке и эстетическое воспитание детей средствами русского языка как учебного предмета. Формирование лингвистического мировоззрения, что означает формирование взгляда на язык как на объективно существующую коммуникативную систему - наиболее важный целевой компонент, задающий нам конкретное направление работы с обучающимися для развития познавательных способностей. Таким образом, поставленная педагогом инициативная цель, связанная с развитием познавательных способностей, творчества, видится намдостижимой посредствомвыполнения работы в направлении формированиявзгляда на язык как на целостную, объективно существующую систему, что выводит нас, в конечном счете, на более глобальный смысл выполнения такой работы, а именнозакладывание у обучающихся задатков самостоятельного познания и представления об окружающем мире как системно устроенной, целостнойкартине. Цельисследования в рамках данной статьи -анализсведений из научной литературы, связанных с проблемой развития у обучающихся познавательных способностейна уроках русского языка. Задачи: 1) Анализ научных сведений из лингвистической и психолого-педагогической дисциплин, связанных с тематикой научной статьи; 2) Сравнение проанализированных сведений и их обобщение в форме конечного теоретического продукта, конкретизирующего и актуализирующего проблему развития у обучающихся познавательных способностей; 3) Теоретическая разработка методического материала, имеющего потенциальную практическую значимость в процессе учебной деятельности. Язык, как объект исследования и, в нашем случае, как система знаний, использующаяся для развития познавательных способностей, в то же время является средством протекания мыслительных процессов. «Объединение всех элементов познавательной деятельности в единое целое осуществляет также язык и речь, на базе которых функционирует сознание.Лексическая система, прежде всего и больше всего, обусловлена категориями материального мира и социальными факторами (Коростелева 2013: 25), посредством слов человек обозначает все, что он ощущает, воспринимает, запоминает, о чем думает, мечтает, переживает. Благодаря этому человек не только осознает окружающий его мир и самого себя, но и в состоянии регулировать свою познавательную деятельность»(Сорокун 2005: 89). Такое двустороннее рассмотрение языка, к которому мы в нашем случае неизбежно приходим, уместно принять во внимание при подтвержденииактуальности проведения работы по развитию познавательных способностей именно в рамках предмета русского языка. Подтверждение это состоитв том, что при работе на уроках русского языка в заданном темой нашего исследования направлении мы имеем дело с процессом, основывающимся на двух взаимозависимых фактах: выводы, сделанные обучающимися в результате познавательной деятельности, должны быть описаны ими понятно на литературном языке; активная познавательная деятельность в области предмета русского языка способствует формированию прочных знаний о языке, что позволяет свободно владеть языком,грамотно выражать на нем свои мысли. Таким образом, предмет русского языка обещает располагатьхорошей почвой для работы, нацеленной на развитие познавательных способностей. Прежде всего, следует отметить, что каждый человек обладает познавательными способностями. В каждой отдельной личности они проявляются по-разному. Каждый из нас в разной степени способен к мышлению. «Мышление дает возможность отвлечься от чувственно воспринимаемой действительности, обобщить результаты познавательной деятельности, проникнуть в сущность вещей и познать такие предметы и явления, которые существуют за пределами ощущений и восприятия. Продуктом мышления являются мысли, которые существуют в форме понятий, суждений и умозаключений. Новые мысли возникают в результате осуществления умственных действий, посредством которых сопоставляются предметы и явления, выделяются их общие и существенные признаки, на основе которых познаваемые объекты классифицируются и систематизируются»(Сорокун 2005: 89). Также человек обладает различными потребностями, мотивирующими его на совершение той или иной деятельности. Для развития познавательных способностей важно также вызвать потребность к деятельности, направленную на развитие. Потребность, понимаемая психологом К. Левином как динамическое состояние, возникающее в момент осуществления действия или намерения, служит своего рода мотивирующим фактором выполнения познавательной и мыслительной деятельности. Так, возникающие в процессе познания той или иной стороны действительности чувства играют немаловажную роль. «Мы радуемся, когда успешно решаем интеллектуальную задачу, огорчаемся, если она не получается. Такие переживания, которые проявляются в форме любознательности, пытливости, вероятности, сомнения, уверенности и торжества, возникающие в связи с познанием нового, неизвестного, в психологии называются интеллектуальными чувствами. Известно, как Архимед, обрадовавшись, что он решил трудную задачу о наличии примеси серебра в золотой короне, с возгласом «эврика» бросился к царю, чтобы доложить ему об этом»(Сорокун 2005: 90). Исходя из этих рассуждений, мы находим, что из всех известных в наше время методов организации учебного процесса, применяющихся также и для решения этой непростой, достаточно долго существующей в истории психологии проблемы развития способностей, наиболее эффективен проблемный (или эвристический) метод. Для развития познавательных способностей, обучающегося следует каким-то способом мотивировать, поставить его на этот путь, что успешно может быть достигнуто благодаря возбуждению в нем положительных интеллектуальных чувств. Почувствовав радость от открытия какого-то нового знания самостоятельно, ученик может стать более уверенным в своих действиях, направленных на самостоятельный поиск решения и попытку формулировки собственного вывода. Поэтому главной особенностью методических материалов, которые необходимо разработать для работы с обучающимися в таком русле, должен быть их проблемный характер. Развитие познавательных способностей обязательно предполагает работу над логическим мышлением. Как цель, развитие логического мышления являетсяобщепредметнойи реализуется как на уроках русского языка, так и на уроках по другим дисциплинам, изучаемым в школе. «Развитие логического мышления - это формирование системы мыслительных операций. Психологи выявили следующий их набор: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация»(Богословский 1981: 39). Используя и развивая эти системы, мы неизбежно приходим к развитию познавательных способностей в целом. Очень хорошо подойдет классификация в ряде случаев учебных ситуаций, так как опирается на результаты других мыслительных операций, таких, как анализ, сравнение, обобщение.«Русский язык как учебный предмет располагает большими возможностями для создания таких реальных ситуаций, которые потребуют группировки изучаемых явлений: он членим на единицы, между его явлениями устанавливаются родовидовые отношения. При этом родовое название (а их среди языковых понятий много) оказывается основанием для классификации»(Баранов и др. 2000: 43). Сравнение имеет не менее важное значение в достижении положительных интеллектуальных чувств в процессе открытия самостоятельного знания. Оно побуждает как к выполнению непосредственно классифицирования, так и к психологической мотивации решить поставленную учителем задачу. Конечный продукт при такой работе в рамках школьного занятия характерен скорее не изобретением чего-то нового, ранее неизвестного науке, чем формулированием заключения, позволяющего внешне оценить научные представления о тех или иных языковых явлениях, тем самым, более прочно закрепив их в памяти. Рассмотрим наглядный пример из гипотетической учебной ситуации. Предположим, что тема урока по дисциплине «Русский язык», которую огласил учитель,-«Приставки и предлоги». Существенным и ключевым выводом по теме, который можно преподнести обучающимся в виде нового знания, является тот факт, что предлог определяется как часть речи, а приставка - как часть слова. Однако, уместно предположить, что в случае обычного доведения этого факта до учеников посредством разъяснения, мыслительные процессы могут ограничиться лишь восприятием информации от учителя и ее запоминанием. Для реализации цели, связанной с нашей темой, целесообразно создать некоторую проблемную ситуацию, записав некоторые примеры изучаемых языковых явлений: «доехал до деревни; побежал по дороге и т.д.»(Демьянченко 2020: 1). Прежде всего, следует обратить внимание учеников на понятия «слово» и «речь», определить (что также в свою очередь уместно через проблемную ситуацию) принципиальные отличия между этими понятиями. Затем указать на соотношение этих понятий путем их сравнения, что в итоге приведет нас к заключению, что единица, обозначающаяся понятием «слово», входит в явление, названноеречью, как его часть. По окончании работы с данными понятиями возвращаемся к непосредственно связанным с темой урока. Учитывая, что при работе с понятиями «слово» и «речь» мы упоминали о категории частей речи, находим, что определение предлога также требует возвращения к этой категории. Таким образом, мы видим создание проблемной ситуации путем непрямых указаний на это сходство между словом и предлогом. После обнаружения общих признаков в определениях изучаемых объектов, необходимо побудить учеников к сравнению самих определений, обобщению информации, получаемой из них, и побудить их к самостоятельному изложению полученных в результате проделанной работы сведений в виде собственных заключений, выводов. Побуждение к классификации, собственно, как и к любой другой мыслительной операции, может осуществляться либо по прямому, сформулированному учителем заданию, либо после постановки проблемного вопроса. Характер побуждения к самостоятельной обработке проблемных ситуаций во многом определяет эффективность работы с материалом, степень стремления к получению положительных интеллектуальных чувств. Следует иметь ввиду, что при любой сложности поставленной учебной проблемы, требуется постоянное подкрепление учителем всего процесса дополнительными высказываниями, не имеющими прямой выход к пути решения, а лишь служащими некоторыми коррективами, сохраняющими правильное направление, в котором ученику необходимо размышлять. В случае нашего конкретного примера, в качестве таких коррективов могут послужить высказывания: «Обратите внимание на …; подумайте о ситуации…». Следующей рекомендацией по приведенному примеру следует считать попытку развития в ученике уверенности в своих способностях, которая будет связана с формулировкой конкретного вывода. Ученику следует дать почувствовать себя способным к правильному выражению своих мыслей, правильной обработке полученной в результате самостоятельного поиска информации. Безусловно, работа учителя тут также немаловажна, следует давать аккуратные советы ученику в подборе им подходящих терминов, понятий, требующихся для записи собственного определения, формулировки закона, вывода и т.д. Не менее значимой рекомендацией к проведению уроков такого вида считаем необходимость понимать и следить за выполнением одной из важнейших функций этих уроков, связанной с тем, что развитие за счет них познавательных способностей должно одновременно формировать в обучающихся знания об объекте в виде упорядоченной, целостной системы. Именно понимание наличия и усвоение этой системы приведут к формированию лингвистического мировоззрения на уровне предмета русского языка, и целостной картины мира на общем, межпредметном уровне, а также к легкому поиску нужной единицы из этой системы. Заметим, что свободное владение языком уже предполагает владение им как системой. «Существование лексико-семантической системы объективизируется способностью носителя языка сравнительно быстро находить нужное слово среди сотен тысяч. Единственным объяснением этому, по мнению П.Н. Денисова, является системность лексики, которая резко упрощает стратегию поиска...» (Коростелева 2013: 25). Отсюда, задача упомянутой функции состоит в образовании системы из научных знаний -языка науки. Проанализировав сведения по теме развития познавательных способностей, обнаружив на рассмотренном примере перспективные шаги организации проблемных уроков по предмету «Русский язык», мы приходим к выводу, что работа в таком направлении очень важна и уместна в учебном процессе. При акценте внимания на такой подход работы с обучающимися, мы безусловно вносим определенную лепту в решении проблемы качественного усвоения материала, что обеспечивает достижение общих целей предмета «Русский язык». Вместе с тем, мы также способствуем созданию предпосылок, задатков, приводящих обучающихся к желанию обработать, исследовать и эффективно усвоить преподающийся учебный материал. Безусловно, в более широких перспективах, это может воспитать в обучающихся потенциальных исследователей. Таким образом, сведения из научной литературы позволяют сделать заключение о том, что развитие познавательных способностей у обучающихся на уроках русского языка эффективно осуществляется за счет активной постановки учителем к объекту изучения любой сложности и значимости в системе научных знаний школьников проблемных вопросов, создания проблемных ситуаций.Особо важное значение организации уроков такого вида по предмету русского языка объясняется тем, что язык, как основной объект изучения данной дисциплины, неразрывно связан с мышлением человека, выступает средством его осуществления. Это позволяет нам говорить о фундаментальном характере работы в направлении развития мышления на уроках русского языка в контексте других предметов, в процессе занятий, по которым так же впоследствии уместно применить усвоенные приемы мыслительных процессов.
×

About the authors

Sh. I. Mamedov

undergraduate of the Department of Philology and Mass Communications, Nizhnevartovsk State University

References

  1. Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений; под ред. М.Т. Баранова. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  2. Богословский В.В. Общая психология, 3-е изд. М., 1981.
  3. Войтина Ю.М. Шпаргалка по общим основам педагогики. URL: http://bookre.org/reader?file=55083 (08.04.2020).
  4. Демьянченко И.В. Урок русского языка в 5 классе по теме: Упражнение в различение приставок и предлогов.URL: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/11/28/urok-russkogo-yazyka-v-5-klasse-po-teme-uprazhnenie-v (25.03.2020).
  5. Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, 2-е изд. М.: Просвещение, 2013.
  6. Коростелева Л.В. Высокочастотные имена существительные, прилагательные и числительные в современном русском языке (по материалам лексикографии). Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013.
  7. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.М.: Педагогическое общество России, 2002.
  8. Сорокун П.А. Основы психологии. Псков: ПГПУ, 2005.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Mamedov S.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80962 от 30.04.2021 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies