ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТ КАК СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЗМА В РАННИХ ПОВЕСТЯХ А.И. КУПРИНА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье анализируются особенности использования А.И. Куприным художественных приемов при создании психологизма в ранних повестях, рассматривается особенность функционирования психологического и характерологического видов портрета, сравнивается портрет персонажа в жанрах ранней повести и рассказа, исследуется особенность портретной детали как одного из приемов создания психологизма в художественном произведении. Целью данного исследования является выявление особенностей функционирования литературного портрета как одного из способов выражения психологизма в ранних повестях А.И. Куприна. Достижение цели предполагало решение следующих задач: - определить актуальность изучаемой проблемы; - изучить существующие художественные приемы, определяющие психологизм художественного произведения; - проанализировать функционирование определенных видов литературного портрета персонажа в ранних повестях А. И. Куприна; - выявить особенности психологизма ранних повестей А.И. Куприна. Предмет исследования - литературный портрет персонажа. Объект исследования - ранние повести А.И. Куприна. В работе применялись следующие методы исследования: культурно-исторический, сравнительно-исторический и элементы системно-целостного анализа художественного произведения. Актуальность данного исследования заключается в недостаточной изученности литературного портрета персонажа как художественного приема при создании психологизма в ранних повестях А. И. Куприна. Результаты исследования позволили утверждать, что в раннем творчестве А.И. Куприн при создании психологизма в своих произведениях использует литературный портрет, а именно: психологический и характерологический, а также портретную деталь, уделяя минимальное значение портрету-описанию, хотя он чаще всего встречается в литературных произведениях. При сопоставлении портретов персонажей в произведениях разных жанров замечено незначительное внимание автора к использованию психологического портрета в жанре рассказа, но широкое использование его в жанре повести.

Полный текст

Психологизм художественных произведений находит различные способы выражения: это и «аналитические характеристики автором того, что творится в душе персонажа, и несобственно-прямая речь, … и внутренние монологи, и задушевные беседы персонажей, и их дневниковые записи, и, наконец, изображение сновидений и галлюцинаций» (Хализев 2004: 199), однако «на ранних стадиях развития словесности переживания изображаемых лиц всецело зависят от развертывания событий и подаются главным образом через их внешние проявления» (Хализев 2004: 196). В литературе внешние проявления героев нашли свое отражение в понятии литературный портрет. Мастерство психологизма А.И. Куприна раскрывается уже в ранних его произведениях, а именно в жанре повести. Уже в первой своей повести «Впотьмах» (1892) автор использует развернутые динамические портреты персонажей, главное место из которых занимает психологический портрет. А.А. Волков писал: «Уже в раннем творчестве Куприна обнаруживается его склонность к психологическому анализу» (Волков 1981: 9). Для сравнения, в первом опубликованном прозаическом произведении Александра Ивановича - рассказе «Последний дебют» (1889) - автор знакомит читателя с героиней, не уделяя должного внимания описанию ее внешних и внутренних качеств: «Лидия Николаевна Гольская была красавица» (Куприн 2006b: 360). «Склонность к психологическому анализу» в данном рассказе проявляется в использовании иных художественных приемов: внутренних монологов, задушевных бесед персонажей и пр. В повести «Впотьмах» автор не обходит стороной наиболее яркий и часто использующийся писателями такой вид портрета, как портрет-описание, суть которого заключается в детальном представлении внешности персонажа: костюма, лица, мимики, жестов, что, по сути, определяет само понятие литературный портрет[14]. Портрет-описание чаще всего находится в начале художественного произведения при первой встрече читателя с персонажем, но А.И. Куприн при знакомстве с главным героем уделяет большее внимание психологическому и характерологическому портрету. Данные виды литературного портрета представлены более подробно, чем описание внешности: «держал под руку третьего [А.Е. Аларина], смуглого красавца в инженерной форме, с дорожной сумкой через плечо» (Куприн 2006а: 94). Особенностью использования А.И. Куприным психологического портрета является его сложное представление в тексте. Главный герой повести, Александр Егорович Аларин, на протяжении всей сюжетной линии представлен личностью, чьи характер и психологическое состояние играют более важную роль, чем привычное описание внешних деталей. С помощью данного художественного приема А.И. Куприн достигает высокого психологизма в произведении, раскрывая сущность героя не во внешности, а через мысли и поступки: «Он любил шумную, кипучую жизнь вокзалов, любил смешаться с толпой, прислушиваясь и приглядываясь к ней, чувствуя себя в это время бодрым и веселым» (Куприн 2006a: 95). Принято считать, что характер персонажа является частью психологического портрета. Однако некоторые исследователи (А.Б. Есин, О.А. Малетина) относят данную характеристику героя к портрету характерологическому. На примере повести «Впотьмах» четко видны границы и принципиальная разница между представлением характера как сложившегося и психологическим состоянием героя, которое меняется в зависимости от обстоятельств. Исследователь А.Б. Есин считает, что «собственно психологический портрет появляется в литературе тогда, когда он начинает выражать то или иное психологическое состояние, которое персонаж испытывает в данный момент, или же смену таких состояний» (Есин 2000: 52).Сложность разграничения данных видов портрета часто заключается в неразрывности описания свойственных психологизму характеристик. Так, А.И. Куприн использует характерологический портрет, переходящий в психологический: «Он умел и любил говорить только тогда, если вокруг него не было слушателей, которых он инстинктивно считал бы сильнее себя» (Куприн 2006а: 101). Данная информация о герое говорит об устоявшейся привычке, сформировавшейся при определенных условиях и сложившейся в характер. Далее следует портрет психологический: «Сосредоточенное внимание сидевшей перед ним девушки, представлявшей олицетворенную неопытность и наивность, делало его развязным» (Куприн 2006а: 101). «Развязность» героя - психологический портрет, так как он проявляется в определенной ситуации и может измениться вместе с изменениями условий данной обстановки. В данном случае условие - «внимание сидевшей перед ним девушки». Еще один яркий пример подобного сложного портрета: «Аларин, вообще склонный к анализу своих внутренних побуждений, часто замечал в себе подобную двойственность, и если на него находила в это время минута самобичевания, то он называл себя с горечью “раздвоенным человеком”» (Куприн 2006а: 99). Здесь «склонный к анализу…» - определение сложившегося характера; «двойственность», которая проявлялась, «если на него находила в это время минута самобичевания» - психологический портрет. Повесть «Молох» (1896) - не исключение. Использование сложного портрета, раскрывающего одновременно характер и психологическое состояние, также встречаем в представлении главного героя Андрея Ильича Боброва: «По складу его ума, по его привычкам и вкусам ему лучше всего было посвятить себя кабинетным занятиям, профессорской деятельности или сельскому хозяйству …» - характерологический портрет. «Иногда мелочи, не замеченные другими, причиняли ему глубокие и долгие огорчения» - психологический портрет (Куприн 2006а: 24). Еще одной особенностью психологизма в творчестве А.И. Куприна является презентация внешней красоты главного героя через характерологический портрет: «Кроме того, он был не чужд любования собою и своим голосом, свойственного очень молодым, в особенности красивым людям, которые, оставаясь даже совершенно одни, постоянно воображают, что на них кто-то с любопытством смотрит, и ведут себя точно на сцене» («Впотьмах») (Куприн 2006а: 101). На протяжении всей сюжетной линии повести «Впотьмах» привычным деталям внешности уделяется минимальное значение; все, что знает читатель о внешности главного героя (и это не перестает подтверждать влюбленная в него героиня) - красота: «Она ловила каждое слово и притом невольно любовалась красивым лицом Аларина с его блестящими от оживления, черными, притягивающими глазами» (Куприн 2006а: 101). «На ранних стадиях культуры предполагалось, что красивому внешнему облику соответствует и душевная красота» (Есин 2000: 50), но А.И. Куприн в повести «Впотьмах» вводит персонажей, внешний облик которых противопоставлен внутреннему содержанию. Такое «обратное соотношение между портретом и характером» (Есин 2000: 50) берет начало в XIX в., где психологизм проявлен в наивысшей степени мастерства (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский). Для изображения таких персонажей автор вводит портретную деталь, с помощью которой достигается психологизм текста. «Лицо с неправильными чертами было болезненно и бледно, тонкие сухие губы почти бескровны. Этих непривлекательных качеств не сглаживали даже синие глаза прекрасного очертания» («Впотьмах») (Куприн 2006а: 96) - таким образом А.И. Куприн детально описывает облик героини Зинаиды Павловны в начале повести. Однако не случайно внимание и определение «прекрасного очертания» отведено глазам. В данной повести глаза - деталь портрета, лейтмотив всего художественного полотна А.И. Куприна. О внешней красоте, присущей главному герою Аларину, также «говорят» глаза, о которых неустанно вспоминает влюбленная героиня: «все такой же обаятельный, с тем же чарующим взглядом своих черных глаз» (Куприн 2006а: 123), «Какие у него чудные глаза, глубокие-глубокие, можно в них глядеть целый день и не добраться до дна» (Куприн 2006а: 131). Автор до конца произведения держит в тайне истинную сущность главного героя, и только последняя встреча доказывает, что за прекрасным внешним обликом главного героя скрывается ничтожная и гадкая душа: «Он лицом и всей своей фигурой изобразил неестественное, подобострастное внимание, которое показалось Зинаиде Павловне чрезвычайно гадким» (Куприн 2006а: 158), «Его лицо приняло жадное, почти зверское выражение, глаза сверкали, на лбу выступили крупные капли пота» (Куприн 2006а: 157). В то же время за невзрачной внешностью, бледностью и чрезвычайной скромностью скрывалась прекрасная душа, человек, способный к великому самопожертвованию ради любимого, - такой оказалась Зинаида Павловна: «Это - великий подвиг, самый великий, на который когда-либо решалась женщина» (Куприн 2006а: 150). Отдельное внимание уделено глазам героя Кашперова. По описанию этой портретной детали можно проследить, как постепенно меняется отношение героини к данному персонажу: «Из глубокой амбразуры окна на нее жадно и пристально смотрели два сверкающих глаза. Девушка вся сжалась от ощущения инстинктивного страха» (Куприн 2006а: 126), «И вдруг у нее совершенно неожиданно сорвалось с языка: - Кроме того, эти ужасные глаза» (Куприн 2006а: 126), «Его заплаканные и несколько опухшие от слез глаза смотрели на Зинаиду Павловну с такой ласковой грустью, что она невольно почувствовала жалость» (Куприн 2006а: 150), «Зинаида Павловна без слов протянула ему руку, и они оба в первый раз смело и дружелюбно взглянули друг другу в глаза» (Куприн 2006а: 150). Будучи негативно воспринимаемым героем в начале повествования, Кашперов в глазах героини преображается в героя, воспринимаемого положительно. Таким образом, портретная деталь выполняет функцию наделения текста психологизмом. Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод о том, что психологизм в ранних произведениях А.И. Куприна имеет свои особенности представления в тексте, соответствует классическому психологизму в литературе, берущему начало в XIX в., и достигается путем введения таких литературных портретов персонажей, как психологический и характерологический, а также при помощи портретной детали.
×

Об авторах

О. Н Шинкевич

аспирант кафедры филологии и массовых коммуникаций Нижневартовского государственного университета

Список литературы

  1. Волков А.А. 1981. Творчество А.И. Куприна. 2-е изд. М.: Худож. лит-ра.
  2. Есин А.Б. 2000. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М.: Флинта, Наука.
  3. Куприн А.И. 2006a. Полное собрание сочинений: В 10 т. Т. 1. Повести. Рассказы. Очерки. Стихотворения. Эпиграммы. Афоризмы. Романсы. М.: Воскресенье.
  4. Куприн А.И. 2006b. Полное собрание сочинений: В 10 т. Т. 2. Повести. Рассказы. Очерки. Пьеса. М.: Воскресенье.
  5. Хализев В.Е. 2004.Теория литературы: Учебник. 4-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Шинкевич О.Н., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80962 от 30.04.2021 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).