TO THE QUESTION OF THE RELATIONSHIP OF MYTHOLOGY AND LITERATURE


Cite item

Full Text

Abstract

Modern literary criticism quite often resorts to the use of such special terms as: “mythologism”, “myth”, “neomythologism” and “mythological picture of the world”. Most people in one way or another met with them, not only in life, but also in school, studying artwork and history, but not every person wondered about the interweaving of the concepts of “mythology” and “literature”. The concept of "myth" refers not only to literary criticism, but also to other related disciplines: cultural studies, philosophy and linguistics. The term "mythology" is quite extensive and has many facets for its study. In the field of research of this term by modern researchers - its modification after centuries of its use in writing fiction. Literary criticism examines the motifs of the mythology of specific peoples and the time spans of the formation of human culture, but only a few researchers turn in their works to the chronological chain of origin of this term and how it changed from era to era. The themes of the mythological picture of the world that are peculiar to one or another people or author are not yet fully covered. When writing this article, difficulties arose in finding the necessary information to explain the above terms, since they are perceived as something that has already been studied by most researchers. This article will consider these terms in the order of their origin and use, not only in antiquity, but modernity. The article is based on the scientific works of researchers from various scientific fields, which helped to study all the concepts identified in full and to trace the formation of mythologism in literature. The main content of the work is based on the analysis and identification of the meaning of the mentioned terms in the works of literary scholars.

Full Text

Миф является неоднозначным термином, который относительно художественной литературы способен трактоваться как неопределенная повествовательная форма, в которой используется конкретная логика, связанная с религиозным и в то же время общим сознанием. В этой форме также отражается определенное миропонимание действительности (Гунеева 2009: 163). Мифологические аспекты в литературе уходят корнями в культурологическое понимание мифа. В большинстве своем под мифом в культурологии подразумеваются сказания о сверхъестественных событиях и силах или связанных с ними происхождением героях, предках, действовавших в начале времен и участвовавших в создании самого мира, его элементов - как природных, так и культурных. Миф соединяет в себе такие противоречивые стороны как рациональное и иррациональное. В мифе образно-символическое воспроизведение и объяснение названных процессов всегда выливается в предписание действий. Как говорил известный английский этнограф Б. Малиновский, миф трактовался в первобытных общинах не абстрактной историей, а той жизнью, которой они жили (Лосев 1992: 65). Таким образом, миф как самая ранняя форма духовной культуры людей представляет природу и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной мысли (Маркс, Энгельс 1958). Мифология появляется на самой начальной стадии общественного развития. Тогда люди с помощью мифов, т. е. сказаний, преданий старались найти ответ на все волнующие вопросы. Большую часть мифологии формировали космогонические мифы, посвященные устройству мироздания, возникновению наиболее важных явлений природы, животных и людей. Также значительное внимание в мифах акцентировалось на разных этапах жизни человека, тайнах рождения и смерти, всевозможных испытаниях, которые подстерегают людей на их пути. Важное место в мифологии занимают мифы о достижениях людей, таких как добывание огня, открытие ремесел, развитие земледелия, приручение домашних животных и т. д. (Токарев 1988). Мифологическое явление изолировано от настоящего этапа огромным временным промежутком и воплощает собою не просто прошлое, а особый момент «перво-»: творения, предметов, действий (Штомпель 1996). Все, что совершалось в мифическом времени, обретает роль парадигмы и прецедента, т. е. стандарта для последующего воссоздания. Таким образом, прогнозирование оказывается своеобразной функцией мифа. Если научное обобщение основывается на базе закономерных процедур, перемещения от конкретного к отвлеченному и от причин к следствиям, то обобщение мифологическое оперирует точным и индивидуальным, взятым в качестве знака. То, что в научном анализе представляется как сходство или же другой тип отношения, в мифологии представляется как сходство, разделенное на элементы (Стрельник 2004). Мифологическое отношение к миру выражалось не только в повествованиях, но и в действах (ритуалах, танцах и т. п.). Миф и ритуал в архаических культурах составляли известную целостность (мировоззренческую, функциональную, структурную), являя собой два аспекта первобытной культуры - «теоретический» и «практический». Еще на ранних стадиях становления мифология соединяется с религиозно-мистическими обрядами и становится значимой частью религиозных верований. Будучи нерасчлененным единством, мифология включала в себя зерна не только религии, но и философии, политических теорий, всевозможных видов искусства, что затрудняет задачу размежевания мифологии и близких к ней по жанру и времени появления форм словесного творчества (Токарев 1988). Говоря о мифе, мифологии, нельзя не остановиться и на таком понятии, как мифологическая картина мира, которая многими считается практически самой первой попыткой найти решения в познании окружающего мира первобытным человеком. Данная картина являлась неким особым видом общего видения всего мира. Для нее свойственны смешения мышлений из-за сочетания «рационального» и «иррационального», доходящих до синтеза. В качестве же другой основной черты мифологической картины мира стоит выделить представления древних людей о нерасчлененности природы и человека, вещи и слова, предмета и символа: одушевление природы, искаженные и фантастические представления о мире. Стоит отметить, что миф, как главное понятие мифологической картины мира, в дальнейшем определяет и ее содержание. Характеризуя мифы по разным чертам (начиная с содержательных, историко-хронологических, и заканчивая функциональными и т. д.), также выделяют всевозможные образы мифологической картины мира. Именно в этот момент социум вступает в разряд основных сфер приложения усилий. Наблюдается изменение во времени, смысле и роли мифологической картины мира в обществе. Если в давнюю эпоху картина мира являлась главной, то спустя время, например в Средневековье или же в эпоху Нового времени, она принимает незначительный характер (Халимулина 2008). Современная мифологическая картина мира чаще всего зависит не только от определенного времени, но и от ситуации. Она не отражается в прошлом или же будущем, хоть в настоящем является достаточно эффективным инструментом реальности. Из-за постоянных перемен, процессов общества, адаптации людей к непривычным и нестандартным условиям при помощи мифа, современная мифологическая картина мира бывает ситуативной, но в некоторых моментах бытия она все еще может быть использована. Понятие «неомифологизм» не так часто встречается в научных трудах о литературе и редко упоминается в специализированных словарях, в которых продемонстрированы либо толкование категории «мифологизм» (Ярцева 2002), либо аналитическое соотношение мифа и литературы (Токарев 1988). В. Руднев в своем «Словаре культуры XX века» определяет неомифологическое сознание одной из главных черт культурного мировосприятия прошлого столетия, начиная с символизма и заканчивая постмодернизмом, при этом последний посредством неомифологического сознания представляет собой один общий «текст» из множества различных тем, связанных не только с мифом, но и с бытовыми, историко-культурными реалиями прошедших годов, текстами прошлого, вне зависимости от их известности. Не исключается в постмодернизме и создание собственной мифологии, что отражается на тексте, воссоздающем также общие законы мифологического мышления (Руднев 1997). Вышесказанное позволяет определить неомифологизм как некий «новый мифологизм», при котором в литературе старые, традиционные (древнегреческие, древнеримские, библейские и др.) мифы обыгрываются, но видоизменяются в соответствии с авторскими задачами. Так из мифа вырастает мифообраз. Конечно, неомифологизм ХХ века, выступая новой редакцией мифологизма предшествующего времени, продолжает способы освоения и интерпретации мифа, сложившиеся как в романтических теориях мифа и произведениях романтиков, так и тенденцию к мифотворчеству, свойственную реалистическому роману ХIХ века. Явное проявление мифологизма в начале ХХ века как неомифологизма продолжает не столько реалистическую, но даже в большей степени традицию романтического мифотворчества, поэтому соотнесенностью с реализмом сущность неомифологизма как культурно-исторического феномена не исчерпывается. З.Г. Минц обращается к термину «неомифологизм», анализируя особенности поэтики русского символизма, и дает следующее определение понятию: «“Неомифологизм” ХХ в., как бы его не определять, - это культурный феномен, сложно соотнесенный с реалистическим наследием ХIХ столетия. Ориентация на архаическое сознание непременно соединяется в “неомифологических” текстах с проблематикой и структурой социального романа, повести и т. д., а зачастую - и с полемикой с ними» (Минц 2006). А. Люсый пришел к выводу, что сопоставляя такие термины как «мифологизм» и «неомифологизм», можно выявить значительную разницу: мифологизм является, прежде всего, отношением людей к их времени и жизни, вследствие чего проецируется картина мира, а «неомифологизм» наоборот - метаморфоза, разыгрывание мира в другом месте и времени (Люсый 2005). Мифологизм свойствен таким произведениям зарубежных авторов как: Д. Алигьери («Божественная комедия»), Дж. Боккаччо («Фьезоланские нимфы»), А. Полициано («Сказание об Орфее»), Дж. Мильтон («Потерянный рай»), И.В. Гёте («Прометей») и т. д. К мифологии также обращались русские писатели: Л.Н. Толстой («Воскресение»), Ф.М. Достоевский («Идиот», «Братья Карамазовы»), А. Блок («Двенадцать»), Л.Н. Андреев («Иуда Искариот»), Вяч. Иванов («Римские сонеты»), В. Брюсов («Цирцея»), М.А. Булгаков («Мастер и Маргарита») и т. д. Итак, «мифологизм» является характерным явлением литературы и как художественный прием, и как отражение стоящего за этим приемом мироощущения. Он ярко проявляется в литературе на всех этапах становления художественного произведения: начиная с самых давних времен, с возникновения первой цивилизации, и заканчивая современной литературой XX-XXI веков. Мифологизм был и будет крепко связан с художественными произведениями, как один из способов выражения действительности и отношения к ней. Сказанное выше позволяет сделать заключение о том, что использование мифологии в литературе будет продолжаться и у современных писателей, оставаясь актуальным для дальнейшего изучения.
×

About the authors

D. D Bokach

graduate student of the Department of Philology and Mass Communications of Nizhnevartovsk State University

References

  1. Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь. Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  2. Лосев И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию // Вопросы философии. 1992. № 7. С. 64-76.
  3. Люсый А. Крымский Текст в русской литературе // Вопросы литературы. 2005. URL: https://polit.ru/article/2003/05/13/617894/
  4. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 1958. Т. 12. URL: http://www.uaio.ru/marx/12.htm
  5. Минц З.Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов. 2006. URL: http://bugayev.ru/ot_dobrolyubova.pdf
  6. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. 1997. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/slo/var/cul/tur/rud/nev/rudnev_v/index.htm
  7. Стрельник О.Н. Э. Кассирер о связи мифа и языка // Вестник РУДН. 2004. Серия: Философия. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/e-kassirer-o-svyazi-mifa-i-yazyka
  8. Токарев С.А. Мифы народов мира: энциклопедия в 2 т. 1988. URL: https://www.indostan.ru/biblioteka/knigi/2730/3412_1_o.pdf
  9. Халимулина Р.С. Мифологическая картина мира: Автореф. дис. … канд. филос. наук. Оренбург, 2008.
  10. Штомпель О.М. Человек и общество (Культурология). Словарь-справочник. 1996. URL: http://cult-lib.ru/doc/dictionary/people-and-society/index.htm
  11. Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь. 2002. URL: http://tapemark.narod.ru/les/

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Bokach D.D.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80962 от 30.04.2021 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies