К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ МИФОЛОГИИ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Авторы: Бокач Д.Д1
-
Учреждения:
- Выпуск: Том 4, № 2 (2019)
- Страницы: 9-12
- Раздел: Статьи
- URL: https://filvestnik.nvsu.ru/2500-1795/article/view/89157
- ID: 89157
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Современное литературоведение довольно часто прибегает к использованию таких специальных терминов как: «мифологизм», «миф», «неомифологизм» и «мифологическая картина мира». Большинство людей так или иначе встречалось с ними не только в жизни, но и в школе, изучая художественные произведения, а также историю, но не каждый человек задавался вопросом о переплетении понятий «мифология» и «литература». Понятие «миф» относится не только к литературоведению, но и к другим смежным дисциплинам: культурологии, философии и лингвистике. Термин «мифология» достаточно обширен и имеет много граней для его изучения. В области исследования данного термина современными исследователями - его видоизменения по прошествии столетий его использования при написании художественных произведений. В литературоведении рассматриваются мотивы мифологии конкретных народов и временных промежутков становления человеческой культуры, но только немногие исследователи обращаются в своих работах к хронологической цепочке зарождения данного термина и тому, как он менялся из эпохи в эпоху. Еще не до конца освещены темы мифологической картины мира, свойственной тому или иному народу или автору. При написании данной статьи возникли трудности в поиске нужной информации для объяснения вышеуказанных терминов, так как их воспринимают как то, что уже изучено большинством исследователей. В данной статье будут рассматриваться эти термины в порядке их возникновения и употребления не только в античности, но и в современности. Статья опирается на научные труды исследователей из разных научных отраслей, что помогло изучить все обозначенные понятия в полной мере и проследить становление мифологизма в литературе. Основное содержание работы базируется на анализе и выявлении значения упомянутых терминов в трудах ученых-литературоведов.
Ключевые слова
Полный текст
Миф является неоднозначным термином, который относительно художественной литературы способен трактоваться как неопределенная повествовательная форма, в которой используется конкретная логика, связанная с религиозным и в то же время общим сознанием. В этой форме также отражается определенное миропонимание действительности (Гунеева 2009: 163). Мифологические аспекты в литературе уходят корнями в культурологическое понимание мифа. В большинстве своем под мифом в культурологии подразумеваются сказания о сверхъестественных событиях и силах или связанных с ними происхождением героях, предках, действовавших в начале времен и участвовавших в создании самого мира, его элементов - как природных, так и культурных. Миф соединяет в себе такие противоречивые стороны как рациональное и иррациональное. В мифе образно-символическое воспроизведение и объяснение названных процессов всегда выливается в предписание действий. Как говорил известный английский этнограф Б. Малиновский, миф трактовался в первобытных общинах не абстрактной историей, а той жизнью, которой они жили (Лосев 1992: 65). Таким образом, миф как самая ранняя форма духовной культуры людей представляет природу и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной мысли (Маркс, Энгельс 1958). Мифология появляется на самой начальной стадии общественного развития. Тогда люди с помощью мифов, т. е. сказаний, преданий старались найти ответ на все волнующие вопросы. Большую часть мифологии формировали космогонические мифы, посвященные устройству мироздания, возникновению наиболее важных явлений природы, животных и людей. Также значительное внимание в мифах акцентировалось на разных этапах жизни человека, тайнах рождения и смерти, всевозможных испытаниях, которые подстерегают людей на их пути. Важное место в мифологии занимают мифы о достижениях людей, таких как добывание огня, открытие ремесел, развитие земледелия, приручение домашних животных и т. д. (Токарев 1988). Мифологическое явление изолировано от настоящего этапа огромным временным промежутком и воплощает собою не просто прошлое, а особый момент «перво-»: творения, предметов, действий (Штомпель 1996). Все, что совершалось в мифическом времени, обретает роль парадигмы и прецедента, т. е. стандарта для последующего воссоздания. Таким образом, прогнозирование оказывается своеобразной функцией мифа. Если научное обобщение основывается на базе закономерных процедур, перемещения от конкретного к отвлеченному и от причин к следствиям, то обобщение мифологическое оперирует точным и индивидуальным, взятым в качестве знака. То, что в научном анализе представляется как сходство или же другой тип отношения, в мифологии представляется как сходство, разделенное на элементы (Стрельник 2004). Мифологическое отношение к миру выражалось не только в повествованиях, но и в действах (ритуалах, танцах и т. п.). Миф и ритуал в архаических культурах составляли известную целостность (мировоззренческую, функциональную, структурную), являя собой два аспекта первобытной культуры - «теоретический» и «практический». Еще на ранних стадиях становления мифология соединяется с религиозно-мистическими обрядами и становится значимой частью религиозных верований. Будучи нерасчлененным единством, мифология включала в себя зерна не только религии, но и философии, политических теорий, всевозможных видов искусства, что затрудняет задачу размежевания мифологии и близких к ней по жанру и времени появления форм словесного творчества (Токарев 1988). Говоря о мифе, мифологии, нельзя не остановиться и на таком понятии, как мифологическая картина мира, которая многими считается практически самой первой попыткой найти решения в познании окружающего мира первобытным человеком. Данная картина являлась неким особым видом общего видения всего мира. Для нее свойственны смешения мышлений из-за сочетания «рационального» и «иррационального», доходящих до синтеза. В качестве же другой основной черты мифологической картины мира стоит выделить представления древних людей о нерасчлененности природы и человека, вещи и слова, предмета и символа: одушевление природы, искаженные и фантастические представления о мире. Стоит отметить, что миф, как главное понятие мифологической картины мира, в дальнейшем определяет и ее содержание. Характеризуя мифы по разным чертам (начиная с содержательных, историко-хронологических, и заканчивая функциональными и т. д.), также выделяют всевозможные образы мифологической картины мира. Именно в этот момент социум вступает в разряд основных сфер приложения усилий. Наблюдается изменение во времени, смысле и роли мифологической картины мира в обществе. Если в давнюю эпоху картина мира являлась главной, то спустя время, например в Средневековье или же в эпоху Нового времени, она принимает незначительный характер (Халимулина 2008). Современная мифологическая картина мира чаще всего зависит не только от определенного времени, но и от ситуации. Она не отражается в прошлом или же будущем, хоть в настоящем является достаточно эффективным инструментом реальности. Из-за постоянных перемен, процессов общества, адаптации людей к непривычным и нестандартным условиям при помощи мифа, современная мифологическая картина мира бывает ситуативной, но в некоторых моментах бытия она все еще может быть использована. Понятие «неомифологизм» не так часто встречается в научных трудах о литературе и редко упоминается в специализированных словарях, в которых продемонстрированы либо толкование категории «мифологизм» (Ярцева 2002), либо аналитическое соотношение мифа и литературы (Токарев 1988). В. Руднев в своем «Словаре культуры XX века» определяет неомифологическое сознание одной из главных черт культурного мировосприятия прошлого столетия, начиная с символизма и заканчивая постмодернизмом, при этом последний посредством неомифологического сознания представляет собой один общий «текст» из множества различных тем, связанных не только с мифом, но и с бытовыми, историко-культурными реалиями прошедших годов, текстами прошлого, вне зависимости от их известности. Не исключается в постмодернизме и создание собственной мифологии, что отражается на тексте, воссоздающем также общие законы мифологического мышления (Руднев 1997). Вышесказанное позволяет определить неомифологизм как некий «новый мифологизм», при котором в литературе старые, традиционные (древнегреческие, древнеримские, библейские и др.) мифы обыгрываются, но видоизменяются в соответствии с авторскими задачами. Так из мифа вырастает мифообраз. Конечно, неомифологизм ХХ века, выступая новой редакцией мифологизма предшествующего времени, продолжает способы освоения и интерпретации мифа, сложившиеся как в романтических теориях мифа и произведениях романтиков, так и тенденцию к мифотворчеству, свойственную реалистическому роману ХIХ века. Явное проявление мифологизма в начале ХХ века как неомифологизма продолжает не столько реалистическую, но даже в большей степени традицию романтического мифотворчества, поэтому соотнесенностью с реализмом сущность неомифологизма как культурно-исторического феномена не исчерпывается. З.Г. Минц обращается к термину «неомифологизм», анализируя особенности поэтики русского символизма, и дает следующее определение понятию: «“Неомифологизм” ХХ в., как бы его не определять, - это культурный феномен, сложно соотнесенный с реалистическим наследием ХIХ столетия. Ориентация на архаическое сознание непременно соединяется в “неомифологических” текстах с проблематикой и структурой социального романа, повести и т. д., а зачастую - и с полемикой с ними» (Минц 2006). А. Люсый пришел к выводу, что сопоставляя такие термины как «мифологизм» и «неомифологизм», можно выявить значительную разницу: мифологизм является, прежде всего, отношением людей к их времени и жизни, вследствие чего проецируется картина мира, а «неомифологизм» наоборот - метаморфоза, разыгрывание мира в другом месте и времени (Люсый 2005). Мифологизм свойствен таким произведениям зарубежных авторов как: Д. Алигьери («Божественная комедия»), Дж. Боккаччо («Фьезоланские нимфы»), А. Полициано («Сказание об Орфее»), Дж. Мильтон («Потерянный рай»), И.В. Гёте («Прометей») и т. д. К мифологии также обращались русские писатели: Л.Н. Толстой («Воскресение»), Ф.М. Достоевский («Идиот», «Братья Карамазовы»), А. Блок («Двенадцать»), Л.Н. Андреев («Иуда Искариот»), Вяч. Иванов («Римские сонеты»), В. Брюсов («Цирцея»), М.А. Булгаков («Мастер и Маргарита») и т. д. Итак, «мифологизм» является характерным явлением литературы и как художественный прием, и как отражение стоящего за этим приемом мироощущения. Он ярко проявляется в литературе на всех этапах становления художественного произведения: начиная с самых давних времен, с возникновения первой цивилизации, и заканчивая современной литературой XX-XXI веков. Мифологизм был и будет крепко связан с художественными произведениями, как один из способов выражения действительности и отношения к ней. Сказанное выше позволяет сделать заключение о том, что использование мифологии в литературе будет продолжаться и у современных писателей, оставаясь актуальным для дальнейшего изучения.×
Об авторах
Д. Д Бокач
магистрант кафедры филологии и массовых коммуникаций Нижневартовского государственного университета
Список литературы
- Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь. Ростов н/Д: Феникс, 2009.
- Лосев И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию // Вопросы философии. 1992. № 7. С. 64-76.
- Люсый А. Крымский Текст в русской литературе // Вопросы литературы. 2005. URL: https://polit.ru/article/2003/05/13/617894/
- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 1958. Т. 12. URL: http://www.uaio.ru/marx/12.htm
- Минц З.Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов. 2006. URL: http://bugayev.ru/ot_dobrolyubova.pdf
- Руднев В.П. Словарь культуры XX века. 1997. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/slo/var/cul/tur/rud/nev/rudnev_v/index.htm
- Стрельник О.Н. Э. Кассирер о связи мифа и языка // Вестник РУДН. 2004. Серия: Философия. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/e-kassirer-o-svyazi-mifa-i-yazyka
- Токарев С.А. Мифы народов мира: энциклопедия в 2 т. 1988. URL: https://www.indostan.ru/biblioteka/knigi/2730/3412_1_o.pdf
- Халимулина Р.С. Мифологическая картина мира: Автореф. дис. … канд. филос. наук. Оренбург, 2008.
- Штомпель О.М. Человек и общество (Культурология). Словарь-справочник. 1996. URL: http://cult-lib.ru/doc/dictionary/people-and-society/index.htm
- Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь. 2002. URL: http://tapemark.narod.ru/les/
Дополнительные файлы
