LINGVISTIChESKIE OSOBENNOSTI KONTsEPTA «TIME» (NA MATERIALE ROMANA A. AZIMOVA «THE END OF ETERNITY»)


Cite item

Full Text

Abstract

Данная статья посвящена рассмотрению репрезентации концепта «TIME» в жанре научной фантастики. Актуальность данной работы обусловлена прежде всего растущей популярностью аудитории жанра научной фантастики, а также заинтересованностью большого числа исследователей в области концептологии. Материалом исследования послужил роман знаменитого американского писателя Айзека Азимова «The End of Eternity». На сегодняшний день понятие концепта интегрировало во многие сферы научного знания. Цель данной статьи - изучение особенностей жанра научной фантастики и анализ средств вербализации концепта «TIME». Данная цель достигается путем концептуального анализа и описательным методом. В статье рассматриваются теоретические основы концепта в сфере лингвистики. В условиях развития современной филологии централизованным объектом изучения представляется уже не языковая единица, а конкретно текст как структура. Это в значительной степени расширяет границы научных изысканий, направленных, прежде всего, на изучение такого феномена, как «концепт». В разных ситуативных и парадигматических аспектах данное понятие обладает своим сугубо коннотативным значением. Значимость исследования обусловлена повышающимся мировым интересом к жанру научной фантастики, который с каждым годом развивается все интенсивнее, как и достижения в различных технологических сферах. На сегодняшний день данный жанр становится популярным именно благодаря кинематографу. Проведенный анализ позволил выделить модели, репрезентирующие концепт «TIME» на материале жанра научной фантастики.

Full Text

Среди отечественных исследователей, чьи научные работы посвящены всестороннему рассмотрению, аналитическому исследованию концепта как явления, можно выделить труды Ю.С. Степанова, Е.С. Кубряковой, С.Г. Воркачева, А.П. Бабушкина и др. Данное исследование проводится в рамках жанра научной фантастики - жанра, который начал зарождаться в начале XX в. и набирает популярность в наши дни. Айзек Азимов - автор романа «The End of Eternity» - считается популяризатором и одним из главных вдохновителей жанра научной фантастики. Данный жанр базируется на фантастических допущениях, но не идет за рамки противоречивых современной науке открытий. Многие исследователи ссылаются на авторов научной фантастики как идейных вдохновителей для своих изобретений. Стоит подчеркнуть, что «поворот лингвистики к целостному тексту как объекту исследования поставил ученых перед необходимостью исследования концептуального смысла текста. Концептуальная информация семантически выводится из всего текста, поэтому нацеленное на ее выявление исследование может заключаться в обнаружении и интерпретации базовых концептов того или иного литературного произведения» (Филистова 2012: 95). Прежде чем перейти к рассмотрению конкретного, обозначенного нами концепта, необходимо, в силу полисемантичности данного термина, изучить его дефинитивный характер, а также отобразить основные характеристики данного понятия. Так, Г.А. Крюкова под концептом подразумевает отображение одной из возможных форм репрезентаций знаний об окружающей действительности с позиции «когнитивной семантики» (Крюкова 2008: 129). Основатель данного понятия С.А. Аскольдов репрезентирует концепт как «мысленное образование», которое в ходе процесса мышления способно замещать то или иное количество предметов «одного и того же рода» (Нерознак 1997: 269). О.И. Лыткина утверждает, что концепт представляет собой результат взаимодействия «значения слова» с индивидуальным (личным) и коллективным (народным) опытом (Лыткина 2009: 68). Отметим также, что А.О. Шубина в своем научном труде интерпретирует концепт как элементарную единицу, составляющую основу «картины мира» (Шубина 2009: 95). В некотором роде является схожим вариант трактовки концепта как понятия М.В. Пименовой, согласно которой он являет собой «культурную константу», отражающую информацию об окружающем мире и просматривается абсолютно во всех культурных системах народов мира (Пименова 2013: 129). Под концептом также понимается и так называемый «квант знания», и подобная форма интерпретации в действительности отображает фундаментальную функцию и одновременно базу концепта - его когнитивистику (Ефремов 2009: 98). Здесь важно указать на тот факт, что многочисленные подходы к изучению понятия концепта не демонстрируют диаметрально различные друг от друга дефиниции, поскольку множественные варианты дифференцируются между собой определенным аспектом рассмотрения одного и того же практически аксиоматического варианта толкования. Таким образом, можно сказать, что концептом именуется способ познания, хранения и обработка информации. Что касается функциональных свойств концепта, а также особенностей его определения, то целесообразно обозначить очевидную размытость границ точного определения концепта и отличия его от других структурных когнитивных элементов, несмотря на вышеуказанные семантические обозначения данного термина. Таким образом, резюмируя все вышеприведенные интерпретационные версии, равно как и характеристики рассматриваемого нами явления «концепт», можно констатировать, что концепт представляет собой запечатленный глубоко в сознании человека фундамент, сформированный на основании осуществления самим человеком когнитивной деятельности по отношению к окружающей действительности. Более того, детальная характеристика данного понятия продемонстрировала тот факт, что именно концепт обладает глубинным культурологическим значением, которое формирует представления о мире в человеческом сознании. Таким образом, мы рассмотрели основные дефиниционные аспекты концепта и его функциональные характеристики. Далее перейдем к рассмотрению концепта «TIME» на примере отображения его в художественной литературе, а именно в жанре фантастики. Изначально следует обозначить такие основные формообразующие понятия не только художественного, но и окружающего мира, как пространство и время. Отметим, что «важнейшими текстовыми отношениями, которые передаются в любом литературном произведении, в том числе и в романе, являются время и пространство. Прежде чем начать повествование, автор должен определить местоположение персонажа и временной период, когда совершаются действия» (Филистова 2018: 132). Концепт «TIME» включает в себя такие аспекты, как жизненный ритм культуры, временная перспектива (ориентация в прошлое, настоящее и будущее), пунктуальность. Концепт «TIME» в языковых картинах мира является полицентричным и может приобретать различные смысловые значения в зависимости от культурных потребностей этноса. Многочисленные исследования доказывают тот факт, что, например, в англоязычной языковой картине мира концепт «TIME» обладает большим потенциалом, чем в русской, хотя в русской - это более широкое понятие. В связи с этим различием у представителей данных культур, принадлежащих к разным системам восприятия времени, могут возникать разные ассоциации, связанные с единицей «время»/«time». Особое внимание также должно быть обращено на важность культурной информации, которую передает данный концепт, установлению его этнокультурной специфики, представляющей неоспоримую ценность для выявления особенностей культуры и видения мира определенной лингвокультурной общности (Котова 2015: 92-93). Основным признаком концепта «TIME» признается его движение. Время существует объективно и неразрывно связано с движущейся материей (Королева 2013: 225). Этот признак времени является объективным и универсальным, он одинаков практически для всех языков мира. В повседневной речи, равно как и в художественной, движение времени передается метафорическими выражениями и представлено разнообразными сочетаниями лексемы «TIME» с глаголами движения, например, время идет, время летит, время приходит, время приближается и т. д. (Изергина 2015: 234). Концепт «TIME» в рамках авторского текста реализуется на лексическом и грамматическом уровнях. Вербализация концепта «время» на лексическом уровне представлена темпоральными номинациями - лексемами со значением времени: время, день, ночь, час, утро, вечер и др. Причем день и ночь образуют синтез, интегрируют в более длительный отрезок времени, т. е. сутки, что также отображает рассматриваемый нами концепт посредством круговорота времени (Зелепуго 2011: 16). На грамматическом уровне интерес вызывают видовременные характеристики глагола, также несущие концептуальную информацию об индивидуально-авторской временной картине мира. Если рассматривать концепт «TIME» на примере его отображения в художественной литературе, можно сказать, что ему отводится практически главная роль, уступать которой может лишь «пространство». Авторское представление о времени встраивается в общее цикличное его восприятие. Следует отметить, что концепт «TIME» в художественной литературе может проявлять себя, реализовываться по-разному. Учитывая это, Т.К. Елизовой были представлены пять основных моделей отображения данного концепта: 1. «Время - движение»; 2. «Время - ценность»; 3. «Время - действие»; 4. «Время - единица измерения»; 5. «Время - событие, процесс» (Елизова 2014: 89-90). Чтобы проанализировать концепт «TIME» и его роль в художественных произведениях научной фантастики, согласно представленным выше моделям, мы обратились к знаменитому роману Айзека Азимова «The End of Eternity». В романе «The End of Eternity» концепт «TIME» можно разделить на две категории: время, которое течет в так называемых «столетиях», где герои перемещаются из пространства корпорации «Eternity», и вторая категория - время, идущее в корпорации «Вечность», хотя тут стоит отметить тот факт, что «Eternity» находится вне пространства и времени. Люди в пространстве столетий ведут исчисление времени точно так же, как и читатель, в то время как в пространстве корпорации «Eternity» само «время» введено только для удобства сотрудников. Следует начать с вербализации концепта «TIME» как «единицы измерения времени». Главный герой Эндрю Харлан работает техником в организации под названием «Вечность». Целью данной организации является создание баланса во Вселенной, уничтожение оружия в некоторых периодах времени, корректировка временных промежутков. Здесь процветает импорт-экспорт различных предметов, веществ и прочих вещей из различных периодов времени. Сотрудников корпорации отбирают из разных промежутков времени. Таким образом, новоприбывший человек выбывает из своего столетия навсегда, а память о нем стирается из пространства времени. Сотрудникам также запрещено работать в промежутках времени, близким к тем, откуда их забрали. В мире романа время представлено несколько иначе, чем в реальном мире. Придуманные автором романа единицы измерения времени позволяют читателю более детально понимать происходящие события; так, например, термину «physioyear» дается объяснение в романе: «Physiologically Time passed, and in a physioyear within Eternity a man grew as much older as he would have in an ordinary year in Time» (Asimov 2010: 68). Читатель понимает - данный термин используется героями романа, чтобы показать, что при перемещении во времени человек не молодеет или стареет в зависимости от того, куда он отправился, но физиологическая особенность старения человеческого организма неизменно дает о себе знать. Этому феномену был дан свой термин в тексте романа. В романе присутствует разделение времени на время суток дня или ночи, но сделано это только для удобства человека, и такое разделение является лишь формальным аспектом: «It was too convenient to say, "See you tomorrow," or "I missed you yesterday," or "I will see you next week," as though there were a tomorrow or a yesterday or a last week in any but a physiological sense. And the instincts of humanity were catered to by having the activities of Eternity tailored to an arbitrary twenty-four "physiohour" day, with a solemn assumption of day and night, today and tomorrow» (Asimov 2010: 68). Тем не менее, привычные читателю слова «today», «tomorrow», «yesterday» «day» неизменно показывают ход течения времени в романе, дабы показать прогресс сюжета: «Harlan had avoided any personal contact with Finge on his return to Eternity after those days with Noys in the 482nd». Специализированная лексика «physiotime», «physioyear», «physiohours» дана читателю для того, чтобы яснее показать, насколько герои романа стареют по физиологическим меркам обычного человека. Второй моделью, наиболее часто встречающейся в романе, является «время - событие». Данная категория встречается довольно часто, учитывая всевозможные упоминания различных столетий в романе. В романе присутствует специализированная лексика «upwhen», «downwhen», которая указывает читателю, говорится ли о столетии, которое находится в будущем или в прошлом, относительно расположения героев во времени. Так, в первой главе романа во время разговора главного героя и социолога Контора Воя из 2456-го столетия, автор подчеркивает, что главный герой Эндрю Харлан находится в столетии, которое существенно далеко от его родного столетия: «His native Century was in the far downwhen, the 95th Century, to be exact» (Asimov 2010: 12). Таким образом, автор дает читателю понять масштаб временных промежутков между столетиями. Этот эффект позволяет читателю вникнуть в процесс, происходящий в книге, так как читателю будет проще подобрать аналогию с каким-либо историческим событием, происходившим очень давно, и настоящим временем. В романе часто упоминается слово «homewhen», чаще всего его употребляют в вопросах, уточняя, в каком столетии герой родился. Модель «время - событие» является наиболее часто встречающейся в различных жанрах художественной литературы. Третьей моделью, часто встречающейся в данном романе, является «время - процесс». «Intuitive reasoning would suggest that any Reality Change would increase its effects without limit as the Centuries pass, yet that is not so» (Asimov 2010: 200). В данной модели следует выделить любые словосочетания, использующиеся для того, чтобы показать движение в том или ином процессе течения времени, опираясь на вышеперечисленные единицы измерения времени. Учитывая жанр романа и его специфику, связанную с путешествием во времени, время как процесс несомненно является одной из главных моделей, встречающихся на протяжении всего романа. Такие модели, как «время - движение» и «время - ценность», в данном романе не встречаются. Данный факт обусловлен прежде всего акцентированием внимания на процессах, происходящих во времени романа. У героев романа нет каких-либо ограничений во времени, соответственно в романе не встречается модель «время - движение». Герои романа не придают особого значения времени, затраченному на то или иное действие, их больше интересует скорее сам процесс и события, что объясняет отсутствие модели «время - ценность» в тексте романа. Напротив, наиболее часто встречающейся моделью является «время - единица измерения». Это связано с тем, что автор помимо регулярных единиц измерения времени, ввел ряд новых, о которых говорилось выше. Подводя итоги данного исследования, следует отметить, что нами была проанализирована структурная составляющая концепта как особого понятия, удалось изучить функциональный диапазон авторского концепта романа, а также выделить основные встречающиеся модели концепта «TIME». Данный концепт в романе «The End of Eternity» выражен следующими вариациями: · Время как единица измерения («physiotime», «physioyear», «time», «century», «day», «hour» и др.); · Время как событие («in the 600's», «in 95th century» и др.); · Время как процесс («time passed», «centuries changing», «hours had passed»). Таким образом, наше исследование показало, что вербализация концепта «TIME» в романе А. Азимова «The End of Eternity» представлена тремя рассмотренными нами моделями времени, которые составляют основу данного концепта. Следует отметить неразрывную связь новых лексических единиц с концептом «TIME», которые в свою очередь являются специфической чертой научно-фантастического жанра. В романе встречается большое количество событий, упоминания различных дат, единиц времени, довольно часто время является процессуальным звеном, при помощи которого автор продвигает сюжет вперед. Данный факт еще раз подтверждает, что концепт «TIME» является значительной частью данного романа, так как сюжет тесно переплетен с перемещением во времени и его изменением. Результатом данной работы является классификация моделей, которые репрезентируют концепт «TIME» в романе. Подобная классификация, несомненно, является полезной основой для изучения концепта «TIME» в жанре научной фантастики, а также в других жанрах художественной литературы.
×

About the authors

N. Yu Filistova

Z. F Abdulin

References

  1. Елизова Т. Г. 2014. Концепт «время» в романе Д. Браун «Инферно» // Филологические науки: вопросы теории и практики 2 (32), 88-90.
  2. Ефремов В. А. 2009. Теория концепта и территориальное пространство // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена 104, 96-106.
  3. Зелепуго Д. В. 2011. Концепт «время» в художественной картине мира В. Распутина // Lingua mobilis 1 (27), 14-23.
  4. Изергина Г. 2015. Концепт «время» в художественной картине мира // Студенческая наука и XXI век 10, 231-233.
  5. Королева А. А. 2013. Концепт «время» как мировоззренческое основание культурной идентичности // Филологические науки: вопросы теории и практики 3 (30), 224-225.
  6. Котова Е. Г. 2015. Концепт «время» в лингвокультурном пространстве // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности 2, 92-93.
  7. Крюкова Г. А. 2008. Концепт. Определение объема содержания понятия // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена 10 (54), 128-135.
  8. Лыткина О. И. 2009. Проблемы изучения концепта в современной лингвистике // Rhema. Рема 4, 67-80.
  9. Нерознак В. П. 1997. Русская словесность: от теории словесности к структуре текста. Антология. М.: Academia, 267-279.
  10. Пименова М. В. 2013. Типы концептов и этапы концептуального исследования // Вестник Кемеровского государственного университета 2 (54), 127-131.
  11. Снежко Н. И. 2006. Символы-концепты в пространстве поэтического текста (системообразующий аспект): Дис. … канд. филол. наук. Краснодар.
  12. Тарасова И. А. 2010. Художественный концепт: диалог лингвистики и литературоведения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского 4 (2), 742-745.
  13. Тресседер Дж. 2001. Словарь символов. М.: Фаир-Пресс.
  14. Филистова Н. Ю. 2012. Лингвистическое исследование концепта «Crime» в английских детективных рассказах // Язык и культура: лингвистические, переводческие и лингводидактические аспекты: Материалы международной научно-практической конференции / Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры, ГБОУ ВПО «СурГУ ХМАО-Югры», Ассоциация преподавателей английского языка Сургута и Сургутского района (26-27 марта 2012 г.), 95-100.
  15. Филистова Н. Ю. 2018. Лингвистические особенности категории художественного времени (на материале психологических рассказов М. Спарк) // Филологические науки в МГИМО 3 (15), 132-137.
  16. Шубина А. О. 2009. Концепты художественной картины мира // Rhema. Рема 4, 94-98.
  17. Asimov A. 2010. «The End of Eternity». N.Y.: Tom Doherty Associates.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Filistova N.Y., Abdulin Z.F.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80962 от 30.04.2021 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies