ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ (ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ) ПРАКТИКИ
- Авторы: Белькова А.Е.1
-
Учреждения:
- Нижневартовский государственный университет
- Выпуск: Том 1, № 1 (2016)
- Страницы: 59-62
- Раздел: Статьи
- URL: https://filvestnik.nvsu.ru/2500-1795/article/view/89109
- ID: 89109
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Практика является важной составляющей в подготовке студентов-филологов к будущей профессиональной деятельности. В соответствии с ФГОС ВО учебная (ознакомительная) практика предназначена для ознакомления с нормативно-правовыми документами, образовательными стандартами, регламентирующими образовательную деятельность учреждений разных типов (общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и т.д.) на территории г. Нижневартовска и Нижневартовского района.
Ключевые слова
учебно-ознакомительная практика, профессионально-ценностные ориентации, профессиональная деятельность, материально-техническая база, образовательная деятельность учреждений, цели практики, задачи практики, установочная конференция, подготовительный этап, производственный этап, этап обработки и анализа полученной информации, итоговая конференция, отчётная документация, дневник практиканта, отзыв студента-практиканта, критерии оценки, диалоговая технология, технология профессиональной социализации, информационная технология, языковая технология
Полный текст
Первоочередным условием качественной системы высшего образования является формирование профессионально компетентной и социально активной личности педагога, соответствующей запросам современного общества. Учебная практика является одной из форм профессионального обучения в высшей школе и проводится на базе образовательных учреждений разных типов (общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и т.д.) (см. табл. 1) [5]. Таблица 1 Материально-техническая база учебной практики кафедры филологии и массовых коммуникаций Базовые организации (предприятия, учреждения) Реквизиты договора Срок действия договора МБОУ «СОШ № 17» 136/15/У до 01 июня 2018 г. МБОУ «СОШ № 42» 137/15/У до 01 июня 2018 г. МБОУ «СОШ № 34» 008/13/У до 01 июня 2018 г. МБОУ «СОШ № 3» 009/13/У до 01 июня 2018 г. МБОУ «СОШ № 5» 490/14/У до 01 июня 2017 г. МБОУ «СОШ № 21» 493/14/У до 01 июня 2017 г. МБОУ «СОШ № 43» 494/14/У до 01 июня 2017 г. МБОУ «СОШ № 19» 495/14/У до 01 июня 2017 г. ЛГМБОУ «Гимназия № 6», г. Лангепас 492/14/У до 01 июня 2017 г. МБОУ «СОШ № 8» 042/16/У до 31 июля 2019 г. МБОУ «Излучинская ОСШ УИОП № 2» 054/16/У до 31 июля 2019 г. МБОУ «СШ № 11» 053/16/У до 31 июля 2019 г. МБОУ «СОШ № 2» 052/16/У до 31 июля 2019 г. МБОУ «СШ № 13» 059/16/У до 31 июля 2019 г. МБОУ «СОШ № 3 с углублённым изучением отдельных предметов», г. Мегион 059/16/У до 31 июля 2019 г. МБОУ «СОШ № 1», г. Мегион 061/16/У до 31 июля 2019 г. МБОУ «Гимназия № 1» 064/16/У до 31 июля 2019 г. МБОУ «Гимназия № 2» 065/16/У до 31 июля 2019 г. Методистами по практике являются преподаватели кафедры филологии и массовых коммуникаций НВГУ. Группы формируются в составе 2-3 человек на одного методиста (в соответствии с карточкой учебных поручений). Практика проводится на 2 курсе, в 3 семестре и продолжается 2 недели. Учебная (ознакомительная) практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.2. Практики» ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 - «Педагогическое образование» (профиль «Филологическое образование»). Практике предшествует изучение дисциплин базовой и вариативной части профессионального цикла, предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия, а также изучение следующих дисциплин: Б1.Б.1 «История», Б1.Б.2 «Философия», Б1.Б.3 «Иностранный язык», Б1.Б.4 «Безопасность жизнедеятельности», Б1.Б.6 «Педагогика», Б1.Б.7 «Психология», Б1.Б.8 «Информационные технологии», Б1.Б.9 «Русский язык и культура речи», Б1.Б.10 «Методика обработки данных психолого-педагогических исследований», Б1.Б.11 «Естественнонаучная картина мира» и т.п. Знания, умения и навыки, отрабатываемые и закрепляемые в результате прохождения учебной практики необходимы для успешного освоения последующих дисциплин, которые изучаются на 3 и 4 курсах, а также для прохождения производственной педагогической и преддипломной практики в 6-8 семестрах. Для успешного прохождения практики студент должен знать способы построения межличностных отношений в группах разного возраста, а также владеть способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.). Традиционно в качестве главных перед практикой ставятся следующие цели: формирование целостного представления о профессии филолога; ознакомление с нормативно-правовыми документами, образовательными стандартами, регламентирующих образовательную деятельность школы; воспитание профессиональной этики; приобретение индивидуального опыта в процессе самостоятельной работы. Задачи практики определяются в соответствии с поставленными целями. Общими задачами учебной практики являются: ознакомление с организацией работы образовательного учреждения (общеобразовательная школа, лицей, гимназия) и стоящими перед ними целевыми установками, включая следующие компоненты: · цели деятельности и их структура; · деятельность организации (учебная, воспитательная, научно-исследовательская); · принципы подбора и оценки профессиональной квалификации сотрудников; · техническая оснащённость (мультимедиа, учебно-методическое обеспечение); · инновации и проекты; · используемый материал; · правила организации труда филолога и оформления документации; · условия работы филолога и возможность повышать квалификацию, профессиональное мастерство, углублять эрудицию и общекультурный уровень. Учебная практика начинается с организации установочной конференции, проводимой факультетским руководителем на кафедре филологии и массовых коммуникаций НВГУ. На данном этапе проходит ознакомительная лекция, инструктаж по технике безопасности, а также организационные методические, педагогические и психологические установки. Студенты знакомятся с образцами отчётной документации. На подготовительном этапе, на базе образовательных учреждений разных типов (общеобразовательных школ, лицеев, гимназий) студенты-филологи проводят работу по сбору, обработке и систематизации материала, заполняют отчётную документацию. Производственный этап включает обработку и анализ полученной информации; изучение структуры организации и ознакомление с функциональными обязанностями филолога, знакомство с работой школы, педагогического коллектива. На этапе обработки и анализа полученной информации по выполненным заданиям студенты-практиканты проверяют методические материалы и документацию. Готовятся к выступлению на итоговой конференции. Проверка руководителем текста подготовленной документации, внесение коррективов. На итоговой конференции по учебной практике студенты совместно с факультетским руководителем и методистами по направлению подготовки обсуждают проблемные вопросы практики, обмениваются опытом и передовыми педтехнологиями. По итогам практики студенты предоставляют факультетском руководителю отчётную документацию, которая включает в себя дневник по практике и отзыв о работе студента во время практики. Дневник практиканта содержит следующую информацию: титульный лист; сведения о себе (Ф.И.О., номер группы, телефон); сведения о руководителях практики (факультетский руководитель, методист); сведения о руководителя практики со стороны школы (директор, завучи, методисты, классный руководитель, учителя-предметники, психолог, библиотекарь и т.п.); календарь практики; сведения об образовательной организации (полное название, адрес, телефоны, направления работы школы). Во время прохождения практики студенты изучают следующие сведения, касающиеся образовательного учреждения (общеобразовательная школа, лицей, гимназия): · материально-техническое оснащение (оборудование, школьное питание); · документы (платные образовательные услуги, правила внутреннего распорядка для учащихся, противодействие коррупции и т.д.); · финансово-хозяйственную деятельность (муниципальное задание модернизация образования); · образовательные стандарты; · основные сведения (очерк о школе, основные сведения); · вакантные места для приёма; · электронные услуги; · образование (учебные достижения школьников, учебные планы и программы, приём в школу, порядок отчисления, цифровые образовательные ресурсы, дополнительное образование, расписания, Государственная итоговая аттестация); · руководство и педагогический состав; · структуру и органы управления школой [2]. В отзыве о прохождении практики руководитель практики от общеобразовательного учреждения оценивает работу бакалавра, его теоретическую подготовку, профессиональные качества, подготовленность к профессиональной деятельности, может высказать замечания и пожелания. Отчёт о прохождении практики включает краткое описание проделанной учебной работы. В приложениях к отчёту студенты добавляют различные материалы (картотеки, библиографические списки, материалы исследования и т.п.). Итоговая оценка является производной из нескольких оценок, полученных студентом за разные виды индивидуальных заданий. К общим критериям оценки относятся: · полнота выполнения всех заданий; · уровень проявления профессионально-значимых умений; · наличие творческого подхода к выполнению заданий; · качество отчётной документации и своевременность её сдачи. В рамках учебной практики студенты-бакалавры используют образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, такие как: - диалоговая технология, связанная с созданием коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества в ходе постановки и решения учебных задач; - технология профессиональной социализации, направленная на создание профессионально-ориентированной среды за счёт использования компьютерных технологий, организации продуктивного общения; - информационная технология, позволяющая эффективно организовать самостоятельную работу, активизировать познавательную деятельность; - языковая технология, ориентированная на этнокультуру, лингвокультурологию, концептуализацию, языковую личность, исследования в области языка СМИ, языковую картину мира [1]. Таким образом, учебная (ознакомительная) практика формирует профессионально-ценностные ориентации студентов-филологов, а также обеспечивает включенность бакалавров в профессиональное сообщество образовательных учреждений.×
Об авторах
А. Е. Белькова
Нижневартовский государственный университеткандидат филологических наук, доцент кафедры филологии и массовых коммуникаций
Список литературы
- Белькова А.Е. Методика организации и проведения учебно-ознакомительной практики бакалавра-филолога // Научный журнал «Молодой учёный». - 2015. - №12 (92). - С. 896-898.
- Белькова А.Е. Производственная практика студентов НГГУ в системе контекстно-компетентностного подхода // Производственная практика: проблемы и перспективы:Материалы четвертой региональной (заочной) научно-практической конференции (Нижневартовск, 30 марта 2008 г.) / Отв. ред. Л.В. Алексеева. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2009. - С. 13-17.
- Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / В.И.Звонников, М.Б.Челышкова (ред.). - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2011. - 222 с.
- Культура, наука, образование: Проблемы и перспективы: материалы II Всерос. науч.-практ. конф., г. Нижневартовск, 8 февр. 2013 г./ М-во образования и науки Рос. Федерации, Департамент образования и молодежн. политики ХМАО-Югры, Нижневарт. гос. ун-т; отв. ред. А.В. Коричко. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. - Ч. 4. - 168 с.
- Приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 № 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.01.2016 № 40536). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;dst= 100001; n=192459;req=doc (Дата обращения 10.05.2016 г.).
Дополнительные файлы
