Portrait as a literary category
- Authors: Guseynova L.S.1
-
Affiliations:
- MBOU Secondary School No. 14 in Nefteyugansk
- Issue: Vol 10, No 2 (2025)
- Pages: 108-114
- Section: Literary theory
- URL: https://filvestnik.nvsu.ru/2500-1795/article/view/696575
- DOI: https://doi.org/10.36906/2500-1795/25-2/13
- ID: 696575
Cite item
Full Text
Abstract
This article examines the concept of an artistic image, which is inextricably linked with the term «portrait». The relevance of the research is due to the variety of approaches to the problem of creating portraits of literary characters and the ambiguity of interpretations of this phenomenon in modern literary criticism. Of particular importance is the study of portrait characteristics in the context of the development of modern literature and methods of its analysis. In the course of the work, various aspects of portrait art in literature were considered. Special attention is paid to the classification of types of literary portraits, their features and their significance for understanding the text. The main types of portrait descriptions were identified: static portrait, dynamic portrait, as well as portrait forms: characteristic and psychological portraits, portrait-description, portrait-impression, portrait-comparison. Each of these forms performs its own specific function in the text. The methodological basis of the research includes an analysis of the influence of various factors on the formation of a portrait: literary trend, artistic style, genre specifics and historical epoch. The analysis showed that the concept of a portrait in literature is much broader than a simple description of a character's appearance. The portrait becomes an important tool for creating an artistic image, helping to reveal the character, social status, and inner world of the hero. The modern approach to the analysis of portrait characteristics covers many aspects: facial features, features of gestures, the specifics of facial expressions, speech behavior and psychological characteristics. Special attention is paid to details that can tell a lot about a character: clothes, demeanor, habits. This allows you to create a multifaceted character image that reflects both the external and internal traits of his personality. It can be concluded that the portrait in literature is a multifaceted phenomenon that requires a comprehensive study, taking into account all its functional and substantive aspects. The study of portrait characteristics allows for a deeper understanding of the author's intention and the features of the writer's artistic method.
Full Text
Художественный образ неразрывно связан с таким термином, как портрет. Портрет как человеческое изображение находили еще в местах обитания первобытных людей, портрет как художественное явление начал зарождаться в XVI в., а в эпоху Возрождения начинает появляться и в литературе. Как писал Л.В. Палойко: «Именно в это время портретные зарисовки начинают отражать национальные, исторические и социальные черты описываемого героя, а также психологизм его личности» (Палойко 2014: 28).
Сразу начинают выделяться два вида портрета. Первый вид – статический, который направлен на обобщенное представление персонажа, описываются неизменные черты, которые автор старается описать полно и точно, чтобы у читателя сформировалось представление о социальном положении героя, его роли в обществе и о его жизни. С помощью данного портрета автор может через внешность показывать характер персонажа, его психологические особенности. В данном случае статический портрет переходит в психологический. Так, в произведении М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» автор использует статический портрет для описания Бэлы.
Второй вид портрета, который может использовать автор, – динамический. Данный вид описывает героя в момент какого-либо действия, показывает его изменения. В этом случае автор выделяет те детали, которые помогут передать чувства и настроения героя в данный момент. Например, выделяют мимику, речь, жесты. Пример также можно найти в произведении М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», но уже в изображении портрета Мери. То, как она меняет эмоции, как она жестикулирует, как она смотрит на собеседников и как их слушает, выдает ее чувства и внутреннюю душевную драму.
Также портрет можно рассматривать в зависимости от того, к какому тексту относится произведение: авторскому или фольклорному. В фольклоре часто описывался портрет с помощью постоянных эпитетов (добрый молодец, красна девица), которые выделяли одну черту, обобщенно-абстрактные описания, показывающие социальный статус. В данном случае внутренний мир героев, их переживания оставались нераскрытыми.
В эпоху классицизма авторы использовали преимущественно два типа портретного описания: идеальные образы и их полная противоположность – образы героев низкого происхождения. Вплоть до XIX в. у авторов не было необходимости делать анализ каждого героя, поэтому они не нуждались в портретной характеристике. Авторы часто делали лишь несколько замечаний о внешности персонажа, поскольку важна была его социальная роль, но не внутренний мир. Например, в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» образы положительных и отрицательных героев чётко разделены по социальному признаку и соответствующим им портретным характеристикам.
Сентиментализм привнес свои изменения в портрет героя. Начинает уделяться внимание именно психологической составляющей портрета, поскольку важно было передать чувства, переживания души (образ Лизы из повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»).
Романтический герой описывался как исключительная личность в необычных ситуациях. Такой эффект создавался с помощью преувеличенного и фантастического описания портрета. Такой подход к портретированию особенно ярко проявился в балладах В.А. Жуковского, где герои изображаются в экстремальных ситуациях, что усиливает эффект преувеличения и фантастичности их облика.
Портрет в реализме использовался как средство для выражения индивидуальности героя. В данном случае внешность и внутренние черты героя переплетаются. Показательным примером служит портрет Ильи Ильича Обломова из романа И.А. Гончарова. Автор детально описывает его внешность: «среднего роста, приятной наружности», но особое внимание уделяет отсутствию «сосредоточенности в чертах лица». Через описание внешности Гончаров передаёт главную черту характера героя – его безвольность и апатию. «Мягкость» лица отражает мягкость характера, а «беспечность» переходящая в позы тела, говорит об инфантильности натуры.
А.Б. Есин в своих трудах писал, что портрет состоит из нескольких форм портретной характеристики. Этими формами являются портрет-описание, портрет-сравнение, портрет-впечатление, характеристический портрет и психологический (Есин 1999: 50-52).
Портрет-описание – это простейшая форма, которая используется для знакомства с героем. Пример можно увидеть в рассказе А.П. Чехова «Крыжовник», где даётся подробное описание Алёхина. Это классический пример прямого знакомства с героем через его внешность, где автор представляет социальный статус и первое впечатление о персонаже
Следующая форма строится на использовании такого средства художественного изображения как сравнение. Сравнение как средство художественной выразительности играет важную роль в создании ярких образов в литературе. Этот приём позволяет автору усилить впечатление от описываемого явления, сделать образ более наглядным и запоминающимся для читателя. Художественная функция сравнений заключается в том, что они помогают создать яркие визуальные образы, передать эмоциональное состояние героев, усилить выразительность описания и подчеркнуть характерные черты персонажей.
Мастерство использования сравнений особенно ярко проявляется в творчестве Ф. М. Достоевского. В романе «Идиот» писатель создаёт незабываемый образ Настасьи Филипповны, используя точные и яркие сравнения. Описание её внешности: «Черты лица её были красивы и тонки, как у итальянской красавицы с картины; глаза её сверкали, как звёзды» – демонстрирует высочайшее искусство автора в создании портрета героини.
Портрет-впечатление – это когда читателю не дается прямое описание героя. Читателю его представляют через впечатления о нем стороннего наблюдателя, другого персонажа (Есин 1999: 51). Целью данной формы является создание впечатления от образа героя так, чтобы понять его характер. У Ф.М. Достоевского в «Преступлении и наказании» образ старухи-процентщицы раскрывается через впечатления Раскольникова: её внешность вызывала отвращение, манера говорить раздражала, жадность была очевидна всем.
Характеристический и психологический портреты представляют собой важные инструменты в арсенале писателя для создания объёмного образа персонажа. Эти виды портрета позволяют не только описать внешность героя, но и раскрыть его внутренний мир, характер и индивидуальные особенности. Характеристический портрет фокусируется на внешних чертах персонажа, его привычках и манерах, особенностях поведения, социальном статусе и профессиональных чертах.
Психологический портрет направлен на отображение внутреннего состояния героя, передачу его эмоций и переживаний, раскрытие характера через внешние проявления и демонстрацию изменений в душевном состоянии. Особенности создания портрета проявляются в том, что писатель использует различные художественные детали, которые помогают читателю понять отношение героя к происходящему, его душевное состояние, внутренние конфликты и эмоциональные переживания (Есин 1999: 52).
Мастерство Ф.М. Достоевского в создании психологических портретов особенно ярко проявляется в романе «Преступление и наказание». Деталь «подрагивающая губа Раскольникова» становится символом внутреннего раздвоения героя, его душевных мук и борьбы с самим собой. Через эту мелкую, казалось бы, незначительную деталь автор передаёт нервное напряжение персонажа, страх разоблачения, муки совести и противоречивость его натуры.
Также существуют сатирический и иронический портрет, с помощью которых автор делает акцент, высмеивает определенные черты персонажа, которые не соответствуют образу. Данный эффект создается с помощью таких приемов, как метонимия, гротеск и гиперболизация. М.Е. Салтыков-Щедрин в «Губернских очерках» создает гротескный портрет Порфирия Петровича: «Не высок он ростом, а между тем всякое телодвижение его брызжет нестерпимым величием… Как жаль, что Порфирий Петрович ростом не вышел: отличный был бы губернатор! Нельзя сказать также, чтоб и во всей позе его было много грации; напротив того, весь он как-то кряжем сложен; но зато сколько спокойствия в этой позе! Сколько достоинства в этом взоре, померкающем от избытка величия!» (Цит. по: Вершинина 2005: 212)
Архетипический портрет в литературе представляет собой особую форму портретного изображения. О.Н. Катренко считает, что этот вид портрета обладает уникальными характеристиками и играет значимую роль в раскрытии смысла художественного текста, а также в создании необходимой атмосферы произведения (Катренко 2016: 330).
Особенности архетипического портрета заключаются в том, что он опирается на универсальные образы и символы, культурные архетипы, что помогает создать устойчивые ассоциации у читателя и усилить восприятие текста.
Данная форма портрета создается с помощью ярких и запоминающихся образов, усиление художественной выразительности и формирование особой атмосферы повествования.
Яркий пример архетипического портрета можно найти в повести И.А. Куприна «Олеся». Образ Мануйлихи, представленный через сравнение с Бабой-ягой, создаёт атмосферу мистики и таинственности, подчёркивает связь с народными поверьями, раскрывает характер персонажа через призму фольклорных представлений и формирует определённое отношение читателя к героине.
Также относительно новой является проблема характеристики речевого портрета. Считается, что и речь персонажа всегда обусловлена социальными признаками: социальный статус, возраст, образование, профессия. Все это проявляется в выборе лексико-фразеологических, грамматических и фонетических выразительных средствах языка. Так, в произведении И.С. Тургенева «Отцы и дети» речь Базарова насыщена научными терминами, что указывает на его род деятельности.
О.П. Фесенко подразумевает под речевым портретом вербально-семантическое воплощение личности. То есть, данный подход позволяет сделать анализ особенностей языковой личности как динамического явления (Фесенко 2013: 160). А. Гафарова считает, что «речевой портрет персонажей создается посредством прямой, косвенной и несобственно-прямой речи и их смешанными формами» (Гафарова 2006: 7).
Можно выделить еще одну форму портретного изображения – исторический портрет. Это форма литературного портрета, которая отражает изображение персонажа как представителя конкретной исторической эпохи и социальной группы. С помощью данного портрета автор показывает не только образ героя, его чувства, но и влияние исторических событий на героя и общество в целом.
В процессе создания исторического портрета автор уделяет внимание специфике речи персонажа, особенностям внешности, детализации костюма, характеристике поведения и проявлению характера в поступках.
Такой подход к созданию образа позволяет показать взаимосвязь личности и эпохи, раскрыть социальные противоречия времени, создать достоверную картину исторической действительности и сделать образ героя убедительным и запоминающимся. Особое внимание уделяется тому, как через внешний облик и поведение персонажа проявляются характерные черты его времени и социальной среды. Писатель использует различные художественные приёмы, чтобы передать как типические, так и индивидуальные черты героя, создавая тем самым многогранный образ, в котором отражается и личность персонажа, и эпоха, в которой он живёт.
Ярким примером служит образ Емельяна Пугачева в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка». В образе Пугачева автор раскрывает не только личные качества героя, но и социально-исторические противоречия эпохи. Через этого персонажа показаны причины народного недовольства, мотивы участников восстания, сложность и противоречивость исторических процессов.
Итак, портрет в литературе представляет собой сочетание описания внешности, мимики, жестов, психологического состояния и социального статуса. История развития портрета показывает то, как изменялось понимание функций портретного описания персонажей.
Художественное значение портрета в литературе определяется его способностью создавать яркие образы, формировать целостное представление о герое, раскрывать авторскую задумку.
Это не просто средство характеристики героя, это инструмент раскрытия человеческой личности, углубления во внешние и внутренние черты персонажа с целью раскрытия авторской идеи.
About the authors
Leyla Savadkhan kyzy Guseynova
MBOU Secondary School No. 14 in Nefteyugansk
Author for correspondence.
Email: guseynova202@mail.ru
foreign language teacher
Russian Federation, 628609 Nizhnevartovsk, 3b Mira Street, room 305References
- Вершинина Н.Л. Введение в литературоведение: Учебник. М., 2005. 416 с.
- Гафарова А.С. Речевой портрет. Социолингвистические характеристики: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 2006. 25 с.
- Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М.: Флинта, 1999. 248 с.
- Катренко О.Н. К вопросу о типологии и архетипической основе литературного портрета // Literreterra. Материалы V Международной конференции молодых ученых. Екатеринбург, 2016. С. 327-331.
- Палойко Л.В. Образ персонажа в оригинале и литературном продолжении англоязычного романа как объект филологического анализа: дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2014. 216 с.
- Фесенко О.П. От языковой личности к речевому портрету, или еще раз о терминологическом разнообразии в лексике // Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков: материалы международной научно-практической конференции. Омск: Омская юридическая академия, 2013. С. 157-163.
Supplementary files



