Портрет как литературоведческая категория

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматривается понятие художественного образа, которое неразрывно связано с термином «портрет». Актуальность исследования обусловлена многообразием подходов к проблеме создания портретов литературных персонажей и неоднозначностью трактовок данного явления в современном литературоведении. Особое значение приобретает изучение портретных характеристик в контексте развития современной литературы и методов её анализа. В ходе работы автором были рассмотрены различные аспекты портретного искусства в литературе. Особое внимание уделено классификации видов литературных портретов, их особенностям и их значению для понимания текста. Были выделены основные виды портретных описаний: статический портрет, динамический портрет, а также формы портрета: характеристический и психологический портреты, портрет-описание, портрет-впечатление, портрет-сравнение. Каждая из этих форм выполняет свою специфическую функцию в тексте. Методологическая основа исследования включает анализ влияния различных факторов на формирование портрета: литературного направления, художественного стиля, жанровой специфики и исторической эпохи. Проведённый анализ показал, что понятие портрета в литературе значительно шире простого описания внешности персонажа. Портрет становится важным инструментом создания художественного образа, помогающим раскрыть характер, социальный статус, внутренний мир героя. Современный подход к анализу портретных характеристик охватывает множество аспектов: черты лица, особенности жестикуляции, специфику мимики, речевое поведение и психологические характеристики. Особое внимание уделяется деталям, которые могут многое рассказать о персонаже: одежде, манере держаться, привычкам. Это позволяет создать многогранный образ персонажа, отражающий как внешние, так и внутренние черты его личности. Портрет в литературе представляет собой многогранное явление, требующее комплексного изучения с учётом всех его функциональных и содержательных аспектов. Исследование портретных характеристик позволяет глубже понять авторский замысел и особенности художественного метода писателя.

Полный текст

Художественный образ неразрывно связан с таким термином, как портрет. Портрет как человеческое изображение находили еще в местах обитания первобытных людей, портрет как художественное явление начал зарождаться в XVI в., а в эпоху Возрождения начинает появляться и в литературе. Как писал Л.В. Палойко: «Именно в это время портретные зарисовки начинают отражать национальные, исторические и социальные черты описываемого героя, а также психологизм его личности» (Палойко 2014: 28).

Сразу начинают выделяться два вида портрета. Первый вид – статический, который направлен на обобщенное представление персонажа, описываются неизменные черты, которые автор старается описать полно и точно, чтобы у читателя сформировалось представление о социальном положении героя, его роли в обществе и о его жизни. С помощью данного портрета автор может через внешность показывать характер персонажа, его психологические особенности. В данном случае статический портрет переходит в психологический. Так, в произведении М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» автор использует статический портрет для описания Бэлы.

Второй вид портрета, который может использовать автор, – динамический. Данный вид описывает героя в момент какого-либо действия, показывает его изменения. В этом случае автор выделяет те детали, которые помогут передать чувства и настроения героя в данный момент. Например, выделяют мимику, речь, жесты. Пример также можно найти в произведении М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», но уже в изображении портрета Мери. То, как она меняет эмоции, как она жестикулирует, как она смотрит на собеседников и как их слушает, выдает ее чувства и внутреннюю душевную драму.

Также портрет можно рассматривать в зависимости от того, к какому тексту относится произведение: авторскому или фольклорному. В фольклоре часто описывался портрет с помощью постоянных эпитетов (добрый молодец, красна девица), которые выделяли одну черту, обобщенно-абстрактные описания, показывающие социальный статус. В данном случае внутренний мир героев, их переживания оставались нераскрытыми.

В эпоху классицизма авторы использовали преимущественно два типа портретного описания: идеальные образы и их полная противоположность – образы героев низкого происхождения. Вплоть до XIX в. у авторов не было необходимости делать анализ каждого героя, поэтому они не нуждались в портретной характеристике. Авторы часто делали лишь несколько замечаний о внешности персонажа, поскольку важна была его социальная роль, но не внутренний мир. Например, в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» образы положительных и отрицательных героев чётко разделены по социальному признаку и соответствующим им портретным характеристикам.

Сентиментализм привнес свои изменения в портрет героя. Начинает уделяться внимание именно психологической составляющей портрета, поскольку важно было передать чувства, переживания души (образ Лизы из повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»).

Романтический герой описывался как исключительная личность в необычных ситуациях. Такой эффект создавался с помощью преувеличенного и фантастического описания портрета. Такой подход к портретированию особенно ярко проявился в балладах В.А. Жуковского, где герои изображаются в экстремальных ситуациях, что усиливает эффект преувеличения и фантастичности их облика.

Портрет в реализме использовался как средство для выражения индивидуальности героя. В данном случае внешность и внутренние черты героя переплетаются. Показательным примером служит портрет Ильи Ильича Обломова из романа И.А. Гончарова. Автор детально описывает его внешность: «среднего роста, приятной наружности», но особое внимание уделяет отсутствию «сосредоточенности в чертах лица». Через описание внешности Гончаров передаёт главную черту характера героя – его безвольность и апатию. «Мягкость» лица отражает мягкость характера, а «беспечность» переходящая в позы тела, говорит об инфантильности натуры.

А.Б. Есин в своих трудах писал, что портрет состоит из нескольких форм портретной характеристики. Этими формами являются портрет-описание, портрет-сравнение, портрет-впечатление, характеристический портрет и психологический (Есин 1999: 50-52).

Портрет-описание – это простейшая форма, которая используется для знакомства с героем. Пример можно увидеть в рассказе А.П. Чехова «Крыжовник», где даётся подробное описание Алёхина. Это классический пример прямого знакомства с героем через его внешность, где автор представляет социальный статус и первое впечатление о персонаже

Следующая форма строится на использовании такого средства художественного изображения как сравнение. Сравнение как средство художественной выразительности играет важную роль в создании ярких образов в литературе. Этот приём позволяет автору усилить впечатление от описываемого явления, сделать образ более наглядным и запоминающимся для читателя. Художественная функция сравнений заключается в том, что они помогают создать яркие визуальные образы, передать эмоциональное состояние героев, усилить выразительность описания и подчеркнуть характерные черты персонажей.

Мастерство использования сравнений особенно ярко проявляется в творчестве Ф. М. Достоевского. В романе «Идиот» писатель создаёт незабываемый образ Настасьи Филипповны, используя точные и яркие сравнения. Описание её внешности: «Черты лица её были красивы и тонки, как у итальянской красавицы с картины; глаза её сверкали, как звёзды» – демонстрирует высочайшее искусство автора в создании портрета героини.

Портрет-впечатление – это когда читателю не дается прямое описание героя. Читателю его представляют через впечатления о нем стороннего наблюдателя, другого персонажа (Есин 1999: 51). Целью данной формы является создание впечатления от образа героя так, чтобы понять его характер. У Ф.М. Достоевского в «Преступлении и наказании» образ старухи-процентщицы раскрывается через впечатления Раскольникова: её внешность вызывала отвращение, манера говорить раздражала, жадность была очевидна всем.

Характеристический и психологический портреты представляют собой важные инструменты в арсенале писателя для создания объёмного образа персонажа. Эти виды портрета позволяют не только описать внешность героя, но и раскрыть его внутренний мир, характер и индивидуальные особенности. Характеристический портрет фокусируется на внешних чертах персонажа, его привычках и манерах, особенностях поведения, социальном статусе и профессиональных чертах.

Психологический портрет направлен на отображение внутреннего состояния героя, передачу его эмоций и переживаний, раскрытие характера через внешние проявления и демонстрацию изменений в душевном состоянии. Особенности создания портрета проявляются в том, что писатель использует различные художественные детали, которые помогают читателю понять отношение героя к происходящему, его душевное состояние, внутренние конфликты и эмоциональные переживания (Есин 1999: 52).

Мастерство Ф.М. Достоевского в создании психологических портретов особенно ярко проявляется в романе «Преступление и наказание». Деталь «подрагивающая губа Раскольникова» становится символом внутреннего раздвоения героя, его душевных мук и борьбы с самим собой. Через эту мелкую, казалось бы, незначительную деталь автор передаёт нервное напряжение персонажа, страх разоблачения, муки совести и противоречивость его натуры.

Также существуют сатирический и иронический портрет, с помощью которых автор делает акцент, высмеивает определенные черты персонажа, которые не соответствуют образу. Данный эффект создается с помощью таких приемов, как метонимия, гротеск и гиперболизация. М.Е. Салтыков-Щедрин в «Губернских очерках» создает гротескный портрет Порфирия Петровича: «Не высок он ростом, а между тем всякое телодвижение его брызжет нестерпимым величием… Как жаль, что Порфирий Петрович ростом не вышел: отличный был бы губернатор! Нельзя сказать также, чтоб и во всей позе его было много грации; напротив того, весь он как-то кряжем сложен; но зато сколько спокойствия в этой позе! Сколько достоинства в этом взоре, померкающем от избытка величия!» (Цит. по: Вершинина 2005: 212)

Архетипический портрет в литературе представляет собой особую форму портретного изображения. О.Н. Катренко считает, что этот вид портрета обладает уникальными характеристиками и играет значимую роль в раскрытии смысла художественного текста, а также в создании необходимой атмосферы произведения (Катренко 2016: 330).

Особенности архетипического портрета заключаются в том, что он опирается на универсальные образы и символы, культурные архетипы, что помогает создать устойчивые ассоциации у читателя и усилить восприятие текста.

Данная форма портрета создается с помощью ярких и запоминающихся образов, усиление художественной выразительности и формирование особой атмосферы повествования.

Яркий пример архетипического портрета можно найти в повести И.А. Куприна «Олеся». Образ Мануйлихи, представленный через сравнение с Бабой-ягой, создаёт атмосферу мистики и таинственности, подчёркивает связь с народными поверьями, раскрывает характер персонажа через призму фольклорных представлений и формирует определённое отношение читателя к героине.

Также относительно новой является проблема характеристики речевого портрета. Считается, что и речь персонажа всегда обусловлена социальными признаками: социальный статус, возраст, образование, профессия. Все это проявляется в выборе лексико-фразеологических, грамматических и фонетических выразительных средствах языка. Так, в произведении И.С. Тургенева «Отцы и дети» речь Базарова насыщена научными терминами, что указывает на его род деятельности.

О.П. Фесенко подразумевает под речевым портретом вербально-семантическое воплощение личности. То есть, данный подход позволяет сделать анализ особенностей языковой личности как динамического явления (Фесенко 2013: 160). А. Гафарова считает, что «речевой портрет персонажей создается посредством прямой, косвенной и несобственно-прямой речи и их смешанными формами» (Гафарова 2006: 7).

Можно выделить еще одну форму портретного изображения – исторический портрет. Это форма литературного портрета, которая отражает изображение персонажа как представителя конкретной исторической эпохи и социальной группы. С помощью данного портрета автор показывает не только образ героя, его чувства, но и влияние исторических событий на героя и общество в целом.

В процессе создания исторического портрета автор уделяет внимание специфике речи персонажа, особенностям внешности, детализации костюма, характеристике поведения и проявлению характера в поступках.

Такой подход к созданию образа позволяет показать взаимосвязь личности и эпохи, раскрыть социальные противоречия времени, создать достоверную картину исторической действительности и сделать образ героя убедительным и запоминающимся. Особое внимание уделяется тому, как через внешний облик и поведение персонажа проявляются характерные черты его времени и социальной среды. Писатель использует различные художественные приёмы, чтобы передать как типические, так и индивидуальные черты героя, создавая тем самым многогранный образ, в котором отражается и личность персонажа, и эпоха, в которой он живёт.

Ярким примером служит образ Емельяна Пугачева в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка». В образе Пугачева автор раскрывает не только личные качества героя, но и социально-исторические противоречия эпохи. Через этого персонажа показаны причины народного недовольства, мотивы участников восстания, сложность и противоречивость исторических процессов.

Итак, портрет в литературе представляет собой сочетание описания внешности, мимики, жестов, психологического состояния и социального статуса. История развития портрета показывает то, как изменялось понимание функций портретного описания персонажей.

Художественное значение портрета в литературе определяется его способностью создавать яркие образы, формировать целостное представление о герое, раскрывать авторскую задумку.

Это не просто средство характеристики героя, это инструмент раскрытия человеческой личности, углубления во внешние и внутренние черты персонажа с целью раскрытия авторской идеи.

×

Об авторах

Лейла Савадхан кызы Гусейнова

МБОУ «СОШ № 14» г. Нефтеюганска

Автор, ответственный за переписку.
Email: guseynova202@mail.ru

учитель иностранного языка

Россия, 628609 г. Нижневартовск, ул. Мира, д. 3б, ауд. 305

Список литературы

  1. Вершинина Н.Л. Введение в литературоведение: Учебник. М., 2005. 416 с.
  2. Гафарова А.С. Речевой портрет. Социолингвистические характеристики: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 2006. 25 с.
  3. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М.: Флинта, 1999. 248 с.
  4. Катренко О.Н. К вопросу о типологии и архетипической основе литературного портрета // Literreterra. Материалы V Международной конференции молодых ученых. Екатеринбург, 2016. С. 327-331.
  5. Палойко Л.В. Образ персонажа в оригинале и литературном продолжении англоязычного романа как объект филологического анализа: дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2014. 216 с.
  6. Фесенко О.П. От языковой личности к речевому портрету, или еще раз о терминологическом разнообразии в лексике // Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков: материалы международной научно-практической конференции. Омск: Омская юридическая академия, 2013. С. 157-163.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Гусейнова Л.С., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80962 от 30.04.2021 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).