Formation of bilingualism in the system of higher education of universities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The purpose of the proposed article is to analyze the prospects for the integration of the Russian higher education system into the European educational space. The relevance of the study lies in the fact that one of the main goals of modern education is the creation of a third-generation higher education system. It is argued that a university teacher should pay special attention to the definition of a new humanitarian and philological paradigm based on the cadet's commitment to the personal component, that is, the formation of an independent and responsible person involved in the educational process. The article highlights the key tasks facing the system of regional higher educational institutions, among which one of the main ones in the process of philological knowledge is the formation of multilingualism (bilingualism and trilingualism) at the university, i.e. knowledge by the cadet of Russian, national (if necessary) and foreign (English, German, Chinese, etc.) languages. In addition, other prospects for the development of regional education in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia have been identified.

The theoretical and methodological basis of the study was the problem-axiological and anthropological approaches, as well as methods of analysis, synthesis and comparison. The novelty of the study lies in the fact that the integration of modern education is viewed through the prism of existing communications, the synthesis of institutional structures, the current socio-cultural situation, the philological orientation of education, the values that have arisen in the context of changes as a result of the evolution of society as a whole.

Full Text

В современную эпоху информационного общества благополучие любой страны зависит от динамичного развития системы государственного образования. Информационная эпоха ускорила развитие этой системы и профессиональную подготовку преподавателей, студентов и курсантов образовательных учреждений МВД России. Вопрос о качестве подготовки учителей и вопрос о том, какими должны быть учителя сегодня и в будущем, имеют большое значение не только в мире, но и в отдельных государствах, имеют непосредственное влияние на Россию. Такого же порядка вопрос о целесообразности нахождения в системе Болонского образования, дальнейшем развитии концепции образования в российских регионах, реформе высшего образования. В результате почти каждый становится участником трансформации общества, что является ключевым индикатором положительных или отрицательных изменений. Поэтому главную роль в реформировании образовательного процесса играет личностный характер коллектива. В связи с этим актуальной стратегически важной задачей является создание в образовательных учреждениях МВД России новой системы подготовки в области языкознания, характерного для многонациональной и поликультурной России. Особенность процесса повышения уровня знаний в области освоения двух или трех языков: русского, родного национального и иностранного (например, английского и пр.), состоит в том, что необходимо в первую очередь включение полного комплекса базовой теоретико-методической и практической подготовки педагогов российских вузов. В ходе процесса обучения двуязычию и многоязычию студентов или курсантов, навыки современного преподавателя русского языка, а также национально-республиканского языка должны быть укоренены в культурном наследии страны и ее народа. При этом модель социальных изменений, целостный и гармоничный образ будущего страны и ее системы образования должны соответствовать традиционным для России социальным ценностям, выражающимся в сотрудничестве, справедливости и общечеловеческой солидарности. Поэтому предложенный исследовательский материал в контексте практической значимости статьи может быть использован в работе специалистов, занимающихся организацией образовательной политики в военных и гражданских вузах.

Система высшего образования в России представляет собой многоаспектную структуру формирования интеллектуального капитала нации, педагогически организованной социализации студентов или курсантов в образовательных организациях МВД России. Российская система образования, как важный элемент общественной, политической и экономической жизни, является необходимым условием развития всех отраслей экономики страны. Значение образования для всех сторон общественной жизни подтверждается тем, что образование является первым звеном в инновационной цепочке «образование – исследования – венчурные проекты – массовое внедрение инноваций». В 2003 г. Россия присоединилась к Болонскому процессу и обязалась выполнить ряд условий, таких как переход на модульную систему обучения; внедрение сопоставимых квалификаций в сфере высшего образования и двухуровневой системы образования (бакалавриат – магистратура), балльно-рейтинговой модели и академических кредитов европейского типа в академическую деятельность российских вузов (Сулейманова, Фаткуллина 2014: 138). Выполнение этих условий было направлено на обеспечение интеграции России в единое европейское пространство высшего образования при сохранении базовых принципов обучения в соответствии с Болонским процессом, таких как ‒ сопоставимость учебных программ; академическая гибкость обучающихся и профессиональная мобильность преподавательского состава, которая достигается за счет постоянного повышения педагогического мастерства и расширения круга научных интересов, а также эквивалентность дипломов российских и европейских вузов на общем рынке труда.

Для всей российской образовательной системы долгое время была характерна «субъектно-объектная» парадигма образования, в соответствии с которым цели, задачи, содержание, принципы, формы и методы обучения определялись преподавателем. Являясь объектом образовательного процесса, студент или курсант образовательных организаций МВД России выполнял свою пассивную функцию «приемника» информации, знаний. Такая система обучения была предложена немецким педагогом Иоганном Фридрихом Гербартом еще в первой половине XIX в. и вполне подходила для решения задач прежнего индустриального общества. Однако система образования на современном этапе ее развития ориентирована не только на оснащение обучающегося знаниями, но и на воспитание в нем стремления к постоянному самостоятельному и творческому подходу к получению новых знаний, при тренировке его умений и навыков самостоятельного обучения. Саморазвитие становится ключевой задачей педагогического процесса в системе отечественного образования.

Реформирование российской системы образования связано с рядом вопросов, таких как, например, необходимость сохранить фундаментальные ценности (не секрет, что цель всего образовательного процесса в российских вузах заключалась в более основательной подготовке по фундаментальным наукам), обеспечить целостность образования, сохранить традиции российского высшего образования и его активной роли в создании социокультурной среды и пр. Любые возможные препятствия в этом процессе были вызваны не столько ходом интеграции в более прагматичную европейскую систему высшего образования, а скорее путем трансформации педагогической парадигмы «субъект-объект» в парадигму «субъект-субъект», которая уже ориентируется на самого обучающегося, на его желания и стремления. Эту концепцию подтверждает мысль американского педагога Джона Дьюи (1859-1952 гг.) в первой половине XX в., который впервые заявил, что студент сам должен выбирать, что изучать и как изучать. Согласно этому подходу, учащегося следует обучать не только всей сумме знаний, но и методам мышления (теоретический, диалектический, логический, системный подход, анализ и синтез). Студента или курсанта образовательных организаций МВД России следует поддерживать в развитии его творческих способностей (умении применять полученные знания в любых обстоятельствах вплоть до постановки задач, а также нахождении новых способов выполнить эти задачи) и в совершенствовании своих профессиональных навыков (легко действовать в стандартных и нестандартных ситуациях). Дьюи предложил ограничить функции преподавателя индивидуальным наблюдением, направлением деятельности студента на заданную «траекторию» развития в рамках модульной образовательной программы и всего образовательного процесса (Дьюи 1970: 127).

Представители радикальной гуманистической социологической школы И. Ильич и П. Фрейре выступали за субъектно-предметную форму обучения, как в школе, так и в вузе, и характеризовали субъектно-объектный подход, как «банковский подход» или метод, при котором обучающийся является скорее объектом – копилкой знаний, а не субъектом учебного процесса деятельности, что приводит в итоге к подавлению личности и к позиции его соответствия образовательной действительности. В XXI в. идея о том, что обучающиеся являются «полноправными членами общества высшего образования», была подчеркнута в Пражском коммюнике 2001 г. во время встречи европейских министров. В настоящее время глубокая озабоченность общества с учетом проблем гуманизации во многом связана с эволюцией философских воззрений, которые в настоящее время ставят на первое место личность в центр научного исследования. И этой личности приходится отвечать совершенно новому набору требований, когда врозь от своих профессиональных знаний и умений она должна усвоить также и духовную культуру, необходимую для качественного изменения структуры, содержания и организационной формы всей системы педагогического образования и воспитания.

Развитие российской системы образования направлено на формирование у студентов и курсантов образовательных организаций МВД России таких качеств, как научная компетентность, самостоятельность, независимость в суждениях, способность к самонастройке, самосознании и коммуникации. Эти факторы выступают основой современного профессионального специалиста.

Высшие учебные заведения России, в том числе и специальные образовательные организации МВД России, должны быть ориентированы на внедрение структурной реорганизации высшего профессионального образования, в основе которой лежит идея о том, что инновационные образовательные программы, созданные в рамках Болонского процесса, подлежат модернизации в соответствии с решением следующих задач:

1) компетентностный подход ‒ ориентация на результат обучения за счет достижения базовых компетенций, которая предполагает способность студента или курсанта, будучи личностно мотивированным, осуществлять учебную деятельность, на основе комплекса общеобразовательных умений, а также умений принимать решения и предвидеть возможные результаты, которые зависят от индивидуальной системы ценностей;

2) модульная структура, выполняющая функцию образовательной программы. Эта программа индивидуальна в содержании, методах обучения, интенсивности познавательной учебной деятельности студентов или курсантов. В модуле есть определенная структура, направленная на достижение целостной дидактической цели и выступающая значимым элементом воспитательной работы. В рамках этого модуля обязательно должна быть методика обучения двуязычию и многоязычию студента или курсанта российского вуза;

3) измерение объема учебной нагрузки в зачетных единицах или кредитах, что является современным инструментом оценки участия обучающихся в процессе учебно-практической деятельности, а также научной и внеучебной работы, что приводит к внедрению новой системы качества в процесс образования.

Также следует отметить, что сочетание всех трех характеристик (компетенции–модули–кредиты) делает эти программы действительно «инновационными» и подходящими для современного европейского и мирового образования.

Высшее учебное заведение, в том числе и образовательные организации МВД России, должны стать общепризнанным центром знаний, центром региональной культуры и технически совершенной площадкой для научных исследований, которая будет качественно готовить профессиональных специалистов третьего тысячелетия.

Согласно концепции модернизации российской системы образования, как отмечала российская исследовательница Ф.Г. Фаткуллина, «образовательные учреждения должны воспитывать личность с современным научным мировоззрением, развивать ее интеллектуальные способности, продвигать ее познавательные интересы и создавать ей условия для использования новых информационных технологий. В настоящее время все российские обучающиеся должны регистрировать информацию об окружающем мире, составлять поисковые проекты, анализировать результаты своих исследований, а также планировать свою работу в отношении научных достижений» (Fatkullina 2013: 119).

В 2002 г. Минобразования России разместило в интернете пресс-релиз «О многобалльной системе оценивания в российском образовательном процессе», согласно которой модернизация высшей школы предполагает пересмотр подхода к системе оценки знаний обучающихся (Трубицына). Эта проблема возникает время от времени время в СМИ, а также у большинства профессорско-преподавательского состава гражданских и образовательных организаций МВД России. Однако хорошо известно, что на самом деле большинство российских преподавателей следуют традиционной системе оценки знаний, т.е. отечественной «пятибалльной» системе оценивания, которая фактически трансформируется в «трехбалльную», так как «неудовлетворительно» и «сверх неудовлетворительно» не заносятся в аттестат студентов или курсантов. Фактически, «многобалльные» системы оценки знаний приняты в большинстве стран мира, и большинство российских вузов также перешли на новые, многобалльные системы оценивания знаний студентов, что стоит применить в образовательном процессе и образовательных организациях МВД России для повышения качества образования.

Сегодня проблема углубленного изучения английского языка, как языка межнационального общения в вузах Российской Федерации, приобретает все большее значение. В то же время «девиз» известного австрийского философа и лингвиста Людвига Витгенштейна XIX века следует хорошо помнить: «то, что вообще можно сказать, можно сказать ясно, а то, что нельзя сказать ясно, не следует говорить вообще» (Цит. по: Морозкин, Морозкин 2009: 73-74). Это означает, что в процессе обучения английскому языку, как языку интернационального и поликультурного общения, студентов или курсантов образовательных организаций МВД России следует обучать «наиболее четкой и всеобъемлющей логической лингвистической модели, выражающей любую форму научного знания, с помощью которой исследователь мог бы выделить и конкретизировать сущность новаторских идей, составляющих основу подлинного познания мира» (Морозкин, Морозкин 2009: 74).

Необходимо научить курсанта не только точно, правильно и логично излагать свои мысли на русском, родном национальном и, например, английском языках, но и получить навыки восприятия и интерпретации глубоких, сложных научных текстов. При этом обучающиеся должны уметь корректировать «чувство предвосхищения» «в соответствии с полученной информацией, преобразуя ее в некую новую сущность». Это поможет уменьшить «количество неизбежных «псевдосмыслов» и создаст ситуацию, в которой «смыслообразующая» основа текста становится «более глубокой» (Морозкин, Морозкин 2009: 74).

Основной задачей, стоящей перед профессорско-преподавательским составом всех вузов страны, в том числе и образовательных организаций МВД России, является обеспечение учебного процесса соответствующей системой контроля качества. Как известно, главный недостаток традиционной системы оценки знаний студентов или курсантов заключается в том, что она не способствует активной и динамичной работе обучающихся, так как ситуация не должным образом контролируется и качественная работа студента или курсанта недостаточно мотивирована. Нынешняя система управления особо не отмечает лучших студентов, сдавших все зачеты и экзамены досрочно или в течение зачетной недели. Финальная экзаменационная оценка часто не учитывает индивидуальную работу студентов или курсантов образовательных организаций МВД России. Эти и многие другие недостатки традиционной системы повлекли за собой поиск новых возможностей объективного оценивания обучающихся в системе знаний, умений и навыков. Указанная проблема делает необходимой модернизацию традиционного образования, внедрение новых технологий для подготовки высококвалифицированных специалистов с помощью создания новых методических, информационных и технических уровней обучения.

Одним из вариантов такой модернизации является модульно-рейтинговая технология обучения, которая дает возможность активно влиять на процесс обучения и улучшать его функциональные характеристики, повышения мотивации студентов и курсантов образовательных организаций МВД России в процессе обучения и, таким образом, улучшения их успеваемости.

Модульная система обучения направлена на то, чтобы студент или курсант образовательных организаций МВД России занимался регулярно в течение всего семестра, она требует строгих правил образовательного процесса, которые должны выполняться как учащимися, так и преподавателями. Эта система состоит из двух взаимосвязанных между собой частей: рейтинга и модуля (Сулейманова, Фаткуллина 2014: 138).

Модульно-рейтинговая система оценки обучающихся основана на непрерывной индивидуальной работе с каждым студентом или курсантом в течение всего семестра. Модульно-рейтинговая система позволяет студенту или курсанту образовательных организаций МВД России самостоятельно анализировать и оценивать свои достижения, оценить его работу и исправлять ее, выполнив дополнительные задания. В результате, обучающиеся получают больший объем знаний самостоятельно, проявляя креативность и мотивацию, что, безусловно, повышает качество их знаний. Таким образом, в процессе контроля усвоения знаний участвует не только преподаватель, но и сам студент или курсант образовательных организаций МВД России.

Обсуждая проблемы российского высшего образования, многие исследователи сходятся во мнении, что его интеграция в европейское пространство высшего образования предоставляет большие возможности для рационального использования финансовых и человеческих ресурсов в сфере преподавания. Будущие специалисты должны получить компетенции в различных научных исследованиях и развивать свое творческое умение. Это дает каждому студенту или курсанту возможность раскрыть свой профессиональный и личностный потенциал.

В многонациональной России, например, «совместное проживание народов на одной территории приводит к контакту между языками, что влияет на взаимодействующие языки и приводит к возникновению явления культурного двуязычия» (Фаткуллина 2014: 219). В условиях полиэтнического пространства (поликультурного и многоязычного общества) ради бесконфликтного существования народов, говорящих на разных языках, необходимо знать не только иностранный, родной национальный языки, но также хорошо и язык-посредник, с помощью которого люди могут вступать в коммуникативный контакт. В условиях многоязычного общества человек не может существовать, зная только родной язык, ему нужен язык-посредник, через который он может установить языковой контакт с людьми разных национальностей. В силу исторической традиции русский язык был языком-посредником в России уже много столетий, и он признан официальным языком Российской Федерации и во всех субъектах, при этом важность изучения национального языка в вузе сможет помочь лучше понять культурную специфику того или иного народа многонациональной России, среди представителей которого выпускнику, возможно, придется работать многие годы своей службы.

Можно отметить, что нерусское население в России в основном двуязычно, и национальное русское двуязычие нерусских этносов набирает обороты, однако в этой сфере еще остается много вопросов. Основные проблемы следующие:

– формирование в России активного национального двуязычия, предполагающего свободное владение двумя языками ‒ русским и родным, и активное воплощение их в разных сферах жизни в устной и в письменной форме;

– формирования активного двуязычия влечет за собой проблему повышения речевой культуры билингва в языках ‒ родном и русском ‒ без интерференции и интеркаляции;

В условиях современного российского образования важным становится воспитание двуязычного человека, который не только может общаться на двух языках, но, что главное, освоил две национальные культуры, две языковые картины мира (Воробьев, Сулейманова, Фаткуллина, Хайруллина 2014: 168).

Овладение третьим (иностранным, в основном английским) языком связано с определенными трудностями, и разница в основе этого вопроса лежит в мировоззрении народов, говорящих на разных языках. Реальный мир воспринимается через язык, а понятие «языковая картина мира» означает картину мира, отраженную средствами конкретного языка. Таким образом, овладение вторым и третьим языком происходит вместе с приобретением нового языкового мировоззрения. Поскольку язык и культура органически взаимосвязаны (язык является сокровищницей культуры), овладение вторым языком предполагает вхождение в другую культуру, познание образа мышления, мировоззрения, системы нравов, обычаев, традиций и менталитета людей ‒ носителей языка, что необходимо активно воспитывать в условиях поликультурного российского общества.

Во всех, в том числе образовательных организациях МВД России, должны решаться следующие актуальные проблемы организационно-методического характера:

– билингвального образования в вузе: форма, содержание, методика требуют пересмотра всего содержания и всей методической системы обучения языкам;

– проблема методического обеспечения учебного процесса: создание учебников и методических пособий нового поколения, как на родном, так и на русском языках для иностранных студентов и курсантов в вузах;

– проблема подготовки преподавателей, способных успешно реализовать задачу пропаганды активного билингвизма и воспитания двуязычной или трехъязычной личности в процессе филологической, языковой подготовки.

Помимо вопросов двуязычия, «в условиях современной глобальной цивилизации и укрепления связей между нациями и народами в ряде жизненных сфер ‒ экономической, политической, научной и культурной, становится актуальной проблема многоязычия» (Фаткуллина 2014: 221). Прежнее двуязычие становится уже явно недостаточным в процессе нарастающей глобализации во всех сферах российской жизни. Так, например, международные контакты между многоязычными народами приобретают все более масштабный характер, а общение на иностранном языке превращается в повседневную необходимость. Сама жизнь диктует необходимость говорить не только на одном иностранном (международном) языке, например, английском, немецком или китайском, как языке-посреднике, но и национальном. «Подобно двуязычию, трехъязычие становится обычным явлением» (Фаткуллина 2014: 221).

В настоящее время изучение иностранных и национальных языков является потребностью в языковом образовании во всех (в том числе образовательных организациях МВД России) российских вузах, что создает основу для расширения многоязычия в нашей стране. Можно констатировать, что в настоящее время переход от двуязычия к многоязычию в региональном образовательном пространстве начался, и этот процесс требует серьезной поддержки. Например, во всех российских вузах кроме английского изучаются и другие иностранные языки, в частности: европейские, такие как немецкий и французский, и азиатские, такие как китайский, арабский, турецкий и другие. Их выбор определяется местными условиями, в первую очередь, наличием специалистов, т.е. преподавателей иностранных языков. В связи с этим становится актуальным второй вопрос: подготовка специалистов по иностранным языкам и соответствующей разработке теоретико-методологической базы.

Необходимость восстановления и укрепления взаимосвязи между фундаментальной и гуманитарной сферами науки становится серьезной проблемой для современных региональных вузов РФ. Резервы будущего развития страны кроются в усилении интеграции науки и высшего образования. «Симбиоз» сектора научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций, Российской академии наук и ее регионального сектора: филиалов, научных лабораторий, научно-технических лабораторий, ‒ с одной стороны, и вузов, ‒ с другой, позволит значительно сократить разрыв между высшим образованием и наукой, а в перспективе решить проблему вовлечения в образовательный процесс ученых самого высокого уровня.

Движение фундаментальной, отраслевой науки, академической науки «в сторону» вузов будет способствовать привлечению одних из самых талантливых студентов или курсантов образовательных организаций МВД России для решения серьезных задач как фундаментального, так и прикладного характера.

Подводя итоги исследованию, необходимо отметить, что механизм интеграции науки в систему высшего образования должен быть разработан и запущен в условиях информационного, постоянно меняющегося мира. В результате «постепенное слияние академических институтов, отраслевых научно-исследовательских институтов и вузов (в том числе образовательных организаций МВД России) должны состояться». «В то же время вышеуказанные учреждения должны быть обеспечены системой взаимосвязи и сотрудничества в интеграционном процессе, которая позволит существенно углубить знания всех обучающихся и ориентировать их на решение актуальных научных задач, поможет им раскрыть свои таланты и найти подходящее занятие» (Морозкина 2009: 87). Одним из маркеров этого процесса в системе обучения студентов и курсантов в вузе должна стать система освоения русского и иностранного языков или русского, национального и одного из иностранных языков с соответствующим теоретико-методическим фундаментом.

Каждая из частей этой системы, ее цели и способы их реализации, а также мотивация всего коллектива профессорско-преподавательского состава на достижение положительных результатов при координации образовательных организаций МВД России в Болонском процессе и обеспечение дальнейшего развития высшего образования в будущем должна быть четко понята участниками образовательного процесса.

×

About the authors

Evgeny V. Kilimnik

Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Author for correspondence.
Email: kilimnik_06@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2949-465X

Doctor of Art History, Professor of the Department of Philosophy, Psychology and Humanities, Corresponding Member of the Russian Academy of Natural Sciences

Russian Federation, 620000, Yekaterinburg, st. Korepina, 66

References

  1. Vorob'ev, V.V., Suleimanova, A.K., Fatkullina, F.G., & Khairullina, R.Kh. (2014). Otrazhenie natsional'noi yazykovoi kartiny mira v realiyakh respubliki. Ufa. (in Russian).
  2. D'yui, D. (1970). Shkola i obshchestvo. Moscow. (in Russian).
  3. Morozkina, E.A. (2009). Rol' lingvistiki v razvitii nauchnogo znaniya. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya, (6), 87-89. (in Russian).
  4. Morozkin, N.D., & Morozkin, Yu.N. (2009). O nekotorykh napravleniyakh povysheniya urovnya i effektivnosti vuzovskoi nauki. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya, (6), 73-74. (in Russian).
  5. Suleimanova, A.K., & Fatkullina, F.G. (2014). Regional'naya obrazovatel'naya sistema na puti integratsii: problemy i perspektivy. In Kul'tura i obrazovanie v XXI veke. Barnaul, 138-146. (in Russian).
  6. Trubitsyna, O.V. Modul'no-reitingovaya tekhnologiya obucheniya i ee vliyanie na protsess obucheniya. https://clck.ru/32XGQj
  7. Fatkullina, F.G. (2013). Razmeshchenie produkta kak vid reklamy. Zhurnal mezhdunarodnykh nauchnykh publikatsii: Yazyk, Individ i obshchestvo, (7 (1)), 119-125. (in Russian).
  8. Fatkullina, F.G. (2014). Toponimicheskaya leksika kak otrazhenie natsional'noi yazykovoi kartiny mira. European Social Science Journal, (1(3)0, 212-225. (in Russian).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Kilimnik E.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80962 от 30.04.2021 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies