MOTIV FOR SEARCHING THE TRUTH, THE MEANING OF LIFE IN THE STORY BY A. PLATONOV «COTTLED»


Cite item

Full Text

Abstract

The art world of A. Platonov is versatile and symbolic. His works are woven into a single system by common motives. These plexuses start from the interconnected motifs of freedom and violence, personality and society, the historical path of Russia, the contact of generations, life and death, as well as the search for the truth and meaning of life. These motives are closely intertwined and are in mutual unity. The problem of truth throughout life interested and worried Platonov, especially during those complex historical and personal crises, when in the surrounding world there was a lack of meaning in life. The epicenter of the writer's works depicts a conflict between society and man. Society, it turns out, does not need a person, so he is forced to roam the world in search of the truth and meaning of life. One of the main motives of the story “Pit” is a motive for the search for truth and meaning in life. The article talks about the motive for the search for the truth and the meaning of life in the novel and creative heritage of A.P. Platonov as a whole. This motif is often repeated and used by the writer in works written from the end of 1920 to the mid - 1930s. It is already declared in the exposition of the work and is plot-forming in the novel “Pit”. The hero of the story of Platonov seeks to understand the meaning of what is happening in order to consciously take part in the construction of an all-proletariat house. The plot, theme and motive are not new in Russian literature. But in the Platonic novel, the old is connected with the new, born in a new time - the construction of socialism.

Full Text

Мотив поиска истины и смысла жизни в художественном мире писателя является одним из главных. Первые страницы повести «Котлован» уже охвачены поиском истины и смысла жизни главного героя - Вощева. Его уволили с механического завода, а «в увольнительном документе написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда»(Платонов 2015: 445). А после «Вощев взял на квартире вещи в мешок и вышел наружу, чтобы на воздухе лучше понять свое будущее»(Платонов 2015: 445). Герой Платонова - странник, который отправился на поиски истины и смысла жизни.Фамилия главного героя, с одной стороны, типично русская, так как заканчивается на -ев, а с лексической стороны - «амальгама» разнообразных значений, которые угадываются на слух. С точки зрения фонетики фамилия Вощев созвучна словам «вообще» и «вотще» («тщетно») (Коровин 2014: 161). Эти два значения полностью отражаются в повести: ведь главный герой ищет общий смысл существования, но его личные поиски истины, мечты об достижении идеала, тщетны и напрасны. Таким образом, уже фамилия задает направление мысли читателя и дает некое понимание происходящих в повести событий. Мотивы, которые использует Платонов в своем произведении, тесно переплетаются и создают неразделимый мотивный комплекс, в котором всевзаимосплетения имеют смысл. Так, мотив дороги соединяется с мотивом поиска истины и смысла жизни, в результате чего оказывается, что дорога определяет смысл жизни многих героев. Герои «Котлована» постоянно передвигаются в пространстве, но цель их пути - не определенная топографическая точка, а поиск истины и смысла всеобщего существования. Мотив смерти также тесно переплетается с мотивом поиска истины и смысла жизни, создавая сложные «узлы» взаимодействия. Так, например, имя Анастасия с греческого языка переводится как «воскресшая», а в повести идея будущего воскрешения мертвых связывает и объединяет все сюжетные линии. Трагический диссонанс, связанный с именем и судьбой девочки Насти, является завершающим этапом «общего дела» строителей миража. Настя для всех персонажей повести является символом будущего, она тот «социалистический элемент», который вдохновляет и дает силы людям. И смерть девочки указывает на то, что «советский смысл жизни» разрушен и строительство будущего общепролетарского дома не имеет смысла как такового. В конце повести два имени соединяются в повести - это имя Насти и Вощева. Следовательно, данное соединение имен автором введено не случайно. Платонов пытается сказать, что «надежды на воскрешение жизни и истины оказались тщетны»(Коровин 2014: 164). Многие герои повести не озадачивают себя поиском истины и смысла жизни, поскольку считают, что это лишь помеха в существовании человека: «Все мастеровые молчали против Вощева: их лица были равнодушны и скучны, редкая, заранее утомленная мысль освещала их терпеливые глаза. - Что же твоя истина! - сказал тот, кто говорил прежде. - Ты же не работаешь, ты не переживаешь вещества существования, откуда же ты вспомнишь мысль! - А зачем тебе истина? - спросил другой человек, разомкнув спекшиеся от безмолвия уста. - Только в уме у тебя будет хорошо, а снаружи гадко» (Платонов 2015: 478). Но некоторые персонажи в повести ищут истину и смысл жизни:Вощев, кулаки, строители, воплотившие в себе множество идеологий, «претендующие на универсальность объяснения смысла жизни: от технократических до ортодоксально-социологических»(Коровин 2014: 160).Из данного взаимодействия рождается конфликт общечеловеческой истины и исторической реальности. Во время поиска истины герой постоянно пытается противостоять агрессивной бессмысленности реальной действительности. Ведь для многих в повести под истиной и смыслом жизни понимаются рожденные исторической суетой категории (директива, идея вождя, многообразные планы спасения идеалов социализма). По мнению М.В. Заваркиной, в повести представлено несколько способов познания истины: 1. Метод трудового акта. В данном методе метафора «рыть котлован» сходна фразеологизму «докопаться до истины». Строителям общепролетарского дома важна не конечная цель, а сам процесс работы. 2. Метод «статистический». Например, образ инженера Прушевского. 3. Метод абстрактно-аналитический. Так, «Вощев идет к истине через абстрагирование конкретных, реальных явлений действительности» (Заваркина 2014: 515). В повести А. Платонова «Котлован» герои трудятся, чтобы реализовать грандиозный план социалистического строительства, который на некоторое время заменяет им смысл жизни («- Вы уж, наверное, все знаете? - с робостью слабой надежды спросил их Вощев. - А как же иначе? Мы же всем организациям существование даем! - ответил низкий человек из своего высохшего рта, около которого от измождения слабо росла борода» (Платонов 2015: 462)). В деревне - это уничтожение кулачества, в городе - строительство единого общепролетарского дома, «куда войдет на поселение весь местный пролетариат» (Платонов 2015: 445). Идея строительства дома Платонов определяет почти сразу с помощью слов бригадира землекопов: «Так могилы роют, а не дома» (Платонов 2015: 461). В конце произведения котлован и вправду станет могилой для маленькой Насти - символа будущего России и смысла жизни. Следовательно, «смысловой итог строительства будущего неподвижного счастья - смерть ребенка в настоящем и потеря надежды на обретение смысла жизни и истины всемирного происхождения, в поисках которой отправляется в дорогу Вощев» (Коровин 2014: 158). Что примечательно, некоторые герои, которые работают на стройке,считают, что знают истину исмысл своей жизни, но люди, живущие в деревне и сельской местности, уже давно приготовились к смерти. В трагическом конце повести Платонов уравнивает эти два «враждующих» класса, объединяя их общим стремлением - «спасение в пропасти котлована». Андрей Платонов в своем произведении «опредмечивает» абстрактные понятия, такие как истина, смысл, счастье и другие. Так,у Вощева есть мешок, в который он собирает различные предметы «несчастья и безвестности», чтобы при первой возможности вернуть им смысл существования, которого они не знают. Вощев считает, что истина хранится в теле человека: «Вощев… желал хотя бы наблюдать его (смысл существования) в веществе тела другого, ближнего человека…»(Платонов 2015: 478). Также привычный фразеологизм «докопаться до истины» имеет предметное значение в повести «Котлован: «рабочие, роющие котлован, в буквальном смысле пытаются докопаться до основ «будущего невидимого мира», до истины и «вещества существования»(Коровин 2014: 165). В произведении «Котлован» в сознании разных героев понятия «истина» и «смысл жизни» имеет разные значения. Так, Вощев во время разговора в завкоме говорит о желании «счастья-смысла»: «Я мог бы выдумать что-нибудь, вроде счастья, а от душевного смысла улучшилась бы производительность»(Платонов 2015: 465).«Счастье как сытость, благо и покой характерно в повести для идеологических приспособленцев, Пашкина и Козлова, в их понимании счастья есть что-то мутное и жирное»(Заваркина 2014: 520). С помощью образа Прушевского автор пытается показать, что этот герой прошел путь в поиске истины, на который только ступил Вощев, и его судьба звучит как предостережение главному герою, «неслучайно Прушевский называет себя и Вощева «двоешками»(Заваркина 2014: 521).Прушевский занимается чертежами и рассчетами, организовывает работу на котловане. Но на самом деле этот герой не видит смысла в строительстве общепролетарского дома. Прушевский чувствует «стеснение своего сознания, как будто темная стена предстала в упор перед его ощущающим умом» (Платонов 2015: 480).По мнению Платонова, стена является символом ограниченности человеческого знания. Автор «Котлована» использует разные способы для изображения и передачи мотива поиска истины, поэтому в стороне не остаются стилистические приемы. Например, с помощью инверсии Платонов «отражает происшедшие после революции перемены, подмена истинных, вневременных ценностей ложными, передача абсурдности, катастрофичности происходящего. Понятие истины подменяется идеей энтузиазма, идеей жертвы. Формула Вощева - «Без думы люди действуют бессмысленно»; формулы строителей котлована - «А зачем тебе истина?», «Что же твоя истина» (Диарова, Иванова, Серафимова 2011: 176). Можно обратить внимание на особенности речи, которую использует автор. Сознание «человека массы» Платонов изобразил с помощью той речевой стихии, которая существовала в 1930-е годы. Плакатные лозунги, слова «классовой» идеологии, используемые в повести, отражают уровень сознания героев. Главной же особенностью данного сознания является «некритическое, а потому во многом буквальное восприятие идеологических концепций, выраженных в официальных казенных речениях, понимаемых буквально» (Голубков 2002: 103). Здесь показательна сцена с радиорупором, с помощью которого во время отдыха каждый мог приобретать смысл классовой жизни из трубы. У строителей речь указывает на жизненную дезориентацию и деформацию их сознания. «Безусловным критерием истины для Платонова всегда была любовь»(Мусатов 2001: 287). Почти все герои «Котлована» живут без любви, их жизнь в основном строится на ненависти к врагам, абстрактному будущему. Многие обретают на некоторое время чувство любви при появлении Насти в бараке, но после смерти все возвращается к прежнему состоянию. Платонов в своей повести используют различные приемы для изображения мотива поиска истины и смысла жизни: стилистические приемы (инверсия), речевые характеристики героев, «опредмечивание» абстрактных понятий. Также в произведении тесно взаимодействуют между собой мотивы: мотив дороги определяет смыл жизни героя, мотив смерти помогает понять, что истину (к сожалению) герои повести так и не найдут. Согласимся с М.В. Заваркиной, которая в своей статье «Сюжет «Испытания истины» в повести А.П. Платонова “Котлован”» выделяет несколько способов познания истины: метод трудового акта, «статистический» метод и абстрактно-аналитический. «Проблема истины и смысла жизни очень волновала Платонова на протяжении всей его жизни, а особенно в те периоды личностного кризиса, когда в окружающем мире он этой истины не видел» (Герасимова 2014:15). В повести «Котлован» герои не могут найти эту истину. Это является прямым следствием того, что в советском обществе были утрачены нравственные основы, которые и создают внутри каждого человека ощущение истинности своего бытия. Однако герои повести «Котлован» каждый по-своему пытаются найти и обрести этот смысл (строительство общепролетарского дома, ликвидация кулачества как класса, любовь к Насте), окончательно лишаясь надежды на его обретение со смертью Насти как символа будущего.
×

About the authors

A. A Chulaeva

Master student of the Department of Philology and Mass Communications of the Nizhnevartovsk State University

References

  1. Герасимова М. А. Поиск истины в творчестве А. Платонова // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2014. №3. С. 13-18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poisk-istiny-v-tvorchestve-a-platonova (11.03.2020).
  2. Голубков М. М. Русская литература XX века: после раскола: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. 267 с.
  3. Заваркина М. В. Сюжет «Испытания истины» в повести А. П. Платонова «Котлован» // Проблемы исторической поэтики. 2014. №12. С. 512-531. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/syuzhet-ispytaniya-istiny-v-povesti-a-p-platonova-kotlovan (10.03.2020).
  4. История русской литературы XX - начала XXI века: учебник для вузов. Часть II: 1925-1990 годы/ Сост. и науч. ред. проф. В.И. Коровин. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. 511 с.
  5. Литература с основами литературоведения. Русская XX века: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования/ А.А. Диарова, Е.В. Иванова, В.Д. Серафимова; под ред. В.Д. Серафимовой. 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 304 с.
  6. Мусатов В. В. История русской литературы первой половины XX века (советский период). М.: Высш. шк.; Изд. центр Академия, 2001. 310 с.
  7. Платонов А. Котлован: роман, повесть. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. 576 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Chulaeva A.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80962 от 30.04.2021 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies