МОТИВ ПОИСКА ИСТИНЫ, СМЫСЛА ЖИЗНИ В ПОВЕСТИ А. ПЛАТОНОВА «КОТЛОВАН»


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Художественный мир А. Платонова разносторонний и символичный. Его произведения сплетены в единую систему общими мотивами. Эти сплетения ведут начало отимеющихся в произведениях взаимосвязанных мотивов свободы и насилия, личности и общества, исторического пути России, контакта поколений, жизни и смерти, а также поиска истины и смысла жизни. Данные мотивы тесно переплетены между собой и находятся во взаимном единстве. Проблема истины в течение всей жизни интересовала и волновала Платонова, особенно в те сложные исторические и личностные кризисы, когда в окружающем мире ощущалось отсутствие смысла жизни. В эпицентре произведений писателя изображен конфликт между обществом и человеком. Обществу, оказывается, не нужен человек, поэтому он вынужден бродить по свету в поисках истины и смысла жизни. Один из основных мотивов повести «Котлован» - это мотив поиска истины и смысла жизни. В статье говорится о мотиве поиска истины и смысла жизни в повести и творческом наследии А.П. Платонова в целом. Данный мотив часто повторяется и используется писателем в произведениях, написанных с конца 1920 до середины 1930 годов. Он заявлен уже в экспозиции произведения и является сюжетообразующим в повести «Котлован». Герой повести Платонова стремится понять смысл происходящего, чтобы осознанно принимать участие в строительстве общепролетарского дома. Сюжет, тема и мотив не новы в русской литературе. Но в платоновской повести старое соединяется с новым, рожденным в новое время - строительства социализма.

Полный текст

Мотив поиска истины и смысла жизни в художественном мире писателя является одним из главных. Первые страницы повести «Котлован» уже охвачены поиском истины и смысла жизни главного героя - Вощева. Его уволили с механического завода, а «в увольнительном документе написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда»(Платонов 2015: 445). А после «Вощев взял на квартире вещи в мешок и вышел наружу, чтобы на воздухе лучше понять свое будущее»(Платонов 2015: 445). Герой Платонова - странник, который отправился на поиски истины и смысла жизни.Фамилия главного героя, с одной стороны, типично русская, так как заканчивается на -ев, а с лексической стороны - «амальгама» разнообразных значений, которые угадываются на слух. С точки зрения фонетики фамилия Вощев созвучна словам «вообще» и «вотще» («тщетно») (Коровин 2014: 161). Эти два значения полностью отражаются в повести: ведь главный герой ищет общий смысл существования, но его личные поиски истины, мечты об достижении идеала, тщетны и напрасны. Таким образом, уже фамилия задает направление мысли читателя и дает некое понимание происходящих в повести событий. Мотивы, которые использует Платонов в своем произведении, тесно переплетаются и создают неразделимый мотивный комплекс, в котором всевзаимосплетения имеют смысл. Так, мотив дороги соединяется с мотивом поиска истины и смысла жизни, в результате чего оказывается, что дорога определяет смысл жизни многих героев. Герои «Котлована» постоянно передвигаются в пространстве, но цель их пути - не определенная топографическая точка, а поиск истины и смысла всеобщего существования. Мотив смерти также тесно переплетается с мотивом поиска истины и смысла жизни, создавая сложные «узлы» взаимодействия. Так, например, имя Анастасия с греческого языка переводится как «воскресшая», а в повести идея будущего воскрешения мертвых связывает и объединяет все сюжетные линии. Трагический диссонанс, связанный с именем и судьбой девочки Насти, является завершающим этапом «общего дела» строителей миража. Настя для всех персонажей повести является символом будущего, она тот «социалистический элемент», который вдохновляет и дает силы людям. И смерть девочки указывает на то, что «советский смысл жизни» разрушен и строительство будущего общепролетарского дома не имеет смысла как такового. В конце повести два имени соединяются в повести - это имя Насти и Вощева. Следовательно, данное соединение имен автором введено не случайно. Платонов пытается сказать, что «надежды на воскрешение жизни и истины оказались тщетны»(Коровин 2014: 164). Многие герои повести не озадачивают себя поиском истины и смысла жизни, поскольку считают, что это лишь помеха в существовании человека: «Все мастеровые молчали против Вощева: их лица были равнодушны и скучны, редкая, заранее утомленная мысль освещала их терпеливые глаза. - Что же твоя истина! - сказал тот, кто говорил прежде. - Ты же не работаешь, ты не переживаешь вещества существования, откуда же ты вспомнишь мысль! - А зачем тебе истина? - спросил другой человек, разомкнув спекшиеся от безмолвия уста. - Только в уме у тебя будет хорошо, а снаружи гадко» (Платонов 2015: 478). Но некоторые персонажи в повести ищут истину и смысл жизни:Вощев, кулаки, строители, воплотившие в себе множество идеологий, «претендующие на универсальность объяснения смысла жизни: от технократических до ортодоксально-социологических»(Коровин 2014: 160).Из данного взаимодействия рождается конфликт общечеловеческой истины и исторической реальности. Во время поиска истины герой постоянно пытается противостоять агрессивной бессмысленности реальной действительности. Ведь для многих в повести под истиной и смыслом жизни понимаются рожденные исторической суетой категории (директива, идея вождя, многообразные планы спасения идеалов социализма). По мнению М.В. Заваркиной, в повести представлено несколько способов познания истины: 1. Метод трудового акта. В данном методе метафора «рыть котлован» сходна фразеологизму «докопаться до истины». Строителям общепролетарского дома важна не конечная цель, а сам процесс работы. 2. Метод «статистический». Например, образ инженера Прушевского. 3. Метод абстрактно-аналитический. Так, «Вощев идет к истине через абстрагирование конкретных, реальных явлений действительности» (Заваркина 2014: 515). В повести А. Платонова «Котлован» герои трудятся, чтобы реализовать грандиозный план социалистического строительства, который на некоторое время заменяет им смысл жизни («- Вы уж, наверное, все знаете? - с робостью слабой надежды спросил их Вощев. - А как же иначе? Мы же всем организациям существование даем! - ответил низкий человек из своего высохшего рта, около которого от измождения слабо росла борода» (Платонов 2015: 462)). В деревне - это уничтожение кулачества, в городе - строительство единого общепролетарского дома, «куда войдет на поселение весь местный пролетариат» (Платонов 2015: 445). Идея строительства дома Платонов определяет почти сразу с помощью слов бригадира землекопов: «Так могилы роют, а не дома» (Платонов 2015: 461). В конце произведения котлован и вправду станет могилой для маленькой Насти - символа будущего России и смысла жизни. Следовательно, «смысловой итог строительства будущего неподвижного счастья - смерть ребенка в настоящем и потеря надежды на обретение смысла жизни и истины всемирного происхождения, в поисках которой отправляется в дорогу Вощев» (Коровин 2014: 158). Что примечательно, некоторые герои, которые работают на стройке,считают, что знают истину исмысл своей жизни, но люди, живущие в деревне и сельской местности, уже давно приготовились к смерти. В трагическом конце повести Платонов уравнивает эти два «враждующих» класса, объединяя их общим стремлением - «спасение в пропасти котлована». Андрей Платонов в своем произведении «опредмечивает» абстрактные понятия, такие как истина, смысл, счастье и другие. Так,у Вощева есть мешок, в который он собирает различные предметы «несчастья и безвестности», чтобы при первой возможности вернуть им смысл существования, которого они не знают. Вощев считает, что истина хранится в теле человека: «Вощев… желал хотя бы наблюдать его (смысл существования) в веществе тела другого, ближнего человека…»(Платонов 2015: 478). Также привычный фразеологизм «докопаться до истины» имеет предметное значение в повести «Котлован: «рабочие, роющие котлован, в буквальном смысле пытаются докопаться до основ «будущего невидимого мира», до истины и «вещества существования»(Коровин 2014: 165). В произведении «Котлован» в сознании разных героев понятия «истина» и «смысл жизни» имеет разные значения. Так, Вощев во время разговора в завкоме говорит о желании «счастья-смысла»: «Я мог бы выдумать что-нибудь, вроде счастья, а от душевного смысла улучшилась бы производительность»(Платонов 2015: 465).«Счастье как сытость, благо и покой характерно в повести для идеологических приспособленцев, Пашкина и Козлова, в их понимании счастья есть что-то мутное и жирное»(Заваркина 2014: 520). С помощью образа Прушевского автор пытается показать, что этот герой прошел путь в поиске истины, на который только ступил Вощев, и его судьба звучит как предостережение главному герою, «неслучайно Прушевский называет себя и Вощева «двоешками»(Заваркина 2014: 521).Прушевский занимается чертежами и рассчетами, организовывает работу на котловане. Но на самом деле этот герой не видит смысла в строительстве общепролетарского дома. Прушевский чувствует «стеснение своего сознания, как будто темная стена предстала в упор перед его ощущающим умом» (Платонов 2015: 480).По мнению Платонова, стена является символом ограниченности человеческого знания. Автор «Котлована» использует разные способы для изображения и передачи мотива поиска истины, поэтому в стороне не остаются стилистические приемы. Например, с помощью инверсии Платонов «отражает происшедшие после революции перемены, подмена истинных, вневременных ценностей ложными, передача абсурдности, катастрофичности происходящего. Понятие истины подменяется идеей энтузиазма, идеей жертвы. Формула Вощева - «Без думы люди действуют бессмысленно»; формулы строителей котлована - «А зачем тебе истина?», «Что же твоя истина» (Диарова, Иванова, Серафимова 2011: 176). Можно обратить внимание на особенности речи, которую использует автор. Сознание «человека массы» Платонов изобразил с помощью той речевой стихии, которая существовала в 1930-е годы. Плакатные лозунги, слова «классовой» идеологии, используемые в повести, отражают уровень сознания героев. Главной же особенностью данного сознания является «некритическое, а потому во многом буквальное восприятие идеологических концепций, выраженных в официальных казенных речениях, понимаемых буквально» (Голубков 2002: 103). Здесь показательна сцена с радиорупором, с помощью которого во время отдыха каждый мог приобретать смысл классовой жизни из трубы. У строителей речь указывает на жизненную дезориентацию и деформацию их сознания. «Безусловным критерием истины для Платонова всегда была любовь»(Мусатов 2001: 287). Почти все герои «Котлована» живут без любви, их жизнь в основном строится на ненависти к врагам, абстрактному будущему. Многие обретают на некоторое время чувство любви при появлении Насти в бараке, но после смерти все возвращается к прежнему состоянию. Платонов в своей повести используют различные приемы для изображения мотива поиска истины и смысла жизни: стилистические приемы (инверсия), речевые характеристики героев, «опредмечивание» абстрактных понятий. Также в произведении тесно взаимодействуют между собой мотивы: мотив дороги определяет смыл жизни героя, мотив смерти помогает понять, что истину (к сожалению) герои повести так и не найдут. Согласимся с М.В. Заваркиной, которая в своей статье «Сюжет «Испытания истины» в повести А.П. Платонова “Котлован”» выделяет несколько способов познания истины: метод трудового акта, «статистический» метод и абстрактно-аналитический. «Проблема истины и смысла жизни очень волновала Платонова на протяжении всей его жизни, а особенно в те периоды личностного кризиса, когда в окружающем мире он этой истины не видел» (Герасимова 2014:15). В повести «Котлован» герои не могут найти эту истину. Это является прямым следствием того, что в советском обществе были утрачены нравственные основы, которые и создают внутри каждого человека ощущение истинности своего бытия. Однако герои повести «Котлован» каждый по-своему пытаются найти и обрести этот смысл (строительство общепролетарского дома, ликвидация кулачества как класса, любовь к Насте), окончательно лишаясь надежды на его обретение со смертью Насти как символа будущего.
×

Об авторах

А. А Чулаева

магистрант кафедры филологии и массовых коммуникаций Нижневартовского государственного университета.

Список литературы

  1. Герасимова М. А. Поиск истины в творчестве А. Платонова // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2014. №3. С. 13-18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poisk-istiny-v-tvorchestve-a-platonova (11.03.2020).
  2. Голубков М. М. Русская литература XX века: после раскола: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. 267 с.
  3. Заваркина М. В. Сюжет «Испытания истины» в повести А. П. Платонова «Котлован» // Проблемы исторической поэтики. 2014. №12. С. 512-531. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/syuzhet-ispytaniya-istiny-v-povesti-a-p-platonova-kotlovan (10.03.2020).
  4. История русской литературы XX - начала XXI века: учебник для вузов. Часть II: 1925-1990 годы/ Сост. и науч. ред. проф. В.И. Коровин. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. 511 с.
  5. Литература с основами литературоведения. Русская XX века: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования/ А.А. Диарова, Е.В. Иванова, В.Д. Серафимова; под ред. В.Д. Серафимовой. 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 304 с.
  6. Мусатов В. В. История русской литературы первой половины XX века (советский период). М.: Высш. шк.; Изд. центр Академия, 2001. 310 с.
  7. Платонов А. Котлован: роман, повесть. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. 576 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Чулаева А.А., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80962 от 30.04.2021 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).