Том 7, № 1 (2022)

Обложка

Весь выпуск

Отечественная филология и методика преподавания

Когерентный эксперимент в лирике Дмитрия Быкова: опыт рецепции

Безруков А.Н.

Аннотация

Современная лирика в разверстке основных имен многолика и многообразна. Основные ориентиры данной литературной формы направлены на эстетическое преодоление диалога с непререкаемой классикой, однако, ряд авторов создают и оппозиционную версию, формируют новый, альтернативный взгляд на действительность. Оригинально, по-своему, в режиме трансформации смыслов выглядит лирика Игоря Губермана, Владимира Степанова, Игоря Иртеньева, Ольги Седаковой, Дениса Осокина, Веры Павловой, Дмитрия Быкова. Лирический нарратив указанных авторов становится сферой редупликаций. Помимо смысла, тяготеющего к трансцендентной канве, возникает и имманентная магистраль, ориентированная на более тонкую манифестацию авторской позиции. Контрастным из представленного ряда поэтов является имя Дмитрия Быкова, поднимающего острые социальные вопросы, ставящего оппозиционно крайности настоящего. Методология анализа текстов в данной работе соотносится с принципами эмпирической оценки, рецептивной эстетки. Выпущенный в 2021 году сборник Дмитрия Быкова «Ничья. 20:20» становится литературной базой статьи. Д. Быков создает некий когерентный эксперимент в этом сборнике, ибо большая часть форм есть «отклик на события современности», «слово оппозиционного толка», «предполагаемый диалог / контакт», «созданная мыслимая перспектива», «духовное перерождение», «история по-настоящему». Думается, что формальная составляющая лирики Дмитрия Быкова не заслоняет смысловой параллелизм. Напротив, голос поэта звучит неравнодушно, страстно, целостно, конвергентно. Материал может быть полезен при изучении литературного процесса начала ХХ века, новейшей поэзии, творчества Дмитрия Быкова. Целевая составляющая работы направлена на определение ряда эстетических, идейных, литературных предпочтений указанного автора. Таким образом, статья есть попытка верифицировать художественные маркеры современности, совместить их с незыблемым полем классической лирики.

Нижневартовский филологический вестник. 2022;7(1):6-18
pages 6-18 views

Манипуляция сознанием человека в информационно-коммуникативном пространстве в романе В. Пелевина «Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре»

Брызгалова В.В.

Аннотация

В отечественной культуре начала XXI века обострился кризис ценностных установок современного человека, сознание которого подвержено манипуляции. Феномен манипуляции сознанием имеет свою историю, но особенную силу приобрел в ХХ веке, когда главными проводниками власти стали СМИ, искусство, реклама. А к началу XXI века основным инструментом манипуляции сознанием человека становится информационно-коммуникативное пространство. Расцвет технологий и форм манипуляции сознанием в виртуальном пространстве становится ведущей темой романа В. Пелевина «Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре» (далее: «Шлем ужаса»). В данной статье роман интерпретируется через сопоставление с технологией манипуляции. Такой подход к интерпретации авторского замысла романа помогает раскрыть особенности явления манипуляции сознанием в истории и отечественной культуре начала ХХI века, проследить в тексте романа отражение технологии манипулирования, проанализировать признаки и методы манипуляции, которые описывает автор. В. Пелевин разоблачает технологию манипуляции сознанием человека, побуждающую его делать выбор, выгодный для власти. Манипуляционные технологии, описанные в романе, вытесняют традиционные ценности человека. Автор не только отражает данную социокультурную проблему эпохи начала XXI века, но и ставит нравственную проблему сохранения личностью собственной идентичности и свободы выбора в условиях тотального воздействия информационно-коммуникационных технологий на отдельного человека и общество в целом. Роман В. Пелевина «Шлем ужаса» актуален, он вызывает бесконечные споры: есть ли будущее у поколения, которое пытается найти выход из Лабиринта современной кризисной эпохи.

Нижневартовский филологический вестник. 2022;7(1):19-29
pages 19-29 views

Из опыта проведения региональной олимпиады школьников по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов севера в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

Иванова Т.А.

Аннотация

Данная статья представляет собой аналитический обзор основных этапов организации и проведения региональной олимпиады школьников Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера. Цель – акцентировать внимание не только педагогов, специалистов в области образования, но и всей общественности в целом на проблеме сохранения родных языков в современных условиях через различные формы деятельности, в частности – проведение олимпиады школьников по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера. Показать роль олимпиады как одно из средств работы школы и педагогов по выявлению одаренных обучающихся, которые стремятся к большему познанию своего родного языка, культуры и его сохранению. В статье представлены информационно-аналитические материалы олимпиады школьников по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре за три года (2019, 2020, 2021 г.). Акцентируется внимание на формате проведения олимпиады. С 2017 года региональный этап олимпиады школьников по родным языкам и литературе проводится в очном формате с использованием дистанционных технологий. При написании статьи использована отчетная документация по результатам проведения олимпиад (итоговые протоколы с приложением рейтинговых таблиц, сводные оценочные листы, аналитические отчеты жюри), включая результативность выполнения олимпиадных заданий участниками, анализ разработанных заданий и анализ качества выполнения олимпиадных заданий по родным языкам. Рассматриваются причины снижения качества выполнения олимпиадных заданий по родным языкам и пути и методы повышения качества выполнения заданий и вовлечения большего количества обучающихся в олимпиаду.

Нижневартовский филологический вестник. 2022;7(1):30-42
pages 30-42 views

Лирический герой В. Маяковского: «двойничество», «многоликость» или «игра»?

Култышева О.М.

Аннотация

Разные литературные критики в разные времена указывали на один и тот же факт – многосторонность проявлений лирического героя В. Маяковского, открыто заявленную в его поэзии. Одиночество, неразделенная любовь, автобиографичность, личностная конкретность лирического героя, противопоставление «толпе» чуждых ему людей и тут же – сосредоточенность на судьбе народа России, боль за судьбу миллионов и желание слить свое «я» с многомиллионным «мы» … На «разносторонность» поэта как на реальную черту Маяковского в русском литературном процессе указывали и постоянный оппонент Маяковского П. Пильский, и эмигрант Р. Якобсон, и советский критик В. Альфонсов, считавший характерным для поэта многократно и настойчиво повторяемый «двойной» образ-формулу его лирического героя. Все трое, говоря о многообразии творческих проявлений Маяковского, в то же время имели в виду разные причины подобного разнообразия. Р. Якобсон почитал его природой свойственную Маяковскому-поэту и Маяковскому-человеку многоликость (по другой терминологии – многообразность), Пильский возводил его не к личностной (качественной) особенности Маяковского, а к стремлению его к игре, театральности, смене, по разным терминологиям, поз, ролей, масок; к демонстративности созданного им образа. «Двойная» же формула лирического героя Маяковского, выдвинутая В. Альфонсовым, подобно защищаемой Якобсоном концепции многоликости, выводила разносторонность поэтического образа Маяковского из особенностей его личности, полагая ее, однако, не многоликой, а всего лишь двойственной. В статье рассматривается каждая из трех концепций в отношении лирического героя Маяковского (двойничество, многоликость, игра), приводятся аргументы «за» и «против» в отношении каждой теории.

Нижневартовский филологический вестник. 2022;7(1):43-60
pages 43-60 views

Мандельштам и Алоизиюс Бертран: заметка к теме

Марков А.В.

Аннотация

Стихотворение О. Мандельштама «Как светотени мученик Рембрандт…» соединяет экфрасис, творческое завещание и декларацию социальной позиции, и такое сочетание всегда создавало трудности для интерпретаторов. Ряд темных образов, таких как взятие под стражу, богатство или племя единомышленников, убедительно трактуются как вычитывание Мандельштамом собственной биографии из обстоятельств биографии Рембрандта, но не объясняют до конца ни экспрессивную поэтику стихотворения, ни место сюжета Голгофы среди других жизненных сюжетов. В статье предлагается считать ключом к произведению одно из стихотворений французского романтика Алоизиюса Бертрана «Гаспар из тьмы», которое представляет собой конспект образов готических романов. В этом стихотворении в прозе есть основные образы стихотворения Мандельштама в свернутом виде, и его вполне можно считать если не претекстом текста Мандельштама, то одним из ключей, проясняющих его сюжет. Так, Бертран понимает светотень распятия как впечатление от оконной рамы ночью, жгучую боль – как наступление полночи, стражу и воинов – как присутствие предков и связанного с ними проклятия, а сокровища – как намек на ад и кровосмешение. Тем самым сюжет стихотворения Мандельштама не сводится к готовности отказаться от земных благ и принять мученичество в подражание Христу, равно как и к готовности разделить с друзьями благородную бедность. Этот сюжет, исходя из ключа Бертрана, реконструирован так: полночь грозит кошмарами, и главный из этих кошмаров – ощущение жгучей боли, боли совести или боли несбывшегося, с наступлением полночи. После этого размышление о времени переходит в сновидческое переживание происходящего, в ряд фантазий, указывающих на прежнее богатство и на прежние впечатления от искусства. В этом сновидческом переживании человеческое братство может переживаться только как общение с тенями и потому неизбежное телесное мученичество. В стихотворении Мандельштам пересобрал готически-романтические символы и эмоциональные режимы для различения субъективного отношения к мученичеству и объективного мучения, определяемого автономиями искусства, души и тела.

Нижневартовский филологический вестник. 2022;7(1):61-69
pages 61-69 views

Творческие увлечения С.Ф. Платонова-гимназиста

Митрофанов В.В.

Аннотация

Сергей Фёдорович Платонов (1860-1933) – русский и советский историк, педагог. Член-корреспондент Петербургской академии наук по Историко-филологическому отделению, действительный член Российской академии наук. О том, чтобы посвятить себя истории, вначале не помышлял, писал стихи и мечтал о карьере профессионального литератора. Многое в жизни С.Ф. Платонова последних лет гимназического периода остается неизвестным. Именно к этому периоду сегодня обратились исследователи. И оказалось, что в это время у юного Платонова были разносторонние интересы, прежде всего, в области поэзии, увлечения театром. Именно в эти годы были встречи с людьми, общение с которыми оказало большое воздействие на формирование его мировоззрения и увлечения. К таким знакомствам следует отнести встречи с Е.Н. Калайдович, В.Н. Беркут, В.Ф. Кеневичем – гимназическим учителем словесности, широко известного в научных кругах своими трудами в области крыловедения. Именно о тесном общении с названными людьми, уже будучи зрелым человеком, ученым с мировым именем, С.Ф. Платонов напишет немало теплых строк в своих биографических работах. С В.Ф. Кеневичем велись не только длительные беседы, он был посвящен учеником старших классов гимназии Бычкова в свои поэтические опыты. А знакомство с отдельными стихотворениями вызвали у него восторженные отклики. Кроме того, он подсказывает начинающему поэту, выступает рецензентом, совместно с автором редактирует тексты. Одним из направлений развития творческих способностей подающего надежды Платонова явилось исследование о букве ъ, которое и публикуется в приложении.

Нижневартовский филологический вестник. 2022;7(1):70-78
pages 70-78 views

Тема исторической памяти в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»

Терехова З.С.

Аннотация

На рубеже прошлого и позапрошлого столетий, хотя и не буквально хронологически, накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени «женская» поэзия – поэзия Анны Ахматовой. Ближайшей аналогией, которая возникла уже у первых ее критиков, оказалась древнегреческая певица любви Сапфо: русской Сапфо часто называли молодую Ахматову. Однако свести все творчество Ахматовой к любовной теме нельзя. Есть в нем и явственно выраженная патриотическая направленность. Поэма Анны Ахматовой «Реквием» – это народная трагедия, которая по своей тематике и проблематике актуальны и в наши дни. В них отражены чувства всех людей, которые когда-либо теряли родного человека и переживали тяжелые исторические события. Это жгучая боль от несправедливости и протест против насилия над людьми, в частности над заключенными и пережившими войну людьми. В строках данного произведения – страдания от разлуки, однако они позволяют разделить свою печаль с другими, дают увидеть, что ты в своем горе не один, а значит, добро победит и тьма не вечна. В центре поэмы «Реквием» лирическая героиня – женщина, которая простаивает в тюремных очередях, ожидая приговора для сына, ища встречи с ним. Известно, что сына Анны Андреевны арестовывали два раза. Во второй раз его приговорили к ссылке в Сибирь на 10 лет. Очереди под тюрьмами свидетельствовали о том, что матерей, жен, сестер, переживших потерю, было очень много. Описывая свои переживания, Анна Андреевна показала горе всех женщин.

Нижневартовский филологический вестник. 2022;7(1):79-85
pages 79-85 views

Понятие и сущность судебной лингвистической экспертизы

Хомиченко О.В.

Аннотация

В настоящей статье мы исходим из того, что понятие «лингвистическая экспертиза» можно рассматривать в двух аспектах, лингвистическом и правовом. Различение указанных аспектов важно, как в научном, так и в практическом смысле, поскольку на каждом из этих уровней лингвистическая экспертиза различается по задачам, методам и методикам, объектам исследования и статусу субъекта исследования. Лингвистическая экспертиза как процесс исследования языковых феноменов, неразрывно связанный с новыми знаниями о языке, имеет эвристический, инициативный, изыскательский характер, поэтому не способна решать конкретные экспертные задачи. Разграничение лингвистического и юридического уровней в судебной лингвистической экспертизе обеспечит соответствие результата исследования требованиям относимости, допустимости и достоверности, предъявляемым законом к доказательству. Сущность судебной лингвистической экспертизы раскрывается через понятие специальных лингвистических знаний. Под специальными знаниями традиционно понимаются знания, полученные в результате профессионального образования (обучения) и практического опыта, выходящие за рамки общеобразовательной подготовки и житейского опыта, знания, не являющиеся общеизвестными и общедоступными, не имеющие всеобщего, массового распространения, которыми располагает ограниченный круг сведущих людей, получивших специальную подготовку. В результате влияния научных знаний на повседневную жизнь людей и развития общества соотношение общеизвестных и специальных знаний постоянно меняется. Совокупность специальных знаний определяет границы экспертной специальности в рамках профессиональной подготовки экспертов. В настоящее время обычным делом стало использование в следственной и судебной практике неквалифицированных и недобросовестных лингвистических экспертиз, авторы которых, не располагая специальными знаниями и не владея методикой и процедурами экспертного анализа, выносят суждения по вопросам, от которых зависят человеческие судьбы.

Нижневартовский филологический вестник. 2022;7(1):86-98
pages 86-98 views

Иностранная филология и методика преподавания

Обучение иностранному языку для специальных целей: новации и перспективы (на примере онлайн-платформ)

Емельянова С.А.

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые аспекты инновационных процессов в обучении иностранному языку для специальных целей. Основным предметом анализа является изучение возможностей применения современных цифровых технологий. Использование специализированных онлайн-платформ позволяет расширить возможные форматы работы по формированию и развитию навыков речевой деятельности. Задачи использования актуальной специальной профессионально-ориентированной лексики при отработке навыков монологической и диалогической речи, чтения и аудирования на иностранном языке определяют необходимость поиска преподавателем профильных ресурсов. Эффективным решением является работа обучающихся с платформами, позволяющими работать в режиме интервального повторения лексики при наличии функции подбора персональных ассоциативных рядов в виде картинок, аудио- и видеоматериалов. Платформы массовых открытых онлайн-курсов (МООК) направлены как на обучение иностранному языку через изучение профильных профессионально-ориентированных курсов, так и на освоение знаний по соответствующим профильным областям посредством иностранного языка. Отдельные популярные Интернет-площадки позволяют преподавателю размещать собственные лингводидактические курсы, которые можно создавать не только для внутреннего использования, но и для продажи на платформе. Имитация эффекта погружения в языковую среду достигается путем введения в процесс обучения иностранному языку для специальных целей элементов использование социальных сетей, создаваемых внутри ресурсов профессионально-ориентированных лингводидактических онлайн-платформ. Коммуникация на иностранном языке осуществляется в соответствии с профессиональными интересами обучающихся в условиях, приближенных к реальному социокультурному взаимодействию. В качестве примера рассматривается лингводидактический контент цифровой платформы Englishdom.com. В работе описывается структурная характеристика компонентов данного цифрового ресурса и потенциал использования предлагаемого дидактического инструментария.

Нижневартовский филологический вестник. 2022;7(1):99-107
pages 99-107 views

Лингвистические особенности концепта «Pandemic» в англоязычном газетном дискурсе (на основе статей медицинской направленности)

Филистова Н.Ю., Позднякова С.Д.

Аннотация

В данной статье исследуются лексические средства вербальной репрезентации концепта «Pandemic» на материале англоязычных газетных статей медицинской тематики. Актуальность статьи заключается в самом предмете – пандемии, которая появилась в конце 2019 начале 2020 года и продолжается до сих пор. Данное явление представляет интерес для лингвистических исследований, так как важные общественные явления всегда имеют отражение в языке и речи как отдельной страны, так и всего человечества. Пандемия коронавируса стала именно таким явлением. Целью нашей работы является установление единиц вербализации концепта «Pandemic» в англоязычных газетных статьях коронавирусной тематики, которые посвящены медицине. Для достижения поставленной цели в нашем исследовании были задействованы следующие методы исследования: сбор и анализ полученной информации, метод дефиниционного анализа, метод сплошной выборки, описательный метод, статистический метод, а также элементы концептуального анализа. В теоретической части нашей статьи мы рассматриваем важнейшие понятия, которые важны для дальнейшего понимания содержания: газетная разновидность публицистического-дискурса и концепт. В практической части представлено собственно исследование: выделение концепта «Pandemic», приведение дефиниций значения данного концепта, отбор и описание фреймов концепта «Pandemic» из газетных статей, проведение статистического анализа и подведение итогов проделанного исследования. Новизна исследования состоит в том, что лингвистические труды по изучаемому аспекту концепта «Pandemic» ранее не были представлены в научных публикациях. Практическая значимость данной статьи заключается в том, что ее материалы и выводы могут быть использованы в дальнейшем изучении вербализации концепта «Pandemic» в других сферах общественной жизни. Статья является попыткой описания средств языковой вербализации изучаемого концепта.

Нижневартовский филологический вестник. 2022;7(1):108-115
pages 108-115 views