Mythological Motives in M. Shulgin's Works About Nature

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article proceeds from the fact that today, along with the economic development of society, there is a steady research interest in the spiritual and moral principles implemented in national fiction. It is in it that the mentality of the ethnic group is reflected, the psychological portrait of the nation, moral norms, connection with nature, the mythological layer of culture are presented. All this is presented in the work by one of the most significant Khanty writers, Mikul Ivanovich Shulgin (1940-2007). He has come a long way in life to literature. Since 1971, Mikul Ivanovich has been a member of the USSR Writers' Union. Since 1991 he has been a member of the Russian Writers' Union. His poems have been translated into Belarusian, Hungarian, Spanish and Ukrainian. Intertwining the Khanty culture and mentality with his work, M.I. Shulgin invariably reflects a special way of understanding and perceiving reality. At the same time, the writer and his works are insufficiently studied in domestic literary criticism. Little attention is now paid to Shulgin's poetic and prose works only in the regional curriculum for native literature. For the works of M.I. Shulgin about nature is characterized by the presence of mythological motifs. The term “mythology” is quite broad and has many facets to study. The concept of “myth” refers not only to literary criticism, but also to other related disciplines: cultural studies, philosophy and linguistics. At the same time, the mythological picture of the world, characteristic of one or another people or author, including the peoples of the Khanty, and inherent in the work of M.I. Shulgin. This confirms not only the relevance, but also the necessity of the undertaken research. The purpose of the article is to study and analyze mythologism in the works of Mikul Shulgin about nature.

Full Text

Микуль (Иван) Иванович Шульгин (1940-2007) родился 1 февраля 1940 года в деревне Мувот-Курт (юрты Землянки) Шурышкарского района Ямало-Ненецкого национального округа в семье охотника и рыбака ханты. В семье было трое детей, Микуль Иванович был самым старшим. Он прошел долгий жизненный путь к литературе, начиная со службы в армии. С 1971 года Микуль Иванович – член Союза писателей СССР. С 1991 года – член Союза писателей России. Переплетая со своим творчеством хантыйскую культуру и менталитет, М.И. Шульгин неизменно отражает особый способ осмысления и восприятия действительности, характерный этому народу.

В своем творчестве М.И. Шульгин указывает на неразрывную связь человека и природы, подчеркивая особое бережное, сакральное отношение своего народа к природе, так как для ханты природа и все ее составляющие являются единым целым. Природа в мировоззрении народа ханты объединяет в себе физическое, духовное благополучие человека и его рода. Это отражается как в поэзии Шульгина, так и в его прозаических произведениях. Нить, связывающая природу и человека, прослеживается практически через все творчество писателя: сказки, стихи.

В произведениях Шульгина можно выделить несколько основных мифологических мотивов, которые прослеживаются через все повествование: таков, например, мотив одухотворенности природы. Ханты живут в гармонии с природой, что обусловлено их бытом и деятельностью: охотой, рыбалкой, оленеводством, сбором дикоросов. Поклонение природе – характерная черта их культуры. По бытующим представлениям, Земле присуще все то, что есть у реально существующих животных. Отзвуком древнейшей космогонии являются представления людей о том, что Земля – это тело громадного зверя, реки – его жилы, кровь, озера – глаза, леса, деревья – шерсть, птицы – комары, вьющиеся над ним и т.д. Вероятно, отсюда истоки всевозможных запретов не ранить Землю, не осквернять ее, относиться к ней бережно, как к живому организму (Гумерова 2012).

Чувство природы в поэзии М.И. Шульгина отражается через доминантные образы: Реки (Воды), Леса (дерева, тайги), Земли, Солнца. Часто в творчестве Шульгина и других писателей Югры наименование этих сущностей пишется с заглавной буквы. А.Е. Белькова отмечает: «Прописная буква подчеркивает особый статус мира природы в действующей системе ценностей народа ханты» (Белькова 2021: 502).

Особое место в своем творчестве поэт отводил Воде как стихии. Во многих своих произведениях автор отображает воду в виде «могущественной», «неподвластной», «Вечной воды», а иногда даже «таинственной» силы:

Восхищаясь безмерным простором,

На крутом берегу я стою.

Узкий мыс отклоняет в сторону

Голубую речную струю.

Города, поселки, дороги

У великой и вечной Воды.  («Медовая Обь»)

Река в поэзии М. Шульгина обладает судьбоносными функциями, олицетворяет художественный образ кормилицы, транспортной артерии, друга. Река сочетается со словами «любимая, родная, дорогая».

Понятия «лес, дерево, тайга» занимают важное место в системе знаний и представлений о мире, тесно связаны с культурой и менталитетом народа ханты. Образ Леса в поэзии М. Шульгина ассоциируется с домом, укрытием, местом нахождения животных и птиц.

Тайга, по представлению поэта, – это защитница, спасительница, средство существования, источник жизни народа ханты. Дерево имеет голос, глаза, сердце, руки, душу, как человек:

Чутко замер лес,

Словно чуда ждёт.

По стволам его

Долгий гул идёт.  («Зимний лес»)

С образом Дерева у М. Шульгина связаны и космологические представления. Напомним, что мифологическая модель мира обских хантов состоит из трех слоев:

  • Верхний слой (небесный, под покровительством Курс Тәрум)
  • Средний слой (земной, на нем живут люди)
  • Нижний слой (подземный, различные духи и демоны)

По словам Е.Н. Рымаревой и А.В. Себелевой, «в песенных традициях ханты сохранился архетипичный образ дерева, крона которого касается неба, а корни глубоко уходят в землю, это дерево соединяет пространства миров» (Рымарева, Себелева 2018: 65). Обычно это дерево, которое часто встречается в данном регионе: береза, ель, пихта, сосна и кедр.

Дерево (кедр), Лес у Шульгина соединяют Верхний, Средний и Нижний слои из мифологической картины мира ханты:

В серебре – огне

Мой кедровый лес,

Головой достал

До седых небес.

Он в снегу по грудь,

Словно заяц бел.

И ему под стать

Лунный свет, как мел.

Он не просто лес –

Он вселенский мост;

Корни тут, в земле,

Кроны там, средь звёзд.  («Зимний лес»)

Образ Солнца в поэзии М. Шульгина – это символ света, тепла, гармонии, красоты. У Шульгина видим сравнение солнца с «медным гонгом», сыплющим золото. Синонимом солнца в лирике Шульгина выступает существительное «золото»: «Теплое золото стекает с небес». Солнце пробуждает природный мир к жизни, цветению, поэтому, по образному определению Шульгина, оно разбрызгивает цветы, будит тайгу. В поэзии Шульгина можно наблюдать даже ассоциацию солнечных бликов со звездами.

Есть в поэзии Шульгина и весьма любопытное сравнение с солнцем людей, которые изменили жизнь народа, открыли путь к новой жизни. Так, в одном из стихотворений Шульгина это В.И. Ленин:

Седые кедры, быстрый бег оленей,

В ладонях лук сжимает зверобой…

В хантыйский чум вхожу – товарищ Ленин

Мне с вышивки смеётся, как живой.  («Хантыйские орнаменты красивы»)

Е.В. Косинцева в статье «Образ Солнца в хантыйской поэзии» справедливо отмечает: «Преобразования на родной земле тоже зачастую оцениваются с позиции солнца, как утверждающего символа жизни. Например, у Шульгина огни факелов буровых подобны солнцу» (Косинцева 2013).

Земля в поэзии М. Шульгина – это пространство, родина, сила, язык как основа существования народа. «Песней» называет свой родной хантыйский язык Микуль Шульгин в стихотворении «Язык». По мнению Микуля Шульгина, хантыйский язык «пригож, ладен»; «журчит, словно ручей»; «огромен, словно тайга»; «глубок, словно могучая Обь», а для врага он прогремит, «словно гром»:

О, мой родной язык,

Как ты мне дорог и мил!

Через тебя постиг

Этот огромный мир.

Другим характерным для мировоззрения ханты мифологическим мотивом, представленным в творчестве М. Шульгина, является мотив медведя. Так, в сказке Шульгина «Медведь и лиса» представлен образ медведя, главы леса, главного зверя в мифологии ханты. В названной сказке медведь Пупи является могущественным хозяином «чудесного Леса», что говорит о его высоком статусе среди остальных зверей. Он помогает Барсуку избавиться от непрошенной гостьи Лягушки, выселившей его из дома, а в финале сказки проучает лживую и хитрую Лису.

Е.Н. Рымарева и А.В. Себелева пишут, что «медведь считается мифологическим предком одной из фратий северных ханты, пришедшей с юга на семислойных плотах… священным животным – предком и покровителем людей» (Рымарева, Себелева 2017: 392). Медведь является одним из самых почитаемых животных, считается, что он разумен так же, как и сам человек. В этот образ ханты вкладывают мудрость и силу. Медведь считается тотемным животным, и это говорит о том, что он имеет большую значимость для народа, ведь ханты ставят его на уровень божества, считая одним из сыновей могущественного бога Нуми-Торума.

«Чтобы умилостивить и задобрить Медведя, испокон веков народы Севера устраивали праздник Медведя» (Рымарева, Себелева 2017: 394). В стихотворении-песне «Медвежья пляска» Шульгин отражает один из ярких элементов ритуального праздника ханты народа «Якты хот» («Медвежьи игрища»). В нем Шульгин воспроизводит старинный хантыйский обрядовый танец:

Выше, музыка, полет!

Пол грохочет, пол хохочет,

Под ногами пол поет! Громче, друг!

Шире круг!

Посмотри,

В рубахе красной

Вышел парень – сокол ясный!

На лице у парня маска,

Вот он топнул, как медведь.

Это вам – медвежья пляска!

Надо топать и реветь. («Медвежья пляска»)

После проведенного анализа произведений М.И. Шульгина мы можем сказать, что любовь ко всему сущему – главная тема произведений хантыйского писателя, начиная с масштабов всей природы и живущих в ней животных и закачивая человеком. Мифологические мотивы тесно связаны с творчеством писателя. В произведениях встречаются: мотив одухотворенности природы (Воды, Дерева, Земли, Солнца), с которой связана тема нравственности, мотив медведя как властелина Леса и прародителя человеческого рода. С образом Дерева у М. Шульгина связаны и космологические представления о тройственности картины мира. Таким образом, изучая произведения М. Шульгина, можно прикоснуться к культуре народа ханты, поскольку они проецируют то отношение к природному миру, которое вкладывал этот народ в свои мифы. Думается, что «использование мифологических и неомифологических образов в литературе будет продолжаться и у современных писателей, оставаясь актуальным для дальнейшего изучения» (Бокач, Култышева 2019: 88). Кроме того, представленные в работе результаты анализа мифологических мотивов в произведениях М. Шульгина о природе «могут быть применены в профессиональной деятельности педагогов-филологов при реализации регионального компонента на уроках литературы при рассмотрении творчества автора. Практическое значение работы обеспечивается тем, что описательный и фактографический материал могут быть использованы в преподавании дисциплины «Литература писателей Югры» (Белькова 2020: 28).

×

About the authors

Maxim V. Yakovinov

Nizhnevartovsk State University; Municipal Budgetary Educational Institution “Russkinskaya Secondary School”

Author for correspondence.
Email: makar04122019@mail.ru

Candidate for Master’s Degree at the Department of Philology, Linguodidactics and Translation, Nizhnevartovsk State University; Director of the Municipal Budgetary Educational Institution “Russkinskaya Secondary School”

Russian Federation, Nizhnevartovsk; Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra, Surgut district, Russkinskaya village

References

  1. Bel`kova A.E. Yazy`kovy`e sredstva vy`razitel`nosti v povesti E.D. Ajpina «U gasnushhego ochaga» // Aktual`ny`e problemy` gumanitarny`x nauk. Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Nizhnevartovsk, 2021. S. 500-504. (in Russian).
  2. Bel`kova A.E. Leksicheskaya aktualizaciya razgovornogo stilya v strukture povestvovaniya yugorskogo prozaika N. I. Konyaeva // Vestnik ugrovedeniya. 2020. T. 10. № 1. S. 26-33. (in Russian).
  3. Bokach D.D., Kulty`sheva O.M. Mif, mifologizm, neomifologizm, mifologicheskaya kartina mira kak special`ny`e terminy` // Kul`tura, nauka, obrazovanie: problemy` i perspektivy`: materialy` VII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodny`m uchastiem (g. Nizhnevartovsk, 12 noyabrya 2019 goda) / otv. red. D.A. Pogony`shev. T. 2. Nizhnevartovsk: Nizhnevartovskij gosudarstvenny`j universitet, 2019. S. 86-88. (in Russian).
  4. Gumerova G.A. E`lementy` duxovnoj kul`tury` obskix ugrov // Vestnik ugrovedeniya. 2012. №4 (11). URL: https://clck.ru/YhJR4 (data obrashheniya: 07.11.2022). (in Russian).
  5. Kosinceva E.V. Obraz solncza v xanty`jskoj poe`zii // Vestnik ugrovedeniya. 2013. №2 (12). URL: https://clck.ru/34FXvH (data obrashheniya: 06.11.2022). (in Russian).
  6. Ry`mareva E.N., Sebeleva A.V. Koncepciya «Mirovogo dreva» v proizvedeniyax obskix ugrov // Nizhnevartovskij filologicheskij vestnik. 2018. № 1. S. 63-67. (in Russian).
  7. Ry`mareva E.N., Sebeleva A.V. Medved` kak totemnoe zhivotnoe v mifologii obskix ugrov i v russkoj mental`nosti // Kul`tura, nauka, obrazovanie: problemy` i perspektivy`. materialy` VI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017. S. 392-396. (in Russian).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Yakovinov M.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80962 от 30.04.2021 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies