Мифологические мотивы в произведениях М. Шульгина о природе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Настоящая статья исходит из того, что сегодня наряду с экономическим развитием общества наблюдается устойчивый исследовательский интерес к духовно-нравственным началам, реализованным в национальной художественной литературе. Именно в ней отражен менталитет этноса, представлен психологический портрет нации, моральные нормы, связь с природой, мифологический пласт культуры. Все это представлено в творчестве одного из самых значимых хантыйских писателей Микуля Ивановича Шульгина (1940-2007). Он прошел долгий жизненный путь к литературе. С 1971 года Микуль Иванович – член Союза писателей СССР. С 1991 года – член Союза писателей России. Его стихи переведены на белорусский, венгерский, испанский и украинский языки. Переплетая со своим творчеством хантыйскую культуру и менталитет, М.И. Шульгин неизменно отражает особый способ осмысления и восприятия действительности. При этом писатель и его произведения в недостаточной степени изучены в отечественном литературоведении. Незначительное внимание поэтическому и прозаическому творчеству Шульгина уделяется лишь в региональной учебной программе по родной литературе. Для произведений М.И. Шульгина о природе характерно наличие мифологических мотивов. Термин «мифология» достаточно обширен и имеет много граней для изучения. Понятие «миф» относится не только к литературоведению, но и к другим смежным дисциплинам: культурологии, философии и лингвистике. При этом не до конца освещена мифологическая картина мира, свойственная тому или иному народу или автору, в том числе и народов ханты, присущая и творчеству М.И. Шульгина. Это подтверждает не только актуальность, но и необходимость предпринятого исследования. Цель статьи заключается в изучении и анализе мифологизма в произведениях Микуля Шульгина о природе.

Полный текст

Микуль (Иван) Иванович Шульгин (1940-2007) родился 1 февраля 1940 года в деревне Мувот-Курт (юрты Землянки) Шурышкарского района Ямало-Ненецкого национального округа в семье охотника и рыбака ханты. В семье было трое детей, Микуль Иванович был самым старшим. Он прошел долгий жизненный путь к литературе, начиная со службы в армии. С 1971 года Микуль Иванович – член Союза писателей СССР. С 1991 года – член Союза писателей России. Переплетая со своим творчеством хантыйскую культуру и менталитет, М.И. Шульгин неизменно отражает особый способ осмысления и восприятия действительности, характерный этому народу.

В своем творчестве М.И. Шульгин указывает на неразрывную связь человека и природы, подчеркивая особое бережное, сакральное отношение своего народа к природе, так как для ханты природа и все ее составляющие являются единым целым. Природа в мировоззрении народа ханты объединяет в себе физическое, духовное благополучие человека и его рода. Это отражается как в поэзии Шульгина, так и в его прозаических произведениях. Нить, связывающая природу и человека, прослеживается практически через все творчество писателя: сказки, стихи.

В произведениях Шульгина можно выделить несколько основных мифологических мотивов, которые прослеживаются через все повествование: таков, например, мотив одухотворенности природы. Ханты живут в гармонии с природой, что обусловлено их бытом и деятельностью: охотой, рыбалкой, оленеводством, сбором дикоросов. Поклонение природе – характерная черта их культуры. По бытующим представлениям, Земле присуще все то, что есть у реально существующих животных. Отзвуком древнейшей космогонии являются представления людей о том, что Земля – это тело громадного зверя, реки – его жилы, кровь, озера – глаза, леса, деревья – шерсть, птицы – комары, вьющиеся над ним и т.д. Вероятно, отсюда истоки всевозможных запретов не ранить Землю, не осквернять ее, относиться к ней бережно, как к живому организму (Гумерова 2012).

Чувство природы в поэзии М.И. Шульгина отражается через доминантные образы: Реки (Воды), Леса (дерева, тайги), Земли, Солнца. Часто в творчестве Шульгина и других писателей Югры наименование этих сущностей пишется с заглавной буквы. А.Е. Белькова отмечает: «Прописная буква подчеркивает особый статус мира природы в действующей системе ценностей народа ханты» (Белькова 2021: 502).

Особое место в своем творчестве поэт отводил Воде как стихии. Во многих своих произведениях автор отображает воду в виде «могущественной», «неподвластной», «Вечной воды», а иногда даже «таинственной» силы:

Восхищаясь безмерным простором,

На крутом берегу я стою.

Узкий мыс отклоняет в сторону

Голубую речную струю.

Города, поселки, дороги

У великой и вечной Воды.  («Медовая Обь»)

Река в поэзии М. Шульгина обладает судьбоносными функциями, олицетворяет художественный образ кормилицы, транспортной артерии, друга. Река сочетается со словами «любимая, родная, дорогая».

Понятия «лес, дерево, тайга» занимают важное место в системе знаний и представлений о мире, тесно связаны с культурой и менталитетом народа ханты. Образ Леса в поэзии М. Шульгина ассоциируется с домом, укрытием, местом нахождения животных и птиц.

Тайга, по представлению поэта, – это защитница, спасительница, средство существования, источник жизни народа ханты. Дерево имеет голос, глаза, сердце, руки, душу, как человек:

Чутко замер лес,

Словно чуда ждёт.

По стволам его

Долгий гул идёт.  («Зимний лес»)

С образом Дерева у М. Шульгина связаны и космологические представления. Напомним, что мифологическая модель мира обских хантов состоит из трех слоев:

  • Верхний слой (небесный, под покровительством Курс Тәрум)
  • Средний слой (земной, на нем живут люди)
  • Нижний слой (подземный, различные духи и демоны)

По словам Е.Н. Рымаревой и А.В. Себелевой, «в песенных традициях ханты сохранился архетипичный образ дерева, крона которого касается неба, а корни глубоко уходят в землю, это дерево соединяет пространства миров» (Рымарева, Себелева 2018: 65). Обычно это дерево, которое часто встречается в данном регионе: береза, ель, пихта, сосна и кедр.

Дерево (кедр), Лес у Шульгина соединяют Верхний, Средний и Нижний слои из мифологической картины мира ханты:

В серебре – огне

Мой кедровый лес,

Головой достал

До седых небес.

Он в снегу по грудь,

Словно заяц бел.

И ему под стать

Лунный свет, как мел.

Он не просто лес –

Он вселенский мост;

Корни тут, в земле,

Кроны там, средь звёзд.  («Зимний лес»)

Образ Солнца в поэзии М. Шульгина – это символ света, тепла, гармонии, красоты. У Шульгина видим сравнение солнца с «медным гонгом», сыплющим золото. Синонимом солнца в лирике Шульгина выступает существительное «золото»: «Теплое золото стекает с небес». Солнце пробуждает природный мир к жизни, цветению, поэтому, по образному определению Шульгина, оно разбрызгивает цветы, будит тайгу. В поэзии Шульгина можно наблюдать даже ассоциацию солнечных бликов со звездами.

Есть в поэзии Шульгина и весьма любопытное сравнение с солнцем людей, которые изменили жизнь народа, открыли путь к новой жизни. Так, в одном из стихотворений Шульгина это В.И. Ленин:

Седые кедры, быстрый бег оленей,

В ладонях лук сжимает зверобой…

В хантыйский чум вхожу – товарищ Ленин

Мне с вышивки смеётся, как живой.  («Хантыйские орнаменты красивы»)

Е.В. Косинцева в статье «Образ Солнца в хантыйской поэзии» справедливо отмечает: «Преобразования на родной земле тоже зачастую оцениваются с позиции солнца, как утверждающего символа жизни. Например, у Шульгина огни факелов буровых подобны солнцу» (Косинцева 2013).

Земля в поэзии М. Шульгина – это пространство, родина, сила, язык как основа существования народа. «Песней» называет свой родной хантыйский язык Микуль Шульгин в стихотворении «Язык». По мнению Микуля Шульгина, хантыйский язык «пригож, ладен»; «журчит, словно ручей»; «огромен, словно тайга»; «глубок, словно могучая Обь», а для врага он прогремит, «словно гром»:

О, мой родной язык,

Как ты мне дорог и мил!

Через тебя постиг

Этот огромный мир.

Другим характерным для мировоззрения ханты мифологическим мотивом, представленным в творчестве М. Шульгина, является мотив медведя. Так, в сказке Шульгина «Медведь и лиса» представлен образ медведя, главы леса, главного зверя в мифологии ханты. В названной сказке медведь Пупи является могущественным хозяином «чудесного Леса», что говорит о его высоком статусе среди остальных зверей. Он помогает Барсуку избавиться от непрошенной гостьи Лягушки, выселившей его из дома, а в финале сказки проучает лживую и хитрую Лису.

Е.Н. Рымарева и А.В. Себелева пишут, что «медведь считается мифологическим предком одной из фратий северных ханты, пришедшей с юга на семислойных плотах… священным животным – предком и покровителем людей» (Рымарева, Себелева 2017: 392). Медведь является одним из самых почитаемых животных, считается, что он разумен так же, как и сам человек. В этот образ ханты вкладывают мудрость и силу. Медведь считается тотемным животным, и это говорит о том, что он имеет большую значимость для народа, ведь ханты ставят его на уровень божества, считая одним из сыновей могущественного бога Нуми-Торума.

«Чтобы умилостивить и задобрить Медведя, испокон веков народы Севера устраивали праздник Медведя» (Рымарева, Себелева 2017: 394). В стихотворении-песне «Медвежья пляска» Шульгин отражает один из ярких элементов ритуального праздника ханты народа «Якты хот» («Медвежьи игрища»). В нем Шульгин воспроизводит старинный хантыйский обрядовый танец:

Выше, музыка, полет!

Пол грохочет, пол хохочет,

Под ногами пол поет! Громче, друг!

Шире круг!

Посмотри,

В рубахе красной

Вышел парень – сокол ясный!

На лице у парня маска,

Вот он топнул, как медведь.

Это вам – медвежья пляска!

Надо топать и реветь. («Медвежья пляска»)

После проведенного анализа произведений М.И. Шульгина мы можем сказать, что любовь ко всему сущему – главная тема произведений хантыйского писателя, начиная с масштабов всей природы и живущих в ней животных и закачивая человеком. Мифологические мотивы тесно связаны с творчеством писателя. В произведениях встречаются: мотив одухотворенности природы (Воды, Дерева, Земли, Солнца), с которой связана тема нравственности, мотив медведя как властелина Леса и прародителя человеческого рода. С образом Дерева у М. Шульгина связаны и космологические представления о тройственности картины мира. Таким образом, изучая произведения М. Шульгина, можно прикоснуться к культуре народа ханты, поскольку они проецируют то отношение к природному миру, которое вкладывал этот народ в свои мифы. Думается, что «использование мифологических и неомифологических образов в литературе будет продолжаться и у современных писателей, оставаясь актуальным для дальнейшего изучения» (Бокач, Култышева 2019: 88). Кроме того, представленные в работе результаты анализа мифологических мотивов в произведениях М. Шульгина о природе «могут быть применены в профессиональной деятельности педагогов-филологов при реализации регионального компонента на уроках литературы при рассмотрении творчества автора. Практическое значение работы обеспечивается тем, что описательный и фактографический материал могут быть использованы в преподавании дисциплины «Литература писателей Югры» (Белькова 2020: 28).

×

Об авторах

Максим Вячеславович Яковинов

Нижневартовский государственный университет; Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Русскинская СОШ»

Автор, ответственный за переписку.
Email: makar04122019@mail.ru

магистрант кафедры филологии, лингводидактики и перевода, Нижневартовский государственный университет; директор Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Русскинская СОШ»

Россия, Нижневартовск; Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Сургутский район, деревня Русскинская

Список литературы

  1. Белькова А.Е. Языковые средства выразительности в повести Е.Д. Айпина «У гаснущего очага» // Актуальные проблемы гуманитарных наук. Всероссийская научно-практическая конференция. Нижневартовск, 2021. С. 500-504.
  2. Белькова А.Е. Лексическая актуализация разговорного стиля в структуре повествования югорского прозаика Н. И. Коняева // Вестник угроведения. 2020. Т. 10. № 1. С. 26-33.
  3. Бокач Д.Д., Култышева О.М. Миф, мифологизм, неомифологизм, мифологическая картина мира как специальные термины // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Нижневартовск, 12 ноября 2019 года) / отв. ред. Д.А. Погонышев. Т. 2. Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2019. С. 86-88.
  4. Гумерова Г.А. Элементы духовной культуры обских угров // Вестник угроведения. 2012. №4 (11). URL: https://clck.ru/YhJR4 (дата обращения: 07.11.2022).
  5. Косинцева Е.В. Образ солнца в хантыйской поэзии // Вестник угроведения. 2013. №2 (12). URL: https://clck.ru/34FXvH (дата обращения: 06.11.2022).
  6. Рымарева Е.Н., Себелева А.В. Концепция «Мирового древа» в произведениях обских угров // Нижневартовский филологический вестник. 2018. № 1. С. 63-67.
  7. Рымарева Е.Н., Себелева А.В. Медведь как тотемное животное в мифологии обских угров и в русской ментальности // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы. материалы VI международной научно-практической конференции. 2017. С. 392-396.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Яковинов М.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80962 от 30.04.2021 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).