The system of work with underachievers in english lessons at the primary school level

Cover Page

Cite item

Abstract

The problem stated in the paper concerns one of the main problems of modern schools – underachievement in foreign language lessons. The paper presents the main reasons for poor performance, as well as the rules that must be followed by the teacher when working with underachieving children in English lessons. The subject of the study is the system of work aimed at eliminating underachievement of primary school students in English. The aim of the research is to identify the reasons of the problem and to develop a series of classes in English to tackle underachievement in English. The theoretical significance of the study deals with generalizing of the methodological material for determining the causes of underachievement and ways to overcome it. The paper can serve as a basis for further scientific research related to the definition of the ways to improve the quality of education of schoolchildren. The practical significance of the paper lies in the possibility of using the essentials of the study in the organization of the educational process in English. The theoretical and methodological basis includes the works on the causes of underachievement (K.V. Bardin, L.S. Slavina, K.N. Meshalkina, I.V. Dubrovina); research on psychological and pedagogical problems of underachievement (P.P. Blonsky) particularly, in English (N.P. Lokalova, Z.I. Kalmykova, M.A. Kholodnaya); methodological works on the definition of difficulties and causes of underachievement (S.N. Kostromina, A.F. Anufriev, Yu.Z. Gilbukh, A.A. Budarny). The research methods are the analysis of psychological, pedagogical and methodological literature, logical argumentation, proof, generalization, logical justification, synthesis, reflection, description.

Full Text

В современных школах одной из главных проблем является неуспеваемость младших школьников. Во всех классах присутствуют дети, у которых имеются проблемы в учебе. Как показывает практика, самым сложным предметом для младших школьников в учебной программе является английский язык. Данный предмет требует от учащихся внимательности, усидчивости, хорошей памяти, силы воли и стремления познать новый язык и культуру страны изучаемого языка.

В психолого-педагогической и методической литературе встречаются такие понятия как отставание, школьные трудности, которые необходимо отграничить от понятия «неуспевающий» ученик.

Школьные трудности – это весь комплекс школьных проблем, которые возникают у учащихся с началом систематического обучения в школе, при этом они приводят к ряду физических и психологических проблем. Может проявляться отклонение в состоянии здоровья, функциональное напряжение, нарушение социально-психологической адаптации. Эти трудности приводят к неуспеваемости (Дубровинская 1995).

В психолого-педагогическом словаре термин «неуспеваемость» – это степень усвоения знаний, умений и навыков, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочности. «Неуспеваемость» обучающегося связывается с негативным влиянием педагогической действительности, проявляющимся в наличии обучающихся в образовательном учреждении, не освоивших программу учебного года и имеющих академическую задолженность (Психолого-педагогический словарь 1998).

И.В. Дубровина трактует школьную неуспеваемость как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованием школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и познавательных интересов (Дубровина 1997).

При исследовании причин и состава неуспеваемости следует выделить и термин «отставание». Неуспеваемость и отставание тесно связаны, но их нельзя смешивать. Если в общем смысле «неуспеваемость» – это несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения, то «отставание» – это невыполнение требований или требования, которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости (Славина 1998: 120).

А.И. Липкина дает свое определение, говоря о том, что слабоуспевающий школьник – это ученик, у которого на каком-то этапе обучения обнаруживается определенное расхождение между тем, что от него требуют и тем, что он в состоянии выполнить (Липкина 1976).

Можно сделать вывод, что неуспеваемость – это ситуация, в которой результаты не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Простыми словами, в современных школах неуспеваемость ученика – это неудовлетворительные оценки учащегося по одному или более предметам за определённый промежуток времени. Если учащийся систематически выступает в роли неуспевающего или отстающего, то это ведет к неприятной для всех ситуации – педагогической запущенности (Сиверская 2014). Учителям нельзя допускать подобное, именно поэтому ещё на раннем этапе нужно выявлять причины неуспеваемости.

Ю.З. Гильбух писал, что неуспеваемость делится на общую и специфическую. Общая неуспеваемость – это стойкое, относительно длительное отставание ученика по основным предметам школьного курса. Специфическая неуспеваемость – это отставание ученика лишь по одному предмету, когда по другим предметам школьного курса успеваемость удовлетворительная или даже хорошая (Гильбух 1989).

А вот А.А. Бударный выделял неуспеваемость абсолютную и относительную. По мнению А.А. Бударного, абсолютная неуспеваемость выражается минимальными требованиями школьной программы, школьник при этом получает оценки «1», «2». Относительная неуспеваемость характеризуется недостаточной познавательной нагрузкой тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования, и соотносится с минимальными требованиями школьной программы и возможностями отдельных учащихся (Бударный 1965: 35).

Попытки классифицировать неуспевающих школьников проводились на основании степени активности учащегося и направленности его деятельности, как мыслительной, так и личностной. Учитывались причины недостаточного умственного развития, особенностей отклонения здоровья.

Основными причинами неуспеваемости школьников являются недостаток как мотивационной составляющей, так и познавательной активности. Всем известно, что первый год обучения детей в школе является фундаментом для дальнейшего образования. Преподавание английского языка начинается со 2 класса начальной школы, и учителю важно сразу выработать тактику обучения и работы с неуспевающими детьми. Но многие учителя оправдывают неуспеваемость нежеланием детей работать, недостаточностью важных качеств для усвоения иностранного языка, ленью, несобранностью, пренебрежительным отношением к учебе и нежеланием родителей заниматься с детьми и т. д. Как правило, проблемы становятся очевидными к 3 классу. Клеймо «неуспевающего» ещё больше усугубляет ситуацию, поскольку у учащегося может пропасть желание обучаться предмету. Многое здесь зависит от учителя, от того, насколько хорошо он сможет понять причину неуспеваемости и быстро её решить.

Рассмотрим более подробно классификацию причин неуспеваемости К.В. Бардина, объединившего все возможные причины неуспеваемости в 4 категории:

  1. Педагогические причины: недостатки преподавания отдельных предметов, пробелы в знаниях за предыдущие годы.
  2. Психологические причины: особенности развития внимания, памяти, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных процессов, узость кругозора, индивидуальные особенности личности.
  3. Социально-бытовые причины: неблагополучные условия жизни, материальная обеспеченность семьи, отсутствие домашнего режима, отсутствие контроля со стороны родителей.
  4. Физиологические проблемы: болезни, общая слабость здоровья, заболевания нервной системы и так далее (Бардин 1990: 112).

Зная определения и причины неуспеваемости, можно выделить следующие трудности в учебной деятельности обучающегося: слабые навыки запоминания информации, неумение писать буквы, отсутствие навыка чтения, неусидчивость, проблемы с поведением, невнимательность, неаккуратное ведение тетрадей, боязнь устных ответов, пассивность на уроке, неумение составить фразу/предложение, пробелы в знаниях, перегрузка учащихся и т. д.

На уроках английского языка у младших школьников преобладают следующие трудности: понимание речи на слух, чтение сложных английских слов, произношение межзубных звуков, правописание, распознавание слов в разных измененных формах, построение предложения самостоятельно.

Если вовремя не обратить внимания на трудности учащегося при освоении учебной программы, то они могут закрепиться и привести к постоянному непониманию материала.

Педагогические методы и приемы преодоления неуспеваемости младших школьников на уроках английского языка

В современных школах в каждой группе на уроках английского языка, как правило, есть несколько неуспевающих детей, которые не дают протекать учебному процессу в своем темпе. Именно поэтому необходимо использовать различные методы и приемы при обучении группы, где присутствуют неуспевающие школьники.

Ю. К. Бабанский пришел к выводам, что устойчиво «отстающие в учебе школьники нуждаются, прежде всего, в устранении существенных задержек в развитии мышления, в формировании навыков учебно-познавательной деятельности, в преодолении отрицательного отношения к учению и неблагоприятных семейных влияний. Кратковременно неуспевающие дети нуждаются в энергичном формировании у них навыков учебного труда и укрепления их работоспособности» (Бабанский 1989: 7).

Также Ю. К. Бабанский рекомендует при работе с неуспевающими детьми следующие направления (Бабанский 1989: 84):

– преодоление пробелов в знаниях и навыках учебного труда;

– применение дифференцированно-группового отношения школьников к учению;

– преодоление отрицательного отношения к учебе;

– ликвидация психологической напряженности;

– лечение возможных заболеваний, снижающих работоспособность, с помощью семьи.

Под методами преодоления неуспеваемости принимаем способы совместной работы учителя и неуспевающих школьников, направленные на преодоление отставания в учении. Анализ различных методов работы с неуспевающими детьми показал, что наиболее эффективным методом является групповой метод работы, а именно игры, соревнования, проекты. Поэтому, помимо традиционных ролевых игр с разыгрыванием простейших диалогов в известных ситуациях, необходимо подключать подвижные игры. Дети любят соревноваться, им будет интересно разделиться на команды и, используя знакомые или новые слова, угадывать их.

К групповым методам работы можно отнести также следующие: круговой пересказ (после прочтения определенного текста, школьники встают в круг. Один из учащихся выходит в центр круга (желательно первым вызвать неуспевающего ученика), закрывает глаза и кружится на месте. Остановившись, он показывает на того ученика, с которого начнется пересказ прочитанного текста, и так по часовой стрелке до конца рассказа); мгновенное фото (учащиеся делятся на две команды, у каждой команды имеется необходимое количество листочков для ответа. Учитель показывает или читает короткий текст, задача школьников запомнить, о чем этот текст максимально точно. После этого, всей командой на листочках нужно нарисовать содержание текста и рассказать его).

Учитель может использовать карточки от алфавита до «составь предложение», которые помогают быстро и наглядно запомнить новый материал. Графическое оформление материала в схемы и таблицы также является хорошим подспорьем на уроке. Проведение речевых зарядок в середине урока помогает сделать речь учащихся четче.

Существует несколько методик для запоминания лексики:

  1. Методика круга. Учитель на доске рисует 2–3 круга, в которых написаны слова, уже знакомые учащимся. Они хором повторяют их. После этого круги и слова стираются с доски и учащиеся должны сами записать слова, которые были на доске, в том же круге. Далее учитель дорисовывает ещё несколько кругов с новыми словами и школьники делают то же самое. Это очень простой метод для запоминания нового вокабуляра, так как задействована зрительная и слуховая память. Такой метод запоминания нравится детям любого возраста.
  2. Ведение словарика. При формировании лексических навыков, очень важно не забыть те слова, которые учащийся узнал ранее. Изученные слова нужно повторять, чтобы обеспечить прочный и мобильный словарный запас. Ведение словарика очень помогает в этом. Для неуспевающих детей, у которых есть психологические или физиологические проблемы, словарики с новыми словами – очень хороший вариант. Дети могут в любой момент посмотреть в него и вспомнить нужное слово. Кроме ведения словарика, неуспевающим ученикам можно дать индивидуальные задания для проработки новых слов, например, найти синонимы, антонимы. Изучение новых слов на английском языке должно быть систематизировано в рамках той темы, которую проходят по учебному плану. Кроме записей в словарик или в тетрадь, можно давать карточки со словами, где визуализировано это слово, имеется перевод на русский и пример предложения с этим словом. Также использование словосочетаний является эффективным методом запоминания сразу нескольких слов.

После введения новой лексики учителю предстоит проконтролировать то, как учащиеся усвоили материал. Диктант – это хороший метод для проверки активной и пассивной лексики. Многие учителя проводят обычные диктанты, где нужно перевести слова с русского на английский язык и наоборот. Для неуспевающих детей это очередной шанс получить плохую оценку. Учителю важно помнить, что диктант можно провести таким образом, чтобы школьникам было интересно, и даже неуспевающий ученик смог запомнить слова надолго. Существует несколько видов работ для проверки новой лексики, которые делятся на письменные диктанты, слуховые диктанты с вариантами ответов, устные контрольные упражнения, когда ученики могут сами выступать в роли учителя и задавать вопросы друг другу, и различные виды тестов.

Многие учителя отказываются использовать диктанты в игровой форме, так как они занимают много времени на уроке, но мы считаем, что такой метод работы в классе, где есть неуспевающие дети, может быть эффективным и иметь ряд преимуществ.

Существуют различные виды диктантов:

  1. Парный диктант. В данном методе работы эффективно посадить в пару сильного ученика и слабого. Каждому учащемуся выдаются карточки-иллюстрации текста по теме урока. Один учащийся располагает карточки в логическом порядке, после этого составляет краткий рассказ и диктует его соседу, после этого второй ученик делает то же самое.

Вариант работы: ученики, сидящие в паре, по очереди диктуют дуг другу слова. Можно проводить такой диктант как в устной, так и в письменной форме.

Еще один вариант парного диктанта: учитель диктует слова, один ученик из пары слушает эти слова, запоминает, а другой пишет их на листочке. После этого учащийся, который слушал, проверяет то, что написал его сосед. И наоборот.

  1. Коллективный диктант.

После пройденного материала учитель предлагает совместно нарисовать картинку на доске с теми новыми словами, которые были изучены. Учитель рисует на доске первый элемент, затем учащиеся по очереди выходят и дополняют рисунок. После того, как картина завершена, учитель предлагает её описать в устной форме, и затем в письменном виде.

  1. Визуальный диктант с использованием четверостишья или короткого текста. На доске учитель заранее пишет любой короткий текст с использованием новой лексики по пройденной теме. После этого текст читается хором, разбираются сложные для учащихся моменты. Затем текст стирается, и учащиеся записывают этот текст под диктовку. После того, как дети записали под диктовку текст, можно задать выучить его дома. На следующий урок дети диктуют текст друг другу в парах или самим себе.
  2. Ходячий диктант. Такой метод работы для запоминания слов очень нравится всем детям. Даже неуспевающие дети вливаются в коллектив и успешно справляются с этим заданием. Учитель делит группу на команды, например, зеленую и розовую. По всему классу развешены листочки со словами того же цвета, что и команды. По очереди, учащиеся бегают к листочкам, запоминают написанное слово, прибегают в свою команду и диктуют его. Выигрывает та команда, которая быстро и безошибочно напишет слова.

Для работы с неуспевающими учениками учителю нужно использовать наглядные и зрительные стимулы, которые помогут ребенку сменить вид деятельности на уроке для лучшего развития зрительного восприятия, памяти и внимания. Эффективными методами при работе с неуспевающими детьми будут задания в виде иллюстраций, красочных рассказов, комиксов, таблиц с использованием той темы, которую проходят по плану. Приведем пример работы с карточками. Учащимся выдаются карточки с рисунками или иллюстрированный комикс, на которых написаны слова на английском, учащемуся нужно догадаться, смотря на иллюстрацию, о чем идет речь, и записать это слово с переводом. Например, выдается карточка с иллюстрацией бегущего человека, внизу карточки дано слово на английском «run», учащийся догадывается, что это слово «бег, бежать» и записывает его в тетрадь. Для закрепления новой лексики учитель дает листок с пройденными словами с пропущенными буквами. Задача ученика – заполнить пропуски. То же самое можно сделать с предложением, убрать из него слово, а учащийся должен вставить его по смыслу.

При работе над аудированием используются игры для развития навыков понимания смысла однократного высказывания, слуховой памяти, умения выделять главную информацию из прослушанного текста. Для этого применяются следующие упражнения:

  1. Упражнения с загадками. После пройденной лексики учитель может составить загадки с этими словами и прочитать их вслух, учащиеся должны отгадать слово, о котором идет речь. Например, “It is very big and grey”. Ответ - “an elephant”.
  2. Рисование на слух. После пройденной темы “Аnimals” учитель просит учащихся закрыть глаза и нарисовать то, что он диктует, например, части тела слона. Это же можно делать и с открытыми глазами.
  3. Отгадывание слова. К доске выходит ученик и загадывает то, что любит делать: играть в футбол, рисовать, слушать музыку и так далее, остальная группа задает ему вопросы “Do you like to…?” и так, пока не отгадают. Используется та лексика, которую изучали по теме.

К педагогическим приемам преодоления неуспеваемости относят объяснения, многократное повторение, упражнение, одобрение и порицание.

Ранее мы рассмотрели причины спада интереса младших школьников к учебе и понижения мотивации. Повышая мотивацию, учитель должен отдавать приоритет развитию личности учащегося. На уроках необходимо применять все возможности учебного материала, чтобы создавать проблемные ситуации, организовать сотрудничество учащихся на уроке, формировать положительное отношение к изучаемому предмету.

В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами (Дуброва 2008: 26):

– не ставить слабого учащегося в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку;

– желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме;

– нельзя давать большой, разнообразный, сложный материал для усвоения в ограниченный промежуток времени, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения;

– не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома;

– путём поощрений (не только оценкой, но и замечаниями «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.;

– следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится;

– во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного;

– следует минимально отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную обстановку;

– стоит отметить, что индивидуальная работа, как на уроке, так и во внеурочное время является эффективным методом преодоления неуспеваемости по предмету. При индивидуальной работе на уроке с неуспевающим учеником учитель может дать ему специальные задания, предоставить упрощенную контрольную работу, привлечь в пару сильного ученика. При работе во внеурочное время учителем предлагаются индивидуальные задания с нарастающим уровнем сложности, четкое объяснение домашнего задания как ученику, так и родителю и т. д.

Вот несколько практических советов для работы с неуспевающими как для индивидуальных, так и для групповых занятий (https://clck.ru/YjQhY).

  1. Используйте задачи, ориентированные на успех. Должно быть много маленьких побед, которые мотивируют.
  2. Время от времени используйте упражнения, в которых нет неправильного ответа. Школьники более расслаблены, если шансы совершить ошибку невелики.
  3. Окажите дополнительную помощь. Дайте четкие и пошаговые инструкции. Обеспечьте неуспевающих большим количеством полезных таблиц, фраз, рисунков. Обратите особое внимание на предварительное чтение, прослушивание, чтобы повысить их понимание. Если учащиеся мотивированы, но не могут работать быстро, дайте им достаточно времени на подготовку дома: поиск слов, чтение или прослушивание текста, изучение грамматических правил и т. д.
  4. Хвалите и поощряйте. Как мы знаем, одобрение повышает уверенность ученика. Лучше хвалить учащихся не за их способности, а за усилия, упорство в преодолении трудностей, использование успешных стратегий и т. д. Комплименты должны быть заслуженными и не слишком частыми.
  5. Уважайте учащихся и предъявляйте требования к ним. Не относитесь к ним как к неудачникам. Демонстрируйте высокие ожидания. Требуйте, чтобы они выступали на самом высоком уровне, и убеждайте их, что они могут добиться успеха.
  6. Мотивируйте. Дети предпочитают увлекательный контент, их интересует англоязычная культура. Если вы не уверены, что побудит ваших неуспевающих учеников учиться, поэкспериментируйте, чтобы увидеть, что будет работать лучше. Напоминая школьникам об их целях, вы сделаете их более сосредоточенными.

Помощь учителя ребенку с проблемами в учебе может разделяться на непосредственную и опосредованную (Цетлин 1994). В зависимости от предмета приемы непосредственной помощи будут различаться. Такой прием, как выполнение цепочки поручений, применяется для формирования познавательных процессов и ценностных отношений. Например, на месяц выдается какое-то задание, за которое не ставятся отметки, но для отчета о выполненной работе отводят отдельный урок или его часть. К опосредованной помощи относятся такие методы, как качественное планирование уроков, активизация учащихся во время занятий и т. д.

Ещё одну методику преодоления неуспеваемости предложил М. А. Чошанов. Она помогает учащемуся воспитать в себе самостоятельность и честность, способность видеть свои ошибки и устранять их. Это методика получила название «обучение на ошибках». Благодаря ей, школьники учатся выделять основное, рассматривать главные ошибки и пути их исправления. Внимание уделяется тем ошибкам, которые являются наиболее ценными в образовательном отношении, возможны разборы ошибок великих писателей и ученых. Главная цель данной методики заключается в том, чтобы неуспевающие дети преодолели страх совершать новые ошибки, важно показать, что ошибаться могут все, даже великие ученые (Чошанов 1989).

Для преодоления неуспеваемости у детей, у которых имеются психологические проблемы и другие проблемы со здоровьем, можно использовать метод Л.И. Тимониной. При использовании данного метода, учителю необходимо изменить задачу и цели обучения. Вместо практического овладения языком – развивать их общее мышление, память, правильную постановку речи, обогащать знания об окружающем их мире (Тимонина 2002).

Еще одна методика представлена Р.Р. Караказовым. Она связана с чтением текстов. Известно, что младшим школьникам трудно дается самостоятельное изучение, перевод и пересказ даже маленького текста. Р.Р. Караказов предлагает использовать в данной методике действия, отработанные сперва с учителем. Учитель прорабатывает вместе с учащимися текст, они разбирают вопросы и переводят его, а после этого учащиеся самостоятельно пытаются повторить действия (Караказов, 1987).

Групповые методы работы учащихся способствуют быстрому усваиванию неуспевающими детьми того материала, которым они овладели не в полной мере. Использование групповой методики требует от учителя правильно поставленной задачи, хорошо поработанного материала для работы. Даже один раз пережитый успех неуспевающего учащегося приносит огромную пользу, он меняет психологическое самочувствие школьника, что, в свою очередь, помогает ему преодолевать пробелы в знаниях, мотивирует его учиться. Детям будет интересно работать в группе и получать знания вместе с остальными.

Таким образом, можно сделать вывод, что методов и приемов преодоления неуспеваемости достаточно, но при этом, учителю необходимо составлять свой банк методов работы с неуспевающими детьми.

Диагностика успеваемости обучающихся 3 класса на уроках английского языка

Диагностика – это процесс оценки, который проводится на каждом этапе обучения для определения эффективности учебного процесса, сопоставления достигнутых результатов с установленными требованиями.

Учащимся рекомендуется предложить следующие задания на чтение, грамматику и лексику. Примерное задание на чтение.

Прочитай текст вслух.

Saturday is a very good day. Saturday is my birthday. On my birthday I have presents, cakes and sweets. I have flowers too. I’m happy. My mum and my dad are happy too. In the morning they say «Happy birthday, son». My grandad has a farm. He has twenty good horses on his farm. His horses are black, white and red. On Saturday and Sunday I’m on the farm. I feed the horses with apples. They like apples.

Задание на грамматику.

Вставь необходимую форму глагола to be: am/ is /are/ am not.

  1. They…from England
  2. That mouse…grey

Переведи предложения с русского на английский язык.

  1. Они из Москвы.
  2. Его дядя полицейский.

Задай вопрос на английском, начиная со слова в скобках.

  1. This mouse is small. (Is)
  2. This monkey is in the zoo. (Where)

Задание на лексику.

Напиши ответное письмо другу из Англии.

Dear, Tom

My name is … . I …from… . I am … . I live in … . My birthday is on the … My favourite season is … . I like … . I can … . Please write back.

Your friend …

Далее рекомендуется провести тест на определение уровня мотивации к изучению языка и отношение учеников к английскому языку.

Используя методику Т.А. Львовой «Расписание мечты» (https://clck.ru/YjQjY), учащимся дается задание составить свое желаемое расписание, при этом в первый день нужно поставить самые интересные предметы, во второй день менее интересные и на третий – самые неинтересные предметы в школьной программе.

Также проводится тест на мотивацию, показывающий, является ли английский язык сложным и неинтересным предметом, или наоборот.

Пример теста «Мотивация к изучению английского языка» (табл. 1):

 

Таблица 1

Тест «Мотивация к изучению английского языка»

Вопрос

Ответ «да», «нет», «не уверен»

1. Мне бы хотелось выучить иностранный язык(и).

 

2. Мои родители помогают мне выполнить домашнее задание по английскому языку.

 

3. Я с нетерпением жду следующего занятия по английскому языку.

 

4. Изучать иностранный язык – полезно и интересно.

 

5. Я пытаюсь понять все английские слова, которые я слышу и читаю.

 

6. Я чувствую себя уверенно на уроках английского языка.

 

7. Мне нравится английский язык, и я хочу его знать.

 

8. Я бы хотел(а), чтобы меня чаще спрашивали на уроках английского языка.

 

 

Текущий и промежуточный контроль на уроках выявит присутствие неуспевающих детей в классе, для которых потребуется составить банк заданий как для повышения мотивации к изучению английского языка, так и для преодоления неуспеваемости.

Комплекс занятий по английскому языку с неуспевающими на примере УМК «Rainbow English 3»

В таблице представлены виды помощи, оказываемой неуспевающим ученикам на уроках английского языка (табл. 2).

 

Таблица 2

Виды помощи на этапах урока

Этап урока

Вид помощи

В процессе контроля за подготовленностью учащегося

– Создание доброжелательной атмосферы при опросе.

– Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

– Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления

При изложении нового материала

– Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.

– Более частое обращение к слабоспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

– Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

– Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

При организации самостоятельной работы

– Выбор для групп слабоуспевающих учащихся наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

– Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

– Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с планом действий.

– Напоминание о приеме и способе выполнения задания.

– Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению

В ходе самостоятельной работы

– Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

– Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

– Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

– Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.

 

Представим обобщающую таблицу по плану работы с неуспевающими учащимися, календарно-тематическое планирование и поурочное планирование по работе с неуспевающими младшими школьниками на 1 и 2 четверть (табл. 3, 4, 5).

 

Таблица 3

План работы с неуспевающими учащимися на 1 и 2 четверть

Мероприятия

Срок

Проведение контрольного среза знаний по основным разделам учебного материала за предыдущий год обучения

Сентябрь

С помощью школьных специалистов – классного руководителя и школьного психолога – установка причины неуспеваемости каждого младшего школьника

Сентябрь

Устранение пробелов в знаниях, повышение уровня знаний, умений и навыков по английскому языку

В течение 1–2 четверти

Разработка и использование разноуровневых заданий с помощью карточек-иструкций, интерактивных тетрадей, игровых заданий, заданий с выбором ответа

В течение 1–2 четверти

Использование на уроках различных видов контроля. (опрос, тест, диктант, и т. д.)

В течение 1–2 четверти

Систематическая проверка домашнего задания, по необходимости помощь с его выполнением, своевременное выставление оценок

В течение 1–2 четверти

Информирование классного руководителя и родителей ученика о результатах обучения

В течение 1–2 четверти

Проведение индивидуальных занятий, консультаций для неуспевающих учащихся

В течение 1–2 четверти

 

Таблица 4

Календарно-тематическое планирование 1–2 четверть

Раздел

Тема урока

Характеристика основных видов

учебной деятельности обучающихся

Цветной Мир вокруг меня

(9 часов)

1. Цвета радуги. (1 ч)

Называть цвета игрушек, задавать вопросы о цвете игрушки и отвечать на них.

Понимать на слух небольшой диалог, текст с опорой на иллюстрацию.

Читать слова с помощью изученных транскрипционных знаков.

Описать картинку (назвать цвета).

Узнавать в речи и использовать словосочетания: числительное и существительное.

Воспринимать на слух и понимать короткие тексты, построенные на знакомом материале.

Планировать свою деятельность

2. Животные необычного цвета. (1 ч)

3. Лексика. Формы глагола «быть». (1 ч)

4. Цвета. «У меня есть..». (1 ч)

5. Цвета. «Я вижу...Какого цвета?». (1 ч)

6. Модальный глагол «can». (1 ч)

7. Раскрасим вместе мир. Цвета предметов и животных. (1 ч)

8. Описание людей. (1 ч)

9. Мой любимый цвет. (1 ч)

Числительные

(6 часов)

1. Вводный урок. Повторение изученных цифр (0–10). (1 ч)

Познакомиться с новыми словами по теме «числительные».

Понимать на слух небольшой диалог, текст с опорой на иллюстрацию.

Читать слова с помощью изученных транскрипционных знаков.

Описать картинку (какое количество).

Узнавать в речи и использовать словосочетания: числительное + существительное.

Воспринимать на слух и понимать короткие тексты, построенные на знакомом материале

2. Новая лексика (11–20). (1 ч)

3. Чтение. Фред и Тед в мире цифр. (1 ч)

4. Числительные. Сколько? (1 ч)

5. Сколько этажей в твоем доме? (1 ч)

6. Время. (1 ч)

Животные

(7 часов)

1.Новая лексика «животные» (1 ч)

Называть животных, задавать вопросы о цвете животного и отвечать на них.

Понимать на слух небольшой диалог, текст с опорой на иллюстрацию.

Читать слова с помощью изученных транскрипционных знаков.

Описать картинку (назвать животное).

Воспринимать на слух и понимать короткие тексты, построенные на изучаемом материале.

Приглашать собеседника принять участие в совместной деятельности и реагировать на приглашение.

Планировать свою деятельность

2. Домашние животные. (1 ч)

3. Дикие животные. (1 ч)

4. Зоопарк. Какого цвета это животное? (1 ч)

5. Мой домашний питомец, мое любимое животное. (1 ч)

6. Необыкновенное животное. (1 ч)

7. Животные России и Англии. (1 ч)

Моя семья

(5 часов)

1. Моя семья. Знакомство с новой лексикой. (1 ч)

Познакомиться с новыми словами.

Понимать на слух небольшой диалог, текст с опорой на иллюстрацию.

Читать слова с помощью изученных транскрипционных знаков.

Описать картинку (какое кол-во).

Узнавать в речи и использовать словосочетания: числительное + существительное.

Воспринимать на слух и понимать короткие тексты, построенные на знакомом материале

2. Анкета о себе и о своей семье. (1 ч)

3. Как мы проводим время с семьей? (1 ч)

4. Мое семейное древо. (1 ч)

5. Поздравительная открытка «С новым годом». (1 ч)

6. Чтение “Winniе-the-Pooh” (1 ч)

 

Таблица 5

Поурочное планирование по работе с неуспевающими младшими школьниками

№п/п

Тема урока

Элементы содержания урока

Требования к предметным результатам

Формы контроля

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

Цветной мир вокруг меня (8 часов)

1

Цвета радуги.

1. Организационный момент.

2. Определение темы и цели урока.

3. Фонетическая зарядка с внедрением новых слов.

[j] – yellow, [e] – red, [p] – purple, [u:] – blue, [g] – green, [au] – brown, [w] – white, [ei] – grey.

4. Запись слов в словарик.

5. Работа с карточками-иллюстрациями.

6. Пропись слов с заданием

Правильно произносить и писать новые слова, с помощью карточек распознавать слова на слух и понимать сказанное. Самостоятельно выполнять задания

Правильному произношению и написанию новой лексики

Текущий

(проверка выполнения задания в классе)

2

Животные необычного цвета. (1 ч)

1. Организационный момент.

2. Определение темы и цели урока.

3. Работа со фразой «What colour is it?»

4. Работа с грамматическим заданием в рабочей тетради, работа в парах успевающий + неуспевающий ученик

Работать над новой лексикой, составлять вопросы и давать ответы.

Осуществлять совместную деятельность при выполнении задания

Задавать вопросы и грамотно на них отвечать.

Работать в паре. Вставлять нужно слово в предложение

Текущий (проверка знаний новой лексики с помощью игрового диктанта)

3

Лексика. Формы глагола «быть». (1 ч)

1. Организационный момент.

2. Определение темы и цели урока.

3. Чтение и перевод текста

4. Неуспевающим ученикам заранее выдается таблица глагола «to be», можно сделать ее в интерактивной форме вместе с учащимися.

5. Грамматическое задание c использованием глагола to be и новой лексики:

«It … a pig. The pig is…

They… lions. Lions are …».

6. Аудирование. Упражнение с загадками. «It is very big and grey». Ответ - «an elephant»

Учатся читать, правильно произносить звуки, соблюдать интонацию. Работать с таблицей. Самостоятельно определять пропущенное слово

Отделять главное от второстепенного. Соблюдать нормы произношения и интонации

Текущий (контроль устной речи, грамматического задания при работе со схемой)

4

Цвета. «У меня есть...». (1 ч)

1. Организационный момент.

2. Определение темы и цели урока.

3. Повторение. Фонетическая зарядка.

[j] – yellow, [e] – red, [p] – purple, [u:] – blue, [g] – green, [au] – brown, [w] – white, [ei] – grey.

4. Работая в группах, учащиеся составляют кроссворд, команды меняются кроссвордами и отгадывают его всей командой. Неуспевающих разделить поровну в обе команды.

5. Отработка фразы «I have got…» (у меня есть розовый карандаш, у меня есть красный пенал, у меня есть желтый рюкзак)

 

Учатся правильному произношению звуков, работе в группах, преодолевают страх неправильного ответа.

Самостоятельно работать, переводить фразы

Работать в группах и самостоятельно. Правильно

произносить и писать изучаемые слова

Текущий (используя метод ходячего диктанта)

5

Цвета. «Я вижу...Какого цвета?». (1 ч)

1. Организационный момент.

2. Определение темы и цели урока.

3. Запись фразы «I can see…it is..».

4. Рисование на слух.

Учитель говорит цвет, учащиеся закрашивают рисунки на заранее выданном листе.

5. После этого, учащиеся составляют предложения, говоря, что они видят и какого цвета

 

Работать над новой лексикой, составлять вопросы и давать ответы.

На слух определять слова

Развивать слуховое восприятие информации

Текущий

(проверка выполнения задания в классе)

6

Раскрасим вместе мир.
(1 ч)

1. Организационный момент.

2. Определение темы и цели урока.

3. Изучить флаги России, Великобритании и Америки. Прочитать текст о флагах.

4.Раскрасить флаги, подписать цвета

5. Грамматическое задание на повторение в парах.

 «Найди в прямоугольнике еще восемь названий цветов и обведи»

6. Коллективный диктант

Различать и отвечать какого цвета флаги России, Великобритании и Америки

Работать в паре.

Задавать вопросы и грамотно на них отвечать.

Работать в паре.

Находить основную информацию из текста

Текущий

(проверка выполнения задания в классе) Коллективный диктант

7

Описание людей. (1 ч)

1. Организационный момент.

2. Определение темы и цели урока.

3.Повторение лексики «одежда». (Dress, skirt, t-short, short, trousers).

4. Разделить учащихся на пары, успевающий + неуспевающий ученик, дать задание на описание внешности друг друга. Успевающий ученик помогает неупевающему.

5. Игра-соревнование. Учащиеся делятся на две группы, в каждой группе кто больше скажет слов, словосочетаний по пройденной теме

 

Работать над новой лексикой, составлять вопросы и давать ответы.

Осуществлять совместную деятельность при выполнении задания в игровой форме

Описывать внешность другого человека. Работать в паре. Выделять главную информацию. Не бояться работать в группах

Текущий

(проверка выполнения задания в классе)

8

Мой любимый цвет. (1 ч)

1. Организационный момент.

2. Определение темы и цели урока.

3. Чтение и перевод текста.

4. Речевая зарядка с повторением новой лексики, с каждым разом темп речи ускоряется.

5. Игра «снежный ком»

6. Учащиеся в парах составляют предложения об их любимом цвете

Читать, правильно произносить звуки, соблюдать интонацию.

Работать в группах и паре. Запоминать большой объем слов.

Правильно произносить слова, следить за темпом речи.

Запоминать большой объем слов и не бояться ошибиться

Тематический

Числительные (6 часов)

1

Повторение изученных цифр (0–10). (1 ч)

1. Организационный момент.

2. Определение темы и цели урока.

3. Повторение. Фонетическая зарядка.

4. Грамматическое задание. Вставь пропущенную букву в слове. «O_e, _wo, t_ree, f__r, f_v_, s_x, s_v_n, e_gh_, n_n_, t_n». Неуспевающим даются карточки со словами.

5. Мгновенное фото. Учащиеся делятся на две команды, у каждой команды имеется необходимое количество листочков для ответа. Учитель показывает или читает короткий текст, задача школьников запомнить, о чем этот текст максимально точно. После этого, всей командой на листочках нужно нарисовать содержание текста и рассказать его

 

Работать над новой лексикой, составлять вопросы и давать ответы.

Осуществлять совместную деятельность при выполнении задания.

Учатся произносить новую лексику, самостоятельно выполнять грамматические задания, с помощью карточек.

Учатся работать в команде

Текущий

(проверка выполнения задания в классе)

2

Новая лексика (11–20). (1 ч)

1. Организационный момент.

2. Определение темы и цели урока.

3. Введение новой лексики.

Запись в словарик.

4. Использование интерактивного подхода «дом с цифрами»

Работать над новой лексикой, составлять вопросы и давать ответы.

Осуществлять совместную деятельность при выполнении задания в игровой форме

Правильно произносить слова, правильно их писать.

Запоминать большой объем слов.

Работать с интерактивным заданием

Текущий (проверка выполнения задания в классе)

3

Чтение. Фред и Тед в мире цифр. (1 ч)

1. Организационный момент.

2. Определение темы и цели урока.

3. Чтение и перевод текста по учебнику.

4. Круговой пересказ

Читать, правильно произносить звуки, интонацию.

Работать в группах и паре. Запоминать большой объем слов.

Учатся выделять главную информацию из прочитанного текста, переводить.

Запоминать текст и воспроизводить его на слух

Текущий (проверка выполнения задания в классе)

4

Числительные.

Сколько? (1 ч)

1. Организационный момент.

2. Определение темы и цели урока.

3. Грамматическое задание с использованием фразы «How much\many?»

4. Работа в группах.

Игра-загадка. По очереди, учащиеся загадывают количество какого-нибудь предмета, используя пройденную лексику, остальные угадывают

 

Задавать вопросы, правильно на них отвечать.

Работать с грамматическими заданиями.

Работать в группах

Текущий

(проверка выполнения задания в классе)

5

Сколько этажей в твоем доме? (1 ч)

1. Организационный момент.

2. Определение темы и цели урока.

3. Использование интерактивного задания. «Мой дом». Делятся на пары и создают интерактивный дом с подписями этажей.

4. Учатся использовать фразу «Я живу на…этаже», «на каком этаже ты живешь?».

5. Игра

Задавать вопросы и грамотно на них отвечать.

Работать в паре. Вставлять нужно слово в предложение.

Работать с интерактивным заданием

Текущий

(проверка выполнения задания в классе)

6

Время. (1 ч)

1. Организационный момент.

2. Определение темы и цели урока.

3. Речевая зарядка. Закрепление новой лексики.

4. Использование методики «круг» для закрепления и повторения лексики.

5. Изучение времени на английском языке.

6. Самостоятельная работа по теме «цвета» и «цифры»

Говорить время на английском языке, учатся работать со всем классом, не бояться отвечать у доски.

Учатся работать у доски. Выполнять самостоятельные работы

Периодический (самостоятельная работа)

Животные (7 часов)

1

Новая лексика «животные» (1 ч)

1. Организационный момент.

2. Определение темы и цели урока.

3. Повторение уже известных слов по теме «животные».

4. Введение новых слов, запись в словарик. Неуспевающим учащимся выдать карточки со словами

Работать над новой лексикой, составлять вопросы и давать ответы.

Осуществлять совместную деятельность при выполнении задания

Учатся произносить новую лексику, самостоятельно выполнять грамматические задания, с помощью карточек.

Учатся работать в команде

Текущий

(проверка выполнения задания в классе)

2

Домашние животные. (1 ч)

1. Организационный момент.

2. Определение темы и цели урока.

3. Работа в парах.

Учащимся выдаются карточки с животными, задача отделить домашних животных от диких.

4. Игра с мячом.

Учитель кидает мяч, говорит слово на английском, ученики его переводят, и наоборот.

Воспринимать информацию через зрительный канал, работать над произношением новых слов. Развивают навыки письменной речи

Выделять основную информацию, работать в группах

Текущий

(проверка выполнения задания в классе

3

Дикие животные. (1 ч)

1. Организационный момент.

2. Определение темы и цели урока.

3. Чтение текста о диких животных.

4. Работа с карточками с лексикой «животные».

5. Учащиеся самостоятельно рисуют животных по словам, написанным на доске

Читать, правильно произносить звуки, соблюдать интонацию.

Работать в группах и паре. Запоминать большой объем слов

Учатся выделять главную информацию из прочитанного текста, переводить

Текущий

(проверка выполнения задания в классе

4

Зоопарк. Какого цвета это животное? (1 ч)

1. Организационный момент.

2. Определение темы и цели урока.

3. Чтение текста из учебника.

4. Просмотр видеоматериала о зоопарке в Нью-Йорке.

5. Грамматическое задание по просмотренному видео

Читать, выделять основную информацию из текста, анализировать и запоминать просмотренный материал

Правильно читать, выделять основную информацию из текста

Текущий

(проверка выполнения задания в классе

5

Мой домашний питомец (1 ч)

1. Организационный момент.

2. Определение темы и цели урока.

3. Нарисовать и описать своего домашнего питомца или любимого животного. Неуспевающим ученикам помогает сосед, успешно усвоивший тему.

4. Коллективный диктант.

Учитель на доске рисует один элемент, в данном случае животное, учащиеся выходят по одному к доске и дополняют картину. После этого учащиеся описывают картину, которая у них получилась

 

Описывать животное, используя пройденную лексику. Работать в парах.

Описывать картину, работая всем классом

Описывать картину, работая самостоятельно и в группе

Текущий

(проверка выполнения задания в классе, диктант)

6

Необыкновенное животное. (1 ч)

1. Организационный момент.

2. Определение темы и цели урока.

3. С помощью карточек даются слова по теме «части тела животного».

4. Аудирование. Задание по учебнику.

5. Ходячий диктант

 

 

Работать с карточками, выполнять задания на аудирование

Учатся работать с карточками, выполнять задания на аудирование

Периодический (самостоятельная работа

7

Животные России и Америки.

1. Организационный момент.

2. Определение темы и цели урока.

3. Чтение текста по учебнику

4. Повторение изученной лексики.

5. Отгадывание слова.

Учащийся загадывает животное, остальные задают ему вопросы и отгадывают.

6. Самостоятельная работа

Читать, правильно произносить звуки, интонацию.

Работать в группах и паре. Запоминать большой объем слов

Читать текст, выделять основную информацию, уметь сделать сообщение по прочитанному тексту

Текущий

(проверка выполнения задания в классе)

 

Заключение

Повышение качества школьного обучения в современной системе образования стоит на первом месте, поскольку современные школы сталкиваются с увеличением количества неуспевающих учеников. По статистике, в каждом классе имеются 2–3 неуспевающих учащихся. Особенно это касается предмета английский язык. Учащиеся начинают его изучение со второго класса и к третьему классу сталкиваются с рядом сложностей. Большинство неуспевающих детей имеют физиологические, психологические или социально-бытовые причины неуспеваемости. Для учителя иностранных языков при работе с такими младшими школьниками необходимо учитывать все факторы неуспеваемости, поддерживать связь с классным руководителем и школьным психологом. А различные методы и приемы помогут при работе над устранением проблемы. Основными причинами неуспеваемости является как низкая мотивация к учению, так и несформированность приемов учебной деятельности учащихся, интеллектуальная пассивность.

Установлено, что самым эффективным методом является групповой метод работы с использованием различным игровых заданий. Эффективна и работа неуспевающего учащегося в паре или в группе с успевающими школьниками, поскольку, таким образом, он вливается в коллектив, не боится просить помощи и лучше воспринимает информацию.

×

About the authors

Zoya Igorevna Trubina

Russian State Vocational Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: zoek@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8798-1045

Nizhniy Tagil State Social and Pedagogical Institute, Candidate of Pedagogical Sciences

Russian Federation, Nizhny Tagil

References

  1. Babanskii, Yu.K. (1989). Izbrannye pedagogicheskie trudy. Moscow. (in Russian).
  2. Bardin, K.V. (1990). Chtoby rebenok uspeshno uchilsya. Moscow. (in Russian).
  3. Bezrukikh, M.M. (1995). Pochemu uchit'sya trudno... Moscow. (in Russian).
  4. Budarnyi, A.A. (1965). Puti i metody preduprezhdeniya i preodoleniya neuspevaemosti i vtorogodnichestva. Moscow. (in Russian).
  5. Gil'bukh, Yu.Z. (1989). Psikhodiagnosticheskaya funktsiya uchitelya: puti realizatsii. Voprosy psikhologii, (3), 79–87. (in Russian).
  6. Dubrovina, I.V. (1997). Vozrastnaya i pedagogicheskaya psikhologiya. Moscow. (in Russian).
  7. Dubrovinskaya, N.V., Farber, D.A., & Bezrukikh, M.M. (2000). Psikhofiziologiya rebenka. Moscow. (in Russian).
  8. Lipkina, A.I. (1976). Samootsenka shkol'nika. Moscow. (in Russian).
  9. Mizhernikov, V.A. (1998). Psikhologo-pedagogicheskii slovar'. Moscow. (in Russian).
  10. Siverskaya, U.P. (2014). Pedagogicheskaya podderzhka kak tekhnologiya deyatel'nosti uchitelya po obespecheniyu uspeshnosti ucheniya podrostkov: avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk. Vladikavkaz. (in Russian).
  11. Timonina, L.I. (2002). Sotsial'no-pedagogicheskaya fasilitatsiya uchebnoi deyatel'nosti neuspevayushchikh shkol'nikov-podrostkov: spetsial'nost' 13.00.02 – teoriya i metodika obucheniya i vospitaniya (inostrannye yazyki): diss. … kand. ped. nauk. Kostroma. (in Russian).
  12. Tsetlin, B.C. (1994). Trudnosti tekstov dlya chteniya. Inostrannye yazyki v shkole, (3), 8–12.
  13. Choshanov, M.A. (1989). Na oshibkakh uchatsya. Sovetskaya pedagogika, (9), 55–74. (in Russian).

Copyright (c) 2021 Trubina Z.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies