ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ К ТЕКСТОВОЙ ЧАСТИ ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
- Авторы: Никишина С.А.1
-
Учреждения:
- Нижневартовский государственный университет
- Выпуск: Том 2, № 2 (2017)
- Страницы: 68-73
- Раздел: Статьи
- URL: https://filvestnik.nvsu.ru/2500-1795/article/view/89156
- ID: 89156
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена выявлению принципов результативной подготовки учащихся к тестовой части ОГЭ по русскому языку. Определены основные особенности научного текста, способствующие эффективному восприятию информации: компактность, деление на смысловые блоки, описание действий. Сформулированы принципы деятельности учителя, направленной на подготовку к тестам: компактное и доступное объяснение теории, создание алгоритмов к каждому тестовому заданию, пошаговая отработка отдельных тематических блоков в рамках одного тестового задания, использование дидактических материалов базы Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Представлен алгоритм, регламентирующий правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи, а также определение в предложении грамматической основы. Приводятся примеры реализации дидактического принципа доступности при объяснении теоретических аспектов школьного курса русского языка. Предложен образец оптимального использования в учебном процессе аутентичного дидактического материала, представленного в Открытом банке задания ОГЭ - ФИПИ и на сайте «Решу ЕГЭ/Сдам ГИА». В статью включены фрагменты словаря фразеологизмов и словаря синонимов. Прикладная направленность статьи будет интересна школьным учителям и репетиторам. Системный подход к подготовке к сдаче основного государственного экзамена по русскому языку не только обеспечивает высокие результаты, но и способствует развитию у учащихся языковых и речевых компетенций.
Ключевые слова
Полный текст
ОГЭ (основной государственный экзамен) по русскому языку в 9 классе состоит из трех частей (изложения, тестовых заданий, сочинения), подготовка к каждой из которых имеет свою специфику. Остановимся на особенностях работы с тестовой частью, включающей проверку знаний, умений и навыков по всем разделам программы основной школы. Чтобы обеспечить качественную подготовку учащихся к ОГЭ, учитель должен учитывать особенности восприятия информации современными школьниками. «Клиповое мышление», появившееся в эпоху интернета, требует динамичной и дозированной подачи материала. Этот фактор совершенно не учитывается авторами школьных учебников по русскому языку, а между тем, чтобы необходимая информация усваивалась, необходимо, чтобы текст был: 1) насыщен короткими фразами; 2) разбит на смысловые блоки небольшого (два-три абзаца) объема; 3) построен по принципу «описание действия». В связи с обозначенными особенностями в основу подготовки учащихся к сдаче ОГЭ могут быть положены следующие принципы: 1) компактное и доступное объяснение теории; 2) создание алгоритмов к каждому тестовому заданию; 3) пошаговая отработка отдельных тематических блоков в рамках одного тестового задания; 4) использование материалов базы ФИПИ (сайт Решу ЕГЭ (ОГЭ)). Опыт показывает, что алгоритмизация действий ученика при выполнении каждого тестового задания, построенная на доступно изложенном теоретическом материале, может обеспечить успешную сдачу экзамена. Приведем примеры алгоритмов к некоторым тестовым заданиям. Задание 5 включает в себя орфографический материал, связанный с правописанием Н и НН в суффиксах различных частей речи. После повторения и закрепления правила учащиеся знакомятся с формулировкой задания, а затем им предъявляются алгоритмы, учитывающие содержание конкретных заданий: № п/п Тип задания Как выполнять Примеры 1. … выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется Н». Искать слова: 1. С Н. 2. Отвечают на вопросы ЧТО СДЕЛАНО? ЧТО СДЕЛАНА? ЧТО СДЕЛАНЫ? ЧТО СДЕЛАН? 3. Образованы от глагола. решено, решена, решены, решен 2. … выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН». Искать слова: 1. С НН. 2. Образованы от глагола. 3. Отвечают на вопросы ЧТО СДЕЛАННЫЙ? КАКОЙ? решеННый, решеННая, решеННое, решеННые 3. … выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано». Искать слова: 1. С Н или НН. 2. Оканчиваются на -О (-Е). 3. Отвечают на вопрос КАК? решительно, искренне 4. … выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с основой на -Н с помощью суффикса -Н-, пишется НН». Искать слова: 1. С НН. 2. Образованы от существительных с основой на Н. 3. Отвечают на вопрос КАКОЙ? луН(а)+Н= луННый 5. …выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила. Искать слова: оловянный, деревянный, стеклянный, ветреный. 6. … выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса -АН- (-ЯН-), пишется одна буква Н». Искать слова 1. С суффиксом -АН- (-ЯН-). 2. Образованы от существительных. 3. Отвечают на вопрос КАКОЙ? кожАНый серебрЯНый 7. … выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ОНН-, -ЕНН-, пишется НН». Искать слова: 1. С суффиксом -ОНН-, -ЕНН-. 2. Образованы от существительных. 3. Отвечают на вопрос КАКОЙ? клюквЕННый революциОННый Задание 8, в котором требуется найти грамматическую основу, вызывает определенные трудности, так как значительная часть предложений является безличными с составным именным сказуемым. Преодолеть эти трудности тоже помогает алгоритм. Грамматическая основа предложения (содержит основную информацию) = подлежащее + сказуемое (Наступили сильные морозы) только сказуемое (На улице было морозно) только подлежащее (Мороз и солнце) Сначала найди сказуемое, а потом - подлежащее. СКАЗУЕМОЕ Сказуемое (что делает предмет? каков предмет? что такое предмет? кто такой предмет?) Как искать сказуемое? Есть ли в предложении глагол? Да Нет Относятся ли к нему другие глаголы или слова нужно, надо, рад, готов, должен, обязан, способен, намерен, согласен, вынужден и под.? Ищи в предложении слова, обозначающие признак, которые выражают основной смысл (отвечают на вопрос какой? каково?). Рядом с этими словами можно поставить глагол быть (было, будет). Да Нет Это и есть сказуемое В сказуемое включаются другие глаголы и слова нужно, надо, жаль Сказуемое выражено одним глаголом Ей, видите ли, своя прихоть дороже (признак обозначает слово дороже (каково?), рядом с ним можно поставить глагол была, будет: … своя прихоть была дороже, значит, это сказуемое. Какой предмет имеет этот признак? Что было дороже? - прихоть, значит, это подлежащее). Хоть одну-то извилину надо иметь! Ему хотелось плакать. Их нужно было внести за обучение в первом полугодии. Хотелось учиться не очень трудно и не очень скучно. И вдруг я расхотел пускать с балкона голубков. Толе очень нравилось бежать в школу под дождём. Через неделю всё повторилось. 3десь, в Доме культуры, есть такая студия. С появлением Ларисы многое изменилось. запомни! В предложении могут быть однородные сказуемые: Он взял три веточки мимозы и пошёл в школу. ПОДЛЕЖАЩЕЕ Подлежащее обозначает исполнителя действия (делает кто? что?), стоит только в именительном падеже. Как искать подлежащее? Задай от сказуемого вопросы кто? что? Есть в предложении слово (слова), которое (-ые) отвечают на эти вопросы? Да Нет Обозначает (-ют) оно (они) исполнителя действия? Подлежащего в этом предложении нет. Да Нет О душе теперь не думают, только для брюха и живут (не названы ТЕ, кто не думает и живет). Это подлежащее Подлежащего в этом предложении нет По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы (текли кто? что? слезы, слезы совершают действие). Медленно гасят свет (гасят кого? что? свет, свет не гасит себя сам, его гасят другие, значит слово свет не подлежащее, в этом предложении нет подлежащего). запомни! 1. В предложении могут быть однородные подлежащие: Значит, отец и мама писáли после своей утренней пробежки и перед работой. 2. Подлежащее выражается именами существительными или другими частями речи, к которым можно задать вопросы кто? что? Это (что?) случилось в начале июня. Через неделю всё (что?) повторилось. С появлением Ларисы многое (что?) изменилось. 3. Подлежащее может быть выражено сочетанием слов: Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПОДЛЕЖАЩИМ 1) обращение (адресат речи), хотя и отвечает на вопрос кто?: Заходите, товарищ лейтенант. Вот скажите мне, Ваня. 2) слова, которые обозначают исполнителя действия, но стоят НЕ в именительном падеже: Толе очень нравилось бежать в школу под дождём. Ему хотелось плакать. Если сказуемое найти трудно, ищи подлежащее: Но ведь это только начало! - кто? что? это - подлежащее, что такое это? начало, можно подставить глагол было (было начало), значит, начало - сказуемое. Доступное объяснение теории предполагает не только знание необходимых определений, но и понимание сути того или иного языкового явления. Например, практически все девятиклассники знают, что метафора - это скрытое сравнение, но не все могут найти ее в тексте. Простое объяснение метафоры как того, чего не может быть, позволяет даже слабым ученикам находить метафору: Мальчик был защищён невидимой бронёй своего смятения, «броню смятения» увидеть нельзя, существительное употреблено в переносном значении: не бывает у сомнения брони; Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией, мысль не может вспыхнуть, просто мысль, её быстрота сравнивается с молнией. Эпитет - это тоже метафора, которая отвечает на вопрос какой? Тот сидел сгорбясь - локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком, подбородок какой? - закаменевший. Вы видели когда-нибудь закаменевший подбородок? Нет, это слово в переносном смысле, которое отвечает на вопрос какой?, значит, это и есть эпитет. Принцип пошаговой отработки отдельных тематических блоков в рамках одного тестового задания предполагает, что, например, в рамках задания 9 (осложненное предложение) закрепляется не весь материал сразу, а последовательно предлагаются упражнения, содержащие обособленное определение, затем - обособленное приложение, потом - обособленное обстоятельство. Выполнению каждого вида упражнений предшествует повторение теории, разбитой на соответствующие блоки. Дидактический материал для отработки тестовых заданий лучше всего брать из Открытого банка заданий - ФИПИ (Федеральная служба по надзору ...) или с сайта Решу ЕГЭ/Сдам ГИА (Решу ОГЭ ...). Эти ресурсы позволяют, например, составить фразеологический словарик ОГЭ и предложить его учащимся для заучивания (приводим фрагмент такого словарика). Словарь фразеологизмов (ОГЭ по данным базы ФИПИ) Б Белый свет. Окружающая нас действительность - земля, мир, вселенная. И вообще пора тебе подумать, кто ты такой и зачем существуешь на белом свете! Я долго так сидел, начисто забыв про всех на белом свете. Броситься (бросаться) в глаза. Привлекать внимание своим видом; быть особенно заметным. Эти пуговицы бросились мне в глаза прежде всего: у всех были железные пуговицы со звёздочкой, а у Витьки Борецкого - с якорями. Быть на седьмом небе. Испытывать состояние блаженства, счастья. Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках. В Вдоль и поперёк. До мельчайших подробностей, очень хорошо. Нельзя же заново изобретать самолёт, если его давно изобрели, или открывать новые страны, если всё уже пройдено вдоль и поперёк! В конце концов. В итоге, наконец. В конце концов дети легли в свои кроватки и закрыли глаза. Во весь голос. Громко. Но Васятка не слышал, он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос. В розовом свете. Лучше, чем есть на самом деле. Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей. В самый раз будет. Впору, подходит по размеру (об одежде, обуви). Тётя Нина отдала. Витальке стал маловат, а тебе будет в самый раз. Всё разложено по полочкам. Приведено в порядок, объяснена и упорядочена какая-либо информация. Слишком у этих взрослых всё разложено по полочкам. Приведем фрагмент словарика синонимов, составленного по материалам Открытого банка заданий - ФИПИ. Б Бабы - женщины Бедолага - несчастный, страдалец Благоговейно - почтительно, с трепетом Благодеяние - одолжение Болтать - говорить, разговаривать, беседовать Боязно - страшно Бумажек - купюр Буркнул - сказал В Ввязываться - вмешиваться, вступать Вдосталь (снабжала едой) - достаточно Ведает - знает Вздумала - решила Внушало ужас - пугало Во всеуслышание (восклицала) - громко Вовек (не забудешь) - никогда Волок (две картины) - нес, тащил Воспарить - взлететь Впрямь - действительно Враньё - обман, ложь Вторгалась (в мои взаимоотношения) - вмешивалась Вызволю (тебя) - спасу, вытащу, освобожу (Не) выказала (интереса) - проявила Г Говорили спасибо - благодарили Голосишь - кричишь Грохнулся - упал Опыт показывает, что такой продуманный и системный подход к подготовке к сдаче основного государственного экзамена по русскому языку может не только обеспечить высокие результаты, но и будет способствовать развитию у учащихся языковых и речевых компетенций.×
Об авторах
С. А. Никишина
Нижневартовский государственный университеткандидат филологических наук, доцент кафедры филологии и массовых коммуникаций
Список литературы
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки // Открытый банк заданий ОГЭ // www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge (2017. 01 нояб.)
- Решу ОГЭ/Сдам ГИА: Образовательный портал для подготовки к экзаменам // https://rus-oge.sdamgia.ru/ (2017. 01 нояб.)
Дополнительные файлы
