MAGISTRATURA PO NAPRAVLENIYu PODGOTOVKI 44.04.01 - PEDAGOGIChESKOE OBRAZOVANIE, NAPRAVLENNOST' «KhANTYYSKAYa FILOLOGIYa» KAK ELEMENT OBRAZOVATEL'NOY SISTEMY NVGU, SPOSOBSTVUYuShchIY PODDERZhKE NATsIONAL'NOGO (RODNOGO) YaZYKA I LITERATURY KORENNYKh MALOChISLENNYKh NARODOV


Cite item

Full Text

Abstract

Современная магистратура в Ханты-Мансийском автономном округе призвана обеспечить гибкость высшего образования путем углубления профессиональной подготовки. Выпускники магистратуры стабильно востребованы в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной и других областях. В настоящее время в Нижневартовском государственном университете разрабатывается образовательная программа (уровень подготовки «магистратура») 44.04.01 - Педагогическое образование, направленность «Хантыйская филология». Новая образовательная программа магистратуры открывается в университете по заказу Департамента образования администрации г. Нижневартовска и является одним из основных направлений реализации концепции развития поддержки чтения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2019-2025 гг. В соответствии с нормативными требованиями установлен срок освоения программы магистратуры по очной форме обучения - 2 года, объем программы составляет 120 зачетных единиц. Прием в магистратуру по данному направлению подготовки будет осуществляться на очную форму обучения за счет средств бюджета ХМАО-Югры и на договорной основе (план приема: 3 бюджетных и 3 внебюджетных места). Магистерская программа предназначена для магистрантов гуманитарных областей научного знания, изучающих хантыйский язык. Материалы образовательной программы разработаны в русле междисциплинарного подхода (с опорой на хантыйскую ментальность) и носят практический характер. Образовательная программа имеет своей главной целью подготовку высококвалифицированных и компетентных кадров, востребованных в сфере образования, а также развитие и формирование у магистрантов необходимых общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по данному направлению подготовки.

Full Text

В Ханты-Мансийском автономном округе специфика национальной культуры проявляется в необходимости сочетать подготовку учителей-экспериментаторов, способных выступать в роли методистов по родным языкам, с необходимостью готовить магистрантов к будущей научно-исследовательской работе в области родных языков с помощью современных образовательных технологий (социально-педагогическое проектирование, развитие критического мышления, конструирование книжного пространства и т. д.). В 2019 г. Нижневартовский государственный университет (далее по тексту НВГУ) продолжил деятельность по разработке и внедрению новых образовательных программ, в частности, в настоящее время в НВГУ разрабатывается образовательная программа (уровень подготовки «магистратура») 44.04.01 - Педагогическое образование, направленность «Хантыйская филология» (Нижневартовский государственный университет). Для привлечения магистрантов преподавателями кафедры филологии и массовых коммуникаций проводится профориентационная работа: олимпиады и конференции, курсы «Будущий филолог», дни открытых дверей, Тотальный диктант, курсы «Русский по пятницам» и др. Считаем, что данный комплекс мероприятий позволит сделать успешный набор на 2019/2020 учебный год по направлению подготовки 44.04.01 - Педагогическое образование, направленность «Хантыйская филология». Согласно концепции поддержки и развития чтения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018-2025 гг., «особенностью Ханты-Мансийского автономного округа является то, что округ является исконным местом проживания коренных малочисленных народов ханты, манси и ненцев. В регионе сформирована правовая база, способствующая поддержке национальных (родных) языков коренных малочисленных народов, изучению родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера. Хантыйский (казымский, сургутский, ваховский диалекты), мансийский, ненецкий языки изучают в детских садах, школах и учреждениях дополнительного образования Березовского, Октябрьского, Белоярского, Нефтеюганского, Нижневартовского, Сургутского, Кондинского, Ханты-Мансийского районов, городов Лангепаса, Ханты-Мансийска» (Единый официальный сайт). Вместе с тем результаты социологических исследований, проведенных в 2012-2014 гг. по заказу Департамента образования и молодежной политики автономного округа, выявили проблему сокращения использования родного языка в семье и социальной практике малочисленных народов Югры. Новая образовательная программа магистратуры открывается в Нижневартовском государственном университете по заказу Департамента образования администрации г. Нижневартовска в силу ряда причин: · Потребность регионального рынка труда в выпускниках образовательной программы. Учтена специфика регионального рынка труда, которая в ХМАО-Югре определяется потребностями в высококвалифицированных кадрах в школах, учреждениях дополнительного образования, учреждениях культуры, управления, в средствах массовой информации, культурно-просветительских учреждениях, литературных и литературно-художественных музеях и др. При этом выпускники магистратуры стабильно востребованы в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной областях. · Соответствие тематики научных исследований в университете содержанию ОПОП магистерской программы. Тематика НИР кафедры филологии и массовых коммуникаций НВГУ: «Гуманитарные ценности кросскультурного и межэтнического взаимодействия», «Особенности творчества обских угров и писателей Югры». Задача последнего направления исследования: провести сравнительное изучение мифов, мифологических образов обских угров через ключевые архетипы разных народов. «Мифология обских угров является базой для развития литературы Югорского края, многие жанровые формы которой почти всегда связаны с мифом. В виду того что мифы представляют собой особый факт жизни народов ханты и манси, их изучение является частью культуры» (Себелева, Рымарева 2018: 30). Ожидаемый результат исследования: провести сравнительное изучение мифов, мифологических образов обских угров через ключевые архетипы разных народов. Научный руководитель данной НИР - зав. кафедрой филологии и массовых коммуникаций, канд. филол. наук, доцент А.В. Себелева. · Соответствие кадровой, учебно-методической, материально-технической обеспеченности открываемой образовательной программы требованиям образовательного стандарта ВО. Важными характеристиками ОПОП являются оперативное обновление образовательных технологий, внедрение новых цифровых технологий обучения, в том числе за счет создания электронной образовательной среды, разработки и обновления учебников и учебных пособий (включая электронные) в соответствии с требованиями образовательного стандарта (организация учебного процесса с максимальным использованием элементов научных исследований, инновационных технологий, обеспечение доступа к российским и мировым информационным ресурсам, обеспечение развития электронной библиотеки). В современных условиях, которые характеризуются огромным потоком информации и многообразием способов ее освоения, чтение приобретает черты социально-педагогического феномена, который развивается как в институциональных, так и неинституциональных формах образования. Магистерская программа 44.04.01 - Педагогическое образование, направленность «Хантыйская филология» соответствует концепции развития поддержки чтения в ХМАО-Югре на 2019-2025 гг., целью которой является «формирование у жителей автономного округа ценности чтения и возвращение чтения в круг повседневных практик как условия всемерного повышения конкурентоспособности человеческого капитала автономного округа» (Единый официальный сайт). Кроме того, ЮНЕСКО объявило 2019 год годом языков коренных народов. Сегодня как никогда важно поощрять и распространять ценности, поведение и взгляды, способствующие диалогу, ненасилию и сближению культур в соответствии с принципами Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии. Чтение становится не только средством вхождения человека в культуру, но и фактором его личной успешности в различных сферах жизнедеятельности. Развитие чтения постепенно становится не только педагогическим, но и социальным приоритетом современности. Обучение магистрантов по направлению подготовки 44.04.01 - Педагогическое образование, направленность «Хантыйская филология» и предполагает разнообразные способы социальной коммуникации в пространстве чтения посредством усиления роли социального окружения и усиления функции социально-педагогического взаимодействия (магистрант-преподаватель), в котором приобщение к чтению понимается как значимое условие достижения социального успеха и личностного развития. Магистерская программа предназначена для магистрантов гуманитарных областей научного знания, изучающих хантыйский язык. Материалы образовательной программы разработаны в русле междисциплинарного подхода (с опорой на хантыйскую ментальность) и носят практический характер. ОПОП магистерской программы 44.04.01 - Педагогическое образование, направленность «Хантыйская филология» представлена в форме комплекта документов, содержащего: · общую характеристику образовательной программы с указанием целей и задач, видов профессиональной деятельности выпускников, планируемых результатов обучения (компетенций), результатов освоения и обучения по каждой дисциплине, сведений о ППС, иных сведений (Федеральный закон РФ; Федеральный государственный образовательный стандарт ВО); · рабочий учебный план; · рабочие программы дисциплин, учебных, производственных и преддипломной практик; · материалы, устанавливающие порядок проведения текущего контроля успеваемости, промежуточных и государственной итоговой аттестации (требования к приему зачетов и экзаменов, расписание зачетов и экзаменов, график проведения текущего контроля успеваемости), а также содержание текущих, промежуточных и итоговых аттестаций (контрольные вопросы, фонды тестовых заданий, контрольно-измерительные материалы, билеты к экзаменам); · фонд оценочных средств, требования к оформлению выпускных квалификационных работ. Среди основных задач магистерской программы 44.04.01 - Педагогическое образование, направленность «Хантыйская филология», выделяем: · формирование представления о хантыйской литературе XIX-XX вв.; · формирование социокультурных компетенций магистрантов в области хантыйской истории, культуры, родного языка и литературы; · повышение мотивации магистрантов к изучению хантыйского языка и литературы; · популяризация культуры коренных малочисленных народов Севера. Структура программы магистратуры по направлению 44.04.01 - Педагогическое образование, направленность «Хантыйская филология» в соответствии с ФГОС ВО (образовательный стандарт № 126 от 22.02.2018 г.) содержит 3 блока. Блок 1 (обязательная часть) включает дисциплины (модули) базовой и вариативной частей, блок 2 (обязательная часть) - практики с обязательной преддипломной практикой, блок 3 - государственная итоговая аттестация, блок ФТД - факультативы. В программе магистратуры в набор требуемых результатов освоения включены все указанные во ФГОС ВО общекультурные, общепрофессиональные и, в соответствии с выбранными видами деятельности, профессиональные компетенции. Согласно учебному плану совокупный объем программы, отдельных блоков и их частей соответствует требованиям ФГОС ВО. С учетом направленности программы на конкретную область знаний (хантыйская филология) и требований ФГОС ВО в базовую часть блока 1 входят дисциплины, успешное освоение которых способствует реализации основных принципов концепции развития поддержки чтения в ХМАО-Югре на 2019-2025 гг., что, в частности, позволяет: · изучить историю возникновения и становления литературы Югорского края, рассмотреть творчество отдельных персоналий и формировать целостное представление о литературе Югры как вполне самостоятельном культурном феномене; · ознакомить с историей становления литературы коренных народов Севера, ее жанровой классификацией, сюжетами, мотивами, художественными средствами выражения; · совершенствовать умения и навыки анализа поэтического и прозаического текста как объективно художественной реальности; · получить знания о родном (хантыйском) языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования; · обеспечить необходимую подготовку в области методики преподавания хантыйского языка и литературы в соответствии с профессионально-образовательными программами и учебными планами образовательного стандарта ВО, способствующую выбору оптимальной стратегии преподавания и развитию умений по использованию технологий обучения для будущей продуктивной преподавательской деятельности (Белькова 2018: 16). Анализ рабочих программ показывает, что содержание дисциплин по выбору магистранта логично дополняет содержание базовых и обязательных вариативных дисциплин. Порядок реализации указанных дисциплин определяется НВГУ самостоятельно, в соответствии с локальными документами вуза. Разработка содержания дисциплин была проведена с учетом структуры и содержания федеральных примерных рабочих программ. Все дисциплины базовой части по совокупному объему не превышают установленные ФГОС ВО, являются обязательными для освоения обучающимися вне зависимости от профиля программы. Обязательные для изучения дисциплины вариативной части способствуют: · выработке и закреплению необходимых социально-личностных, общекультурных качеств и базовых общепрофессиональных знаний и компетенций у магистрантов; · формированию профессиональных знаний и навыков; · способствуют успешному освоению программы учебной и производственной практик; · способствует успешной подготовке выпускных квалификационных работ. Таким образом, магистрант, освоивший программу по направлению подготовки 44.04.01 - Педагогическое образование, направленность «Хантыйская филология», будет обладать необходимыми для профессиональной деятельности теоретическими современными знаниями в области хантыйской филологии; сможет применять полученные знания в области теории и истории родного языка и литературы, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности. В целом ОПОП и отдельные ее компоненты, содержание и состав рабочих программ соответствуют требованиям образовательного стандарта (Федеральный государственный образовательный стандарт 2019), а также нормативно-распорядительной документации Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (Нормативно-методические документы 2019), внутренним локальным актам НВГУ (Нижневартовский государственный университет 2019), регламентирующим порядок организации и осуществления образовательной деятельности по направлению подготовки 44.04.01 - Педагогическое образование, направленность «Хантыйская филология». Данная магистерская программа является одним из основных направлений реализации концепции развития поддержки чтения в ХМАО-Югре на 2019-2025 гг. Реализация в НВГУ основной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 - Педагогическое образование, направленность «Хантыйская филология» в 2019/2020 учебном году будет обеспечиваться квалифицированными педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и занимающимися научной и научно-методической деятельностью. Квалифицированное освещение тематик разделов дисциплин обеспечивается привлечением преподавателей, специализирующихся в своей научно-педагогической деятельности в соответствующих областях знаний, работающих на профильных кафедрах НВГУ. Проблема, с которой сталкивается университет, связана с тем, что кадры, привлекаемые для реализации профильных дисциплин, например, хантыйский язык, не имеют педагогического образования.
×

About the authors

A. E Bel'kova

Email: bae14@mail.ru

References

  1. Белькова А. Е. 2018. Специфика синонимии как проявление номинативного варьирования в югорской поэзии: на материале творчества Владимира Алексеевича Мазина // Вестник угроведения: научно-теоретический и методический журнал 1. Т. 8 / Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры, бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Обско-угорский ин-т прикладных исследований и разработок». Ханты-Мансийск: Новости Югры, 15-21.
  2. Единый официальный сайт государственных органов. О концепции поддержки и развития чтения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018-2025 гг. // https://admhmao.ru/dokumenty/proektypravitelstva/ documents.php?sid=eid=1094193 (2019. 19 мая).
  3. Нижневартовский государственный университет: официальный сайт // https://www.nvsu.ru (2019. 19 мая).
  4. Нормативно-методические документы Министерства образования и науки Российской Федерации // http://www.bstu.ru/about/important/antiterror/prikaz/zakon_minobr (2019. 19 мая).
  5. Себелева А. В., Рымарева Е. Н. 2018. Мифология обских угров: тенденция к возрождению в творчестве писателей Югры // Култышева О. М. (отв. ред.). Нижневартовский филологический вестник 2. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 30-36.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки «44.04.01 - Педагогическое образование (уровень магистратуры)», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.11.2014 г. № 1505 // http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvom/440401.pdf (2019. 19 мая).
  7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (2019. 19 мая).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Bel'kova A.E.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80962 от 30.04.2021 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies