Paradox and nonsense as methods of influencing the reader

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article is based on the realization that today there are many ways to spend your free time with pleasure and interest. Nevertheless, reading books, especially works of fiction, is still a popular way to spend time. Since there are many such works, both Russian and foreign writers are forever searching for how to write a work that would catch the reader's attention with its originality and not let go of the last page. The most interesting literary methods of influencing the reader are paradox and nonsense. The paradox, being a contradiction, challenges the usual ideas and encourages us to look at things from a new perspective. Through him, there is a confrontation with outdated norms. A technique can be called a paradox if it contains an expression of the dialectical interaction of opposites, the revelation of truth in contradiction, and the unexpected discovery of a contradiction in life by a paradox. Based on the contradiction the author wants to portray in his work, philosophical, historical, characterological, plot and ironic paradoxes are highlighted. Being nonsense, nonsense, in turn, forces the reader to look for new meanings in the work. This is facilitated by its features: play, rejection of beauty, the presence of drawings, the creation of new words. Nonsense is associated with two main sciences: philosophy and linguistics. In accordance with this, there are two types of it: philosophical and linguistic. Philosophical nonsense has no limits, like philosophical questions, its meanings are endless. Linguistic is realized through the word, which is the main building material of nonsense.

Full Text

Современный мир богат возможностями, улучшающими и упрощающими жизнь человека. Появилось множество способов, как отвлечься от насущных проблем, провести свободное время максимально интересно и весело. К ним относятся различного рода шоу, квесты, приложения, квизы, интернет-игры и т.д. Однако по-прежнему остаётся актуальным такое времяпрепровождение, как чтение книг, а именно художественных произведений. Каждое из них нашло свою аудиторию, вышло на определённый уровень популярности.

Сегодня есть всё для того, чтобы люди читали, а если нет, то полюбили чтение. Практически любое произведение можно купить в книжном магазине или найти на маркетплейсах в понравившемся издании. Для тех, кому сложно воспринимать письменную информацию, есть аудиокниги, позволяющие ознакомиться с произведением, занимаясь повседневными делами. Наравне с бумажными и аудиокнигами имеются и электронные книги. Благодаря им можно сэкономить деньги и место в доме.

Количество существующих художественных произведений, как русских, так и зарубежных авторов, не перечесть. При такой конкуренции любой автор мечтает об одном – чтобы его творчество выделялось и было замечено среди множества других. Для достижения этой цели они ищут необычные приёмы воздействия на читателя. К таким приёмам можно отнести парадокс и нонсенс.

Под парадоксом принято понимать противоречивое мнение, расходящееся с общепринятым (Парадокс).

Первоначально данный термин появился ещё в Античности. С греческого para означает «неверный, неправильный», а doxa трактуется, как «мнение» (Петрова, Капитонова 2018). Получается, что парадоксом считалось ошибочное мнение, противоречащее правде.

Представляя собой противоречие, парадокс, тем самым, бросает вызов, побуждает посмотреть на вещи под другим углом. Посредством него осуществляется борьба с устаревшими канонами. Л.М. Широкова отмечает, что «с помощью парадокса человек проверяет пределы своего разума: путём логичных рассуждений он приходит к противоречию, которое потом пытается преодолеть, изменяя направление своей мысли» (Широкова 2014: 275).

В литературе парадокс передаёт остроумие писателя, делает его мысли яркими и запоминающимися. Из-за смены точек зрения с помощью парадокса в художественном произведении создаётся «эффект обманутого ожидания или отстранения между наблюдателем и объектом» (Стрельцова 2017: 22). Происходит то, чего читатель не предполагал увидеть.

Парадокс заставляет читателя усомниться в том, что казалось очевидным. Порой это вызывает как положительную, так и отрицательную реакцию. Одного читателя это привлечёт возможностью подумать, пересмотреть какие-то устоявшиеся понятия. Другого же убедит в бессмысленности написанного, укрепит его мнение. Но никто не сможет остаться равнодушным, в этом особенность парадокса. Он привлекает внимание, вызывая определённую эмоцию.

Для того чтобы отнести литературный приём к парадоксу, необходимо найти в нём ряд отличительных признаков: выражение диалектического взаимодействия противоположностей, раскрытие истины в противоречии, неожиданное обнаруживание парадоксом жизненного противоречия (Федосеева, Ершова 2013). При этом каждый из них не может существовать отдельно и обладает своими свойствами в комплексе с остальными двумя.

Выражение диалектического взаимодействия противоположностей. Парадокс всегда содержит противоречие, возникшее между двумя противоположными мнениями.

Раскрытие истины в противоречии. Противоречие, вложенное автором в произведение, позволяет найти истину. Читатель сравнивает то, что ему известно, с тем, что противоречит этому. Так произведение изучается более детально, идёт анализ и сопоставление двух сторон одного и того же вопроса. В результате такой работы уходят заблуждения, обнаруживается скрытая истина.

Неожиданное обнаруживание парадоксом жизненного противоречия. Парадокс – это всегда что-то неожиданное. Поскольку с любым общепринятым мнением можно поспорить, неизвестно, что именно поставит под сомнение автор. Этой неожиданностью произведение и привлекает внимание.

В статье Е.А. Яшиной отмечается, что по функциональному признаку выделяются парадоксы, которые отражают функциональные свойства произведений (Яшина 2007: 281).

К ним относятся философские, исторические, характерологические, сюжетные, иронические.

Философские парадоксы затрагивают вечные проблемы, касающееся не конкретной личности, а всего общества. К такому типу можно отнести вопрос о том, кто раньше появился: курица или яйцо? Данную проблему впервые поднял ещё Аристотель, который считал, что курица и яйцо появились одновременно. По его мнению, «...яйцо не могло быть первым, чтобы дать начало птицам, ибо само должно быть снесено ею, и не может быть первой птица, раз сама появилась из яйца – значит, они появились одновременно» (Что было раньше: яйцо или курица?).

Исторические парадоксы связаны с событиями, затрагивающими важные моменты отдельного государства. В литературных произведениях исторические парадоксы изображаются автором субъективно в рамках возникшего когда-то противоречия.

Характерологические парадоксы позволяют воспроизвести проблему многогранности и сложности личности человека, его характера. В романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» через описание природы видны переживания главного героя, раскрывается его внутреннее состояние, перепады настроения, а вместе с тем и сама личность в трагический момент жизни: «А месяц все стоял над сараем и горел и не горел, светился и не освещал» (Яшина 2007: 282).

Сюжетные парадоксы связаны с неожиданным поворотом сюжета произведения. Так, образ героя романа «Портрет Дориана Грея» Генри Уоттнона полон противоречий: «Я сочувствую всему, кроме людского горя» (Яшина 2007: 185).

Иронические парадоксы отражают авторскую иронию. Например, ироническим можно назвать высказывание вымышленного героя в предисловии романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова (Ранчин 2007: 135).

Нонсенс (от лат. non «не» и sensus «смысл») – бессмыслица, нелепость (Нонсенс).

Нонсенс противоположен смыслу и служит для освобождения сознания от бесполезных общественных стереотипов. Его можно назвать провокационным литературным приёмом, бросающим вызов реальности, отражающим её через авторское восприятие. Главная особенность данного приёма – это неоднозначность толкования смысла произведения. Писатель передаёт право читателю самому интерпретировать произведение, прийти к собственному выводу, не опираясь на постороннее мнение.

Впервые нонсенс заявил о себе в XIX веке в Англии, в Викторианскую эпоху. Именно в тот момент, когда одним из основных достоинств в английском обществе считалось следование общим правилам, соблюдение приличий (Чарская-Бойко).

Охарактеризуем особенности нонсенса.

Игра. Суть игры в нонсенсе заключается в создании и исследовании абсурдных, нелепых и неожиданных ситуаций, словосочетаний и образов. Игра предоставляет возможность участникам свободно выражать свои мысли и идеи, играя с языком, логикой и восприятием мира.

В любой игре все равны, поскольку существуют определённые правила, где нет места эмоциям. К правилам (Хопияйнен 2009: 84), которые свойственны данной игре можно отнести:

Контроль. Мир, созданный автором, должен обязательно находится под контролем сознания читателя, во избежание путаниц.

Слово – основной строительный материал. В произведении нарушается и создаётся заново система языка, что кажется неожиданным и абсурдным. Это воплощает юмористический эффект.

Предпочтение отдаётся неживым предметам и абстрактным понятиям. Отсюда возникает желание постоянно уточнять значения слов, имена персонажей и различия между отдельными предметами в рамках одного класса. Что касается абстрактных понятий, то их количество ограничено.

В произведениях нонсенса игра позволяет быть беспристрастным к каждому герою, несмотря на обстоятельства, в которые он мог попасть, будь то положительные или отрицательные. Вполне возможно, что и герои, также могут быть безэмоциональны по отношению друг к другу. В связи с этим, как писатель, так и читатель является наблюдателем происходящего. Игра нацеливает читателя не на восприятие текста произведения, а на саму игру. То есть не на результат, а на процесс.

Неприятие красоты. Красота героев, если таковая имеется, определяется не традиционными стандартами, а скорее через призму игры, противоречия. Герои произведений часто имеют странные, эксцентричные черты. Отсутствие красоты позволяет читателю не привязываться к герою заранее, а строить своё мнение о нём исходя из его индивидуальности, необычности среди других, что и выглядит привлекательно (Хопияйнен 2009: 85).

Наличие рисунков. Рисунки, как правило, идут на протяжении всего произведения, дополняют сюжет образностью. Они нарисованы либо самим писателем, либо же специальным художником по его словам.

Создание новых слов. Авторы образуют новые слова из двух и более известных, благодарю чему появляется целый ряд ассоциативных связей. Это даёт начало появлению новых образов.

И.Н. Ширяева в своей работе выделяет два типа нонсенса: философский и лингвистический (Ширяева 2015: 214).

Философский нонсенс – нонсенс, не имеющий границ. Данный нонсенс соотносится с философией, с наукой, которая занимается базовыми вопросами, касающимися существования, знания, морали, разума и истины. Вопросы, заданные по этим темам, связаны со всеми сферами человеческой жизни и общества. Универсальные и окончательные ответы найти на них нельзя. Это позволяет постоянно ориентироваться на обсуждение, исследование и критический анализ, что способствует отсутствию границ.

Несмотря на то, что количество философских проблем множество, для авторов основной является проблема смысла, возможность найти границу между смыслом и его отсутствием (Ширяева 2015: 214).

Нонсенс богат на количество абсурда. Невозможное или странное внезапно показывает, что привычное может заиграть новыми оттенками. Философский нонсенс может быть использован для иллюстрации ограниченности нашего мышления и вызова традиционных мнений на дискуссию.

Лингвистический нонсенс – нонсенс, связанный с языком. Лингвистика охватывает широкий спектр вопросов, касающихся языка, его структуры, использования и развития, а также изучает язык на всех его уровнях: фонетическом, морфологическом, лексическом, синтаксическом. Поскольку в нонсенсе слово является строительным материалом, то связь с лингвистикой прямая.

Лингвистический нонсенс включает в себя слова, фразы, кажущиеся бессмысленными или абсурдными с точки зрения традиционных норм языка. Такие выражения могут использоваться для игры со значением, структуры языка, а также для создания комических эффектов.

Существует несколько способов создания комического с помощью игры слов: «принцип кривого зеркала; передача нонсенсом абстрактного мышления, моделирование чего-то нового; игра с реальными вещами и произведение, написанное по принципу сна с целью передать состояние человеческого сознания» (Ширяева 2015: 214).

Парадокс и нонсенс играют важную роль в литературе. Являясь противоречием, парадокс раскрывает истину. В свою очередь нонсенс, как бессмыслица, рождает новый смысл. В зависимости от того, на чём сделан акцент в произведении и на поиск каких смыслов он направлен, выделяется несколько видов парадоксов, отражающих функциональные свойства произведений. Связь нонсенса с философией и лингвистикой образовала два вида нонсенса – философский (широкий спектр вопросов) и лингвистический (игра слов).

Данные приёмы помогают авторам бросать вызов традиционным взглядам, повышать оригинальность и выразительность текста, побуждать читателя на активное взаимодействие с произведением.

×

About the authors

Victoria A. Burnysheva

Municipal Budgetary Educational Institution Lyceum No. 1 named after Alexander Sergeevich Pushkin

Author for correspondence.
Email: vikka.burnysheva@mail.ru
ORCID iD: 0009-0000-5932-450X

teacher of Russian language and Literature

Russian Federation, 628624, Nizhnevartovsk, Romantikov st., 16, office 231

References

  1. Нонсенс // Толковый словарь русского языка в 4 томах. Т 2. 1938 (текст). URL: https://clck.ru/3LiNZP (14.04.2025)
  2. Парадокс Толковый словарь Ушакова – Что значит, описание, фото, толкование, определение // Справочник «Магия слов» – все словари, слова, значения. URL: https://clck.ru/3LiNfV (02.04.20025)
  3. Петрова С.И., Капитонова Н.С. Понятие «парадокс» с лингвистической точки зрения // Молодой исследователь Дона. 2018. №4 (13). С. 198-200.
  4. Ранчин А.М. Иронические парадоксы в «Герое нашего времени» // Литературоведческий журнал. 2023. №60. С. 130-143.
  5. Стрельцова Н.Д. Парадокс и нонсенс: типология и причины появления // Синергия. 2017. №1. С. 18-27.
  6. Уайльд О. Портрет Дориана Грея. Роман. Пьесы. Поэтическое наследие. Афоризмы. Парадоксы. М., 2001.
  7. Федосеева Т.В., Ершова Г.И. К вопросу о литературном парадоксе // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2013. №1 (38). С. 81-90.
  8. Хопияйнен О.А. Смысл или отсутствие смысла // Язык и культура. 2009. № 3(7). С. 82-87.
  9. Чарская-Бойко В.Ю. Нонсенс – искусство Викторианской Англии. URL: https://clck.ru/3LiNcf (14.04.2025)
  10. Что было раньше: яйцо или курица? // Аргументы и факты: новости России и мира. URL: https://aif.ru/dontknows/eternal/945117 (13.04.2025)
  11. Широкова Л.М. Природа парадокса (постановка проблемы) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. №3-1. С. 275-279.
  12. Ширяева И.Н. Проблема логического, лингвистического и философского нонсенса в современных исследованиях // Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2015 № 12(54): в 4-х ч. Ч. III. С. 212-215.
  13. Яшина Е.Н. Виды парадокса в художественном тексте // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. №8 (52). С. 280-288.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Burnysheva V.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80962 от 30.04.2021 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).