Program “Country of Aipin” (Out-of-Class Reading Lessons, Grades 5–7)

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

In his work, a literature teacher should always place special emphasis not only on the acquisition by children and adolescents of a certain amount of knowledge, but also on the development of the child’s cognitive and creative abilities as an individual, and the formation of a sense of patriotism. When a teacher introduces a child to the wonderful world of literature from the Little Motherland, he is able to teach him to make decisions and perform moral actions, i.e. master the key competencies that modern quality education requires. At all times, an important component in training and education is the formation of a patriotic feeling and respect for national culture. It is in this context that the “Country of Aipin” Program was compiled (extra-curricular reading lessons, grades 5–7), which is based on such a form of work as literary local history. The “Country of Aipin” program (extra-curricular reading lessons, grades 5–7), aimed at supporting and promoting reading, will help children immerse themselves in the literary world of Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra, perceive a book written by a local author as a source of spiritual ideals that shape the moral worldview of a growing child generation of Ugra. The curriculum for extracurricular reading was compiled for teachers of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra to conduct extracurricular reading lessons in grades 5–7 of a secondary school. The purpose of these lessons is to develop a taste for serious reading, create conditions for the formation of independent reading activity of schoolchildren in grades 5–7, introduce students to modern Ugra literature, form a general culture and erudition that contributes to the development of verbal logical thinking, cognitive activity, memory and speech. This program is built at the level of interdisciplinary connections. Recommended for teachers of literature and humanities subjects in secondary schools.

Full Text

Литературное краеведение – это особая область знаний о литературе Малой Родины, исследовании её истории, на основе фольклорных корней титульных народов Югры. Важность преподавания краеведческой литературы состоит в том, что в своей работе по внеклассному чтению мы выделяем те сведения, которые имеют отношение к творчеству и биографии поэтов и писателей нашего края, людей с особым взглядом на историю Малой Родины. Работая на занятиях внеклассного чтения с произведениями писателей и поэтов из числа коренных малочисленных народов Севера, мы в творчестве писателей своей Малой Родины наблюдаем жизнь югорчан, их взгляд на мир, учимся беречь природу, видеть в нашем техногенном мире красоту души человека. Работа с региональным литературным материалом ХМАО-Югры в рамках программы по внеклассному чтению не только расширяет кругозор ребёнка, но и помогает полюбить свою Малую Родину, погрузиться в её этнокультуру, прикоснуться к духовному наследию народов ханты и манси.

Творчество Е.Д. Айпина имеет особое значение для культуры ХМАО-Югры. По словам А.Е. Бельковой, «в своем творчестве Еремей Данилович трансформирует национальную традицию… это новый уровень развития хантыйской прозы на современном этапе функционирования финно-угорской литературы» (Белькова 2021: 500-501).

На каждом занятии по программе внеклассного чтения «Страна Айпина» дети работают самостоятельно, творчески. Например, тему занятия по программе «Страна Айпина» можно узнать, только решив ребус или выполнив творческое задание на знание текста произведения, с которым мы будем знакомиться. В процессе нашего взаимодействия, творческого поиска создаётся особый микроклимат в отношении с детьми: это пространство сотворчества, сотрудничества, сопричастности к литературе Малой Родины.

Формируя и развивая в ребенке читателя, мы решаем важные задачи:

– развиваем интерес к чтению, повышая общекультурный уровень;

– используем новые формы и методы для формирования читательского интереса.

Задачи развития внеклассного чтения состоят в следующем:

– заложить основы читательской культуры, знакомясь с произведениями своих современников;

– вызвать интерес к чтению произведений, авторы которых жили или живут на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

– развивать положительное эмоциональное восприятие художественных произведений Югры;

– расширить круг самостоятельного чтения;

– совершенствовать навыки чтения.

Изучение произведений Е.Д. Айпина преследует следующие цели:

– воспитание патриотически настроенной личности, готовой к осмыслению своих поступков, к познанию своего «я», совершенствованию своего ума, выражению своего отношения к экологии и состоянию природы и социума, осознание своего народа в мировом сообществе, формирование осознанной жизненной позиции;

– формирование осозрнания этнокультурной взаимосвязи событий и явлений в литературном процессе ХМАО-Югры; способности образно, творчески мыслить и анализировать прочитанное;

– восприятия особенностей текстов художественных и публицистических произведений Е.Д, Айпина как яркого представителя этнокультуры ХМАО-Югры;

– привитие навыков работы с авторским текстом, самостоятельного поиска информации;

– расширение литературоведческого кругозора детей и подростков при проведении параллелей между произведениями Е.Д. Айпина и произведениями авторов русской литературы;

– развитие умения и навыков владения особой стилистически окрашенной речью писателя, говорящего на хантыйском и русском языках.

Таким образом, программа «Страна Айпина» («Уроки внеклассного чтения») 5-7 класс формирует у детей и подростков разносторонние универсальные учебные действия и ключевые компетенции. Главными для данной программы являются:

– умение выстраивать диалог или монолог, цитировать и подбирать аргументы из авторского текста;

– умение после знакомства с произведением Е.Д. Айпина в зависимости от цели выступления составлять план, тезисы, конспект;

– умение работать с энциклопедиями, словарями, интернет-ресурсами.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5 класс «Сказки дедушки Еремея» (18 часов).

Тема 1. Мудрость северного народа. Мудрость ханты в поговорках, пословицах, загадках, сказках. Действующие лица сказки.

Чтение сказок. Знакомство с понятием «морфология сказки».

Знакомство с малыми жанрами УНТ. Понятия: троп, вид тропа (олицетворение, сравнение, метафора).

Тема 2. «Клюквинка и травяная косичка». Сказки, потешки, были сургутских ханты. Близость сказок ханты с мифом. Лучшие человеческие качества в сказочных героях ханты. Общечеловеческие качества: доброта и справедливость в сказках ханты.

Тема 3. «Посреди бора длинный хвост». Загадки. Особенности загадок ханты.

2 раздел. Человек из рода Бобра.

Тема 4. Человек из рода Бобра. Народные сказки воспитывают национальное самосознание, прививают любовь к своей этнокультуре, к культуре родного края. Виртуальная экскурсия по фотовыставке «Человек из рода Бобра». Творческие работы: иллюстрирование

Тема 5. Рассказ «Медвежье горе». Быт народа ханты.

Тема 6. Повесть «Я слушаю Землю». Отличительные особенности жанра.

Рекомендуемые средства и способы работы: обсуждение вопроса: экология Малой Родины. Выявление связи охарактеризованных элементов совместной повести с историческим прошлым родного края.

Тема 7. «Волки». Национальное самосознание, любовь к своей этнокультуре, к культуре родного края. Добрые и трудолюбивые охотники и рыбаки.

Тема 8. «Бездомная собака». Преданность родной земле. Запреты в культуре ханты.

Тема 9. Журавли. Рассказы «По насту». Мир природы. Общечеловеческие качества: доброта и трудолюбие в героях Е.Д. Айпина.

6 класс «Природа в литературе Югры».

Тема 1. «Мой летний читательский формуляр». Специфика самостоятельного чтения и правила ведения Читательского дневника в электронном варианте.

Тема 2. Книги любимых писателей ХМАО-Югры.

Тема 3. Любимые произведения Югорских поэтов. Особенности появления национальной прозы на Севере. Две формы прозы: на родном языке и русскоязычная. Жанры и их развитие. Лирика. Связь прозы с национальным фольклором.

Тема 4. Тема родной природы. Образ дерева в творчестве Е.Д. Айпина. Образы деревьев в прозе Айпина.

Тема 5. Природа в произведениях Е.Д. Айпина. Человек в мире легенд, преданий, обычаев и природы Югры. Любовь и восхищение природой, стремление беречь и защищать природу Малой Родины.

Тема 6. Пейзажи Югры. Многообразие форм отражения темы природы в литературе Югры. Радостная сила и красота бытия художественного мира Е.Д. Айпина. Живопись Г.С. Райшева.

Тема 7. «Времена года». Переплетение темы природы в художественной литературе писателей-северян со способностью идти своим путём, со своеобразием традиций и культуры родных мест. Природа воспевается, как неотъемлемая часть бытия, взаимоотношений человека и природы, восхищение красотой окружающего мира и любви к родным краям.

Тема 8. Таёжный край. Любовь и бережное отношение к родной природе.

Тема 9. Урок-концерт. Конкурс чтецов «Я читаю Айпина».

7 класс «Художественный мир прозы Е.Д. Айпина».

1 раздел «В сжимающемся пространстве: Портрет на фоне безумной эпохи».

Тема 1. «Мой летний читательский формуляр». Самостоятельный анализ и отзыв о прочитанных произведениях.

Тема 2. Литературная карта Югры. Удивительный мир и герои литературы Югры. Поэты и писатели Югры. Где живёт писатель Айпин?

Тема 3. Жизнь и творчество летописца Югры. Знакомство с «художественным миром писателя». Мастерство, художественное видение «летописца народа ханты». Многоплановость произведений Е.Д. Айпина

Тема 4. Общественная деятельность Е.Д. Айпина.

1 раздел «Летописец народа ханты»

Тема 5. История Казымского восстания в литературе Югры. Изображение Казымского восстания (роман Е.Д. Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах»). История Казымского восстания в литературе и публицистике Югры.

Тема 6. Роман «Ханты, или Звезда Утренней Зари» Е.Д. Айпина. Художественные средства создания характеров. Образ и характер. Пейзаж Е.Д. Айпина.

2 раздел «Художественный мир Е.Д. Айпина»

Тема 7. Образ птицы творчестве Е.Д. Айпина. Сквозные образы в литературе Югры. Анализ художественной прозы Е.Д. Айпина.

Тема 8. Учимся писать эссе по творчеству Е.Д. Айпина.

Совершенствование умений обучающихся в написании сочинений малого жанра (миниатюр), развитие устной и письменной речи детей и подростков: со-размышление, со-переживание, со-чувствие, со-отношение своего и авторского «я».

Тема 9. Читательская конференция, посвященная творчеству Е.Д. Айпина.

Отследить степень усвоения результатов программы можно через выполнение учащимися индивидуальных творческих работ.

Программа «Страна Айпина» (уроки внеклассного чтения, 5–7 класс) разработана в соответствии с основными ключевыми компетенциями в области гуманитарного образования. Программа прошла успешное апробирование в период с 2001 по 2018 годы в МКОУ «Унъюганская СОШ №1» и в МБУК МБОР «Унъюганская модельная библиотека семейного чтения им. Е.Д. Айпина», была презентована в 2020 г. в рамках межмуниципальной декады родных языков коренных малочисленных народов Севера в Муниципальном казенном учреждении «Центр развития образования Октябрьского района», вызвав искренний интерес, внимание как со стороны обучающихся и родителей, так и коллег-учителей. По итогам занятий ученики с удовольствием продолжают работу не только исследовательского характера, выполняя домашнее задание, но и выпуская литературный бюллетень «Карандашик». Этот бюллетень любят читать не только ребята и учителя, но он пользуется большим успехом и у родителей.

Мы надеемся, что знакомство с культурой ханты и произведениями Е.Д. Айпина поможет детям и подросткам лучше понять традиции и обычаи титульных народов ХМАО-Югры. Поэтому эта программа названа «Страна Айпина», ведь наша Малая Родина – то не только изумрудная тайга, природные ресурсы, но и сказочно добрый и удивительный мир маленького и великого народа – ханты, на который не надо смотреть ни сквозь розовые, ни сквозь зелёные стёкла очков сказочного Изумрудного города. Надо просто погрузиться в этнокультуру, историю, литературу ХМАО-Югры и, наслаждаясь, научиться гордиться этой Изумрудной страной, где созданы великие современные произведения писателя-ханты.

×

About the authors

Valentina G. Fanova

Public Organization “Saving Ugra”

Author for correspondence.
Email: fanovavg_67@mail.ru

Chairman of the Oktyabrsky District Branch of the Public Organization “Saving Ugra”, member of the Coordination Council of the Public Organization “Saving Ugra”, Chairman of the Oktyabrsky District Literary and Creative Association “Silver Ob”

Russian Federation, Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra

References

  1. Ajpin, E.D. (1990). Xanty`, ili Zvezda Utrennej Zari: Roman. M.: Mol. gvardiya.
  2. Bel`kova, A.E. (2021). Yazy`kovy`e sredstva vy`razitel`nosti v povesti E.D. Ajpina «U gasnushhego ochaga». Aktual`ny`e problemy` gumanitarny`x nauk. Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Nizhnevartovsk, S. 500-504.
  3. Vneklassnaya i vneshkol`naya rabota po literature. M., 1970.
  4. Goryainova, E.E`. (2003). Po straniczam dobry`x knig. 5-6 klass. Uroki vneklassnogo chteniya. Metodicheskie i prakticheskie sovety`. Bryansk. «Kursiv»,
  5. Zbarskij, I.S., & Poluxina, V.P. (1980). Vneklassnoe chtenie po literature (IV-VIII kl.). M.
  6. Narodny`e skazki. Biblioteka russkoj skazki v desyati tomax. T. 1. M.: Tovarishheskoe «Vozrozhdenie», 1992.
  7. Petruxin, V.Ya. (2003). Mify` finno-ugrov. M.: Izdatel`stvo Astrel`; Izdatel`stvo AST.
  8. Uroki vneklassnogo chteniya. 5-9 klass. Prakticheskoe posobie. Voronezh, 2003.
  9. Uroki vneklassnogo chteniya. M., 1980.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Fanova V.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80962 от 30.04.2021 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies