Integration of Music and Literature in the Education System: Inter-Subject Relations

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

In the modern system of secondary general education, there is a demand for improving interdisciplinary connections between cultural spheres in the learning process, and this need is especially noticeable in the study of literature – a subject in which it is difficult to separate educational material from the historical and cultural context. In the current realities, modern teachers are extremely interested in the issue of additional forms of education. One of them is musical audio recordings – placed in the public domain, they are easy to find and use in the classroom, which makes the learning process more rich and interesting. Even if the found material does not sufficiently correspond to the goals set by the school curriculum, there is always the possibility of adapting it through the use of modern technologies. This article aims to theoretically substantiate the principle of interdisciplinary interactions between music and literature within the educational process. The tasks include: analysis of the connections existing between literature and music; suggesting ways to use music while studying literature at school. At the same time, the authors of the article proceed from the fact that music (musical accompaniment to works of literature) is another special form of artistic text (along with literary reading, pictorial illustrations for works, stage and cinematic interpretations of literary works). With each new form, a new interpretation of any work arises. New content appears, so a work of art cannot be judged only by its special forms (reading a work cannot be replaced, for example, by listening to its musical interpretation).

Full Text

К безусловной пользе применения музыки при изучении литературы можно отнести следующее:

  • Нестандартный урок более интересен ученикам: благодаря ему они запоминают больший объем информации, нежели во время традиционного чтения учебника или рассказа учителя. Более того, подобные занятия повышают эрудированность воспитанников и расширяют их общеэстетический кругозор.
  • Применение инновационных технологий приводит к ревалоризации учебного процесса. Ученики становятся мотивированнее, стремятся самостоятельно узнать новую информацию, выходящую за пределы школьной программы, и впоследствии поделиться новыми знаниями с педагогом и сверстниками, создать собственные архивы аудиоматериалов.
  • Обсуждение проведенного нестандартного урока и его результатов развивает способности коммуникации, умение отстаивать собственную позицию и четко излагать мысли.

Взаимосвязь между музыкой и литературой безусловна. Так, ее можно проследить в произведениях литературы, содержащих в основе тему музыки: таковы маленькая трагедия А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери», цикл «Арфы и скрипки» и поэма «Двенадцать» А. А. Блока, повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет» и т. п.

Стоит также заметить, что художественное слово насыщается наибольшим поэтизмом и музыкальностью в лирических произведениях, где передается вся буря движения чувств за счет более сильной ритмической организованности. Известный критик В.Г. Белинский полагал: «Лирическое произведение не есть одно и то же с музыкальным произведением, но в их основной сущности есть нечто общее» (Белинский 1954: 15). Тем не менее, и через прозу можно передать музыкальность посредством ритма и внутренней создаваемой мелодии, но «услышать» ее не так легко: чаще всего она прослеживается подспудно, а спектр музыкальных ощущений раскрывается мимолетно средствами слова, не передающими всю многогранность звуковых ассоциаций. Однако есть и отдельный вид мастеров слова, способных даже в тишине воплотить наивысший уровень мелодичности, как это сделал А.И. Куприн в своем цикле очерков «Листригоны».

Конечно, затрагивая тему музыкальности прозы, нельзя не вспомнить и И.С. Тургенева, который ощущал музыкальные наслаждения как высшие. Пожалуй, в Яшке-Турке из рассказа «Певцы» И.С. Тургенев показал своего рода апогей музыкальности, передаваемой искусством слова через раскрытие не только тонкостей мелодичности голоса героя, но и через глубокое образное описание психологизма персонажей: «…редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нём была и неподдельная глубокая страсть… русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны» (Тургенев).

Безусловно, в литературном произведении читатель ощущает музыку при помощи слова и создаваемого им художественного образа.

Итак, мы разобрались в тесноте взаимосвязи литературы и музыки, но для полноты понимания подобной корреляции стоит точнее обозначить виды их взаимосвязи. С.П. Шер приводит 3 вида:

  1. Симбиоз музыки и литературы (вокальная музыка)
  2. Литература и музыка (программная музыка)
  3. Музыка в литературе (Цит. по: Брузгене 2009: 94)

Под симбиозом двух обсуждаемых нами видов искусств подразумевается вокальная музыка, однако здесь возникают нетривиальные вопросы относительно главенства мелодии или слова, а также различных видов взаимодействия художественного образа и звучания в их единстве. Тем не менее, вне зависимости от характера взаимосвязи литературы и музыки в контексте их симбиоза чаще всего под вокальным творчеством подразумевается именно наделенное сознательными словесными элементами музыкальное искусство, не поэтическое. Однако отметим, что исчезновение слов в композиции приводит к потере содержательной стороны, из-за чего вся музыка, созданная для пения (речь идет о попурри, романсах, кантатах и т. д.) приняла бы вид вокализма (Иванов, Тарасенко, Чунихин).

А вот литература в музыке – это уже переложение классических литературных произведений (как русских, так и зарубежных) в музыкальные версии. Однако здесь возникают некоторые трудности в поиске фактологического материала относительно особенностей интерпретации художественных текстов композиторами, поскольку они, как правило, подвергают музыкальные произведения существенным изменениям. Например, опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила», где композитор полностью ликвидирует «игривость» и легкую пикантность, которые лейтмотивом пронизывают поэму А.С. Пушкина. А вот в пушкинском «Евгении Онегине» энциклопедическая широта П.И. Чайковским почти не раскрывается, поскольку композитор выводит на первый план любовную линию, акцентируя внимание на чувствах героев и их эмоциях.

Если речь идет о музыке в литературе, то под ней, как правило, подразумеваются композиции, упомянутые в литературных произведениях, которые изучаются в рамках школьной программы. Материалом исследования здесь предстает непосредственно литература, поскольку различные опосредованные приближения к мелодии воспроизводятся исключительно за счет литературной техники и использования различных языковых средств со стороны автора произведения. Если рассматривать этот вид взаимодействия музыки и литературы в рамках образовательного процесса, то естественно, при таком раскладе урок литературы обогатят подходящие аудиоиллюстрации, поскольку учащиеся, услышав определенные музыкальные фрагменты и комментарии к ним, будут иметь возможность глубже воспринять и интерпретировать содержание данных им художественных текстов.

Итак, резюмируем. Оба рассматриваемых нами вида искусства находят свое продолжение и завершение друг в друге. Два этих культурных пласта гармонично сосуществуют, взаимообогащая друг друга, а использование их связи в контексте образовательного процесса способно привести к динамичному совершенствованию художественного восприятия, а также к «аранжировке» малопонятных, но необходимых ученику механизмов, отражая образность коммуникации и конкретизацию. «Укрепление межпредметных связей» (Култышева 2023: 55) может способствовать лучшему пониманию художественного произведения на уроке литературы.

Поговорим о некоторых методах использования музыкальных композиций:

  1. Использование музыки для создания атмосферы изучаемой на уроке эпохи, что способствует более углубленному пониманию эмоций, мыслей и чувств персонажей, связанных с текущим историческим контекстом – в качестве примера возьмем уже упомянутую выше оперу П.И. Чайковского «Евгений Онегин».
  2. Мелодекламация. Иными словами, включение музыки в качестве фона для сопровождения лирических и прозаических произведений мелодией, помогающей в качественном эмоционально-чувственном восприятии создаваемых автором образов и художественного текста в целом. Для этого метода подходящей будет комбинация стихотворений Ф.И. Тютчева и фортепианный цикл П.И. Чайковского «Времена года».
  3. Применение музыкальных произведений в процессе проведения обзорных лекций биографичного характера. Здесь в качестве примера можно взять творческую историю А.С. Грибоедова, стоявшего у самых истоков зарождения русской классической музыки. Писатель занимался не только литературной, но и музыкальной деятельностью, оставив в своем наследии два дошедших до нас вальса: «Вальс ми минор» и «Вальс ля бемоль мажор».
  4. Проведение сравнительного анализа литературных и музыкальных образов, локальное исследование разницы их интерпретации в классическом восприятии художественного произведения и его трактовка со стороны композитора. Этот метод корректнее всего использовать на заключительных этапах изучения произведения. Например, в завершение изучения пушкинской повести «Метель» имеет смысл прослушать одноименную музыкальную иллюстрацию Г.В. Свиридова.
  5. Использование различных написанных на стихи определенных поэтов песен и романсов. Здесь стоит отметить, что интересным будет использование не только классических музыкальных композиций, но и современной музыки, в том числе и кавер-версий, написанных на лирические произведения. Например, песня группы «Сплин» «Маяк», вдохновленная посланием В.В. Маяковского «Лиличка! Вместо письма».

Помимо всего вышеперечисленного, следует подчеркнуть, что существует ряд уроков, где без использования музыки априори не обойтись: начиная от установленных по УНТ уроков, посвященных исторической и лирической песне, и заканчивая занятиями, где необходимо применение мультимедиа для обучающего образовательного эффекта в виде усиления наглядности.

Функции музыки на уроках литературы в школе разнообразны, и зависят они от того, к какому литературному роду принадлежит изучаемое произведение:

  • При изучении эпоса музыкальные композиции помогают «обнаружить авторский подтекст и создает возможность контакта ученика с авторским сознанием и замыслом» (Свирина 1993: 249).
  • При изучении драмы музыка «способствует пробуждению работы воображения ученика» (Свирина 1993: 249).
  • При изучении лирики использование музыки направлено на создание определенной эмоционально-психологической атмосферы посредством используемой музыкальной интерпретации художественного текста. По словам Н.М. Свириной, в таком случае «природа поэзии раскроется в своем истинном, музыкально-гармоническом звучании» (Свирина 1993: 249).

Таким образом, можно заключить, что совместное использование на уроках литературы в общеобразовательной школе музыки и литературы реализует следующие педагогические задачи: создание благоприятной для качественного восприятия атмосферы, экспансия эстетической апперцепции, многогранный анализ произведения и его художественных образов. Все это повышает эффективность подачи материала на уроке литературы и формирования УУД.

×

About the authors

Olga M. Kultysheva

Nizhnevartovsk State University

Author for correspondence.
Email: kultisheva@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0002-3916-9896

Doctor of Philology, Professor of the Department of Philology, Linguodidactics and Translation

Russian Federation, Nizhnevartovsk

Anastasia D. Malyutina

Nizhnevartovsk State University

Email: senreet2@gmail.com

4th year student 

Russian Federation, Nizhnevartovsk

References

  1. Belinskij, V.G. (1954). Polnoe sobranie sochinenij: V 13 t. T. 5. M.: Izdatel`stvo akademii nauk SSSR, 863 c.
  2. Bruzgene, R. (2009). Literatura i muzy`ka: o klassifikaciyax vzaimodejstviya. Vestnik Permskogo universiteta. Rossijskaya i zarubezhnaya filologiya. №6. S. 93-99.
  3. Ivanov I.S., Tarasenko V.B., Chunixin I.V. Vzaimosvyaz` muzy`ki i literatury`. Start v nauke. URL: https://school-science.ru/1/10/27795 (Data obrashheniya: 20.10.2023).
  4. Kolokol`ceva, E.N., Danovskij, A.V., & Dmitrieva, M.A. (1990). Mezhpredmetny`e svyazi pri izuchenii literatury` v shkole. M.: Prosveshhenie, 221 s. (Biblioteka uchitelya russkogo yazy`ka i literatury`).
  5. Kulty`sheva, O.M. (2023). Sovremennoe filologicheskoe obrazovanie v shkole: problemy` i perspektivy`. Nauchny`e issledovaniya i razrabotki 2023: gumanitarny`e i social`ny`e nauki: sbornik materialov XVIII-oj mezhdunarodnoj ochno-zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 8 fevralya, 2023. Moskva: Izdatel`stvo NICz «Imperiya», S. 55-58.
  6. Svirina, N.M. (1993). Muzy`ka kak sredstvo obraznoj konkretizacii i obraznogo obobshheniya na urokax literatury` v 10 kl. Dis. k. ped. n. SPb., 265 s.
  7. Turgenev, I.S. Pevcy. URL: https://clck.ru/32juD2 (Data obrashheniya: 20.10. 2023).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Kultysheva O.M., Malyutina A.D.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80962 от 30.04.2021 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies