Становление методики изучения стилистики русского языка
- Авторы: Закирова Г.М.1
-
Учреждения:
- Нижневартовский государственный университет
- Выпуск: Том 6, № 1 (2021)
- Страницы: 25-33
- Раздел: Отечественная филология и методика преподавания
- URL: https://filvestnik.nvsu.ru/2500-1795/article/view/89201
- ID: 89201
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья представляет собой исследование становления методики изучения стилистики русского языка. Цель – проследить зарождение методики изучения стилистики в трудах авторов, которые выбирали ее предметом своих исследований. В ходе работы, в процессе изучения разнообразных источников информации, стало известно, что многие ученые-филологи обращались к данной теме, например, В.В. Виноградов, А.И. Ефимов, М.Н. Лотина, А.Н. Веселовский, А.А. Потебня и многие другие. Статус самостоятельной науки стилистика получила в XX веке, вместе с тем, ее изучение интересовало людей намного раньше. Особое внимание в статье уделяется системам упражнений Т.И. Чижовой и С.Н. Иконникова, предназначенным для изучения стилистических особенностей текста. С.Н. Иконников обращал внимание на сочетание аналитических и творческих упражнений. Примечательной для нас оказалась система упражнений, разработанная Т.И. Чижовой. В ее системе два типа упражнений: упражнения на наблюдение за использованием фонетических, лексических и прочих средств речи; упражнения на наблюдение за стилями речи и их ключевыми особенностями. Внимания заслуживает тот факт, что Т.И. Чижовой отведена особая роль стилистическим упражнением в ее дидактическом комплексе. Она включает следующие виды упражнений: упражнения на анализ и изучение отдельных разделов науки, касающихся языка (фонетика, лексика и т. п.); упражнения на освоение отдельных стилистических принципов языка и в его разделах; упражнения на обучение связной речи; упражнения на осознание норм, характеристик отдельных стилей речи (научный, публицистический и др.).
Ключевые слова
Полный текст
Под стилистикой литературного языка стоит понимать отдельный раздел языкознания. В этом разделе преимущественно анализируются особенности функционирования единиц языка или их категорий, при этом акцент ставится на рамки литературного языка с учетом его функционального расслоения в различных условиях коммуникации. Также разделом анализируется функционально-стилевая система, традиционно называемая системой стилей языка (Филин 1973).
Более подробное определение стилистики как раздела языкознания можно обнаружить, обратившись к работам В.В. Виноградова. Он полагал, что стилистка – раздел, охватывающий все стороны языка (звуковой строй, грамматику, словарь и т. п.). Стоит отметить, что, по мнению В.В. Виноградова, стилистикой рассматриваются языковые явления не только с точки зрения взаимосвязей, но и с точки зрения исторического развития, функционального разделения. Также ученым отмечено, что стилистика как раздел рассматривает ряд особенностей языка в виде взаимосвязанной системы форм речевого общения (Виноградов 1963).
По мнение А.И. Ефимова, рассматриваемый нами раздел посвящен преимущественно анализу выразительности языка, закономерностям использования средств этой выразительности в различных по содержанию текстах. Он отмечал, что стилистика буквально посвящена эстетике слова. Сопоставляя раздел с грамматикой, он подчеркивал, что грамматика преследует в первую очередь цель обучения грамотному письму и речи (Ефимов 1696).
М.Н. Лотина, говоря о функциональном аспекте стилистики, отмечает, что ее целесообразнее всего рассматривать не только в качестве науки, касающейся средств выразительности, но и в качестве направления, касающегося закономерностей функционирования всей системы языка в целом (Трифонова 1999).
Статус самостоятельной науки, что важно отметить, стилистика получила в XX века. Вместе с тем, ряд вопросов, традиционно считающихся областью «введения» стилистики, начал интересовать людей намного раньше.
В качестве примера, подтверждающего этот факт, приведем свидетельство, согласно которому целенаправленно внимание организации средств языка проявляли творцы VII в. до н. э.
Во II в. до н. э. в Древней Индии начал создаваться популярный и известный сегодня труд Панини «Восьмикнижие». Это трактат с лингвистическим упором, касающийся правил и норм чтения. Традиция языка Индии происходит от ведийского, то есть языка текстов священных песен и гимнов, формул жертвенного характера. Именно ведический язык лег в основу требований, догм, касающихся речи. Она, как считалось, должна полностью соответствовать не только смыслу, но и звуковому содержанию; грамматике отводилась роль регулирования построения правильных высказываний.
Также стоит привести в пример Китай. Здесь филологическая наука берет начало в V–III в. до н. э. «Базисом» является традиция комментирования древнейших текстов. Цель традиции – обеспечение корректности понимания людьми текстов посредством толкования смыслов, заложенных в них. Примечателен тот факт, что чуть позже в Китае появилась легенда о «Бань Мань», существе в виде женщины, умеющей летать и общаться с богами, писать «ртом, предварительно набрав в него чернил». Считалось, что все древние записи являются «детищем» этой женщины, а чтение их и толкование – способ понимания божественного смысла.
Говоря о слове «стиль», стоит отметить, что его история восходит к античности. В переводе с греческого “stilos” – письмо, связанный с письмом. Такое определение использовалось применительно к специальным инструментам, используемым для письма на досках. Один конец «стилоса» был заостренным, другой – закругленным. Однажды современник Горация написал ему, что готов поделиться своими творениями, Гораций, приняв предложение, ознакомившись со стихами юного поэта, порекомендовал ему почаще переворачивать «стилос», намекая тем самым на «обработку манеры письма и стиля». В это время слово, использовавшееся ранее преимущественно для называния предмета, получило значение, близкое по значению к слову «стиль» (Дунаевская 2018).
Стиль сам по себе как понятие является нагруженным, оно используется в различных сферах жизнедеятельности (архитектура, одежда и т. п.).
В России сопутствующее понятие (также штиль) возникло в XVIII в. Оно связана с «Теорией трех штилей» М.В. Ломоносова.
Учение о трех стилях как таковое имеет многовековую историю. Некоторые античные риторики, учебники красноречия ряда государств, в том числе Руси, рассматривали преимущественно три стиля. Они традиционно различались по степени зависимости между материями, темами, предметами и жанрами. К примеру, высокая материя предполагает высокий жанр, высокий стиль. Все наоборот – для низкой. Каждый жанр при этом может сопровождаться одним из стилей, компромиссов нет. В высоком стиле создавалось множество героических поэм, од, средний стиль был характерен для дружеских писем, сатир, элегий; низкий же стиль использовался преимущественно при написании увеселительных эпиграмм и т. п. Такого рода регламентация для древности была своего рода постулатом, она способствовала упорядочению употребления различных языковых средств. Учение Ломоносова, основанное на трех стилях, внесло ощутимый вклад в развитие русской словесности. Однако предложенный им подход был спорно оценен современниками, но с течением лет идея великого автора заняла свое справедливое место, став торжествующей.
М.В. Ломоносов определял лингвистику в качестве инструмента борьбы с иностранными словами. Он был ярым противником заимствований, засорявших язык. В то время, когда дворяне и приезжие иностранцы считали русский язык скудным и не имеющим возможностей для развития, именно М.В. Ломоносов выступал за обратное: он считал, что русский язык безграничен, многогранен, велик и всемогущ. В своих работах он часто заменял заимствования русскими аналогами, вводил в обиход русские выражения для обозначения научных понятий, а прочно вошедшим в нормы русского языка иностранным выражениям подыскивал русскоязычные альтернативы. Вклад автора в нормализацию русского языка был огромен (Купина, Матвеева 2017).
Термин «стиль» возник в XIX веке в произведениях романтиков Германии, что обусловлено преимущественно популяризацией понятия «индивидуальность творчества».
Говоря об истоках современного подхода к осмыслению понятия, стоит отметить вклад Ш. Балли. Им вместе с прочими авторами издан «Курс общей лингвистики» Ф. де Соссюра. Ш. Балли полагал, что стилистика направлена на анализ и изучение эмоциональной экспрессии элементов языковой системы. Также им отнесены к области «ведения» стилистики принципы взаимодействия различных речевых компонентов. Он выделил три вида стилистики: общая, рассматривающая проблемы стилистики; частная, касающаяся экспрессивности языка; индивидуальная, направленная на выявление особенностей речевой экспрессии отдельных людей.
Основа стилистики как процесса рассматривается А.Н. Веселовским (Веселовский 1989) и А.А. Потебней. Им же принадлежит заслуга заложения базиса понятия. Как наука стилистика была оформлена усилиями В.В. Виноградова. В своем труде под названием «О языке художественной литературы» (1959) он отмечает, что в развитом литературном языке можно обнаружить различные стили; одни являются устойчивыми, другие нет. По данной причине им было высказано мнение о целесообразности организации словесного выражения. Также ученым отмечено, что стили формируются по принципам отбора, объединения сочетаний, мотиваций, выражений и конструкций. Таким образом, понятие «стиль» тесно связано с отбором и использованием языковых единиц (Потебня 2017).
Достаточно много времени вопросам культуры и стилистики речи посвятили и многие ученые, но вклад В.О. Винокура невозможно переоценить. В своих работах он детально и подробно рассматривал проблемы, касающиеся дифференциации стилей языка. Результатом его кропотливой работы стало возникновение ряда филологических дисциплин. Среди них: нормативная стилистика, историческая и др. (Винокур 2018).
Согласно мнению И.Г. Гальперина, один из предметов стилистики – совокупность языковых средств. Он отмечает, что они в своем взаимодействии с некоторыми нейтральными средствами языка несут эстетические данные, способствуют типологическому описанию текстов. Они также стилистически дифференцируются различными специфическими функциями, которые являются вытекающими из конкретных сфер общения (Гальперин 1981: 31-42).
Эта позиция находит выражение в ряде работ, посвященных стилистике языка и речи. Первые сконцентрированы на учении о языковых единицах с дополнительной окраской, вторые – функциональным стилям.
Стилистика направлена на изучение выразительных возможностей языковых единиц. Среди таких единиц стоит выделить экспрессивные, оценочные, эмоциональные и т. д. Стилистикой рассматривается в единицах языка не только содержательная сторона, соотносящаяся часто с реалиями, но и дополнительные оттенки, окраски, тона, буквально накрадывающиеся на понятие слов и речевых конструкций.
Принято выделять следующие типы стилистически окрашенных языковых единиц:
- Эмоционально-экспрессивные (средства, служащие передаче характера отношения, говорящего к предмету; выделяются положительные и отрицательные средства).
- Функционально-стилистические (средства, описывающие сферу общения, указывающие на употребление фраз, конструкций в различных речевых стилях).
Экспрессивная и функциональная окраска взаимосвязаны. Они проявляются в словах и речевых конструкциях единовременно. Стоит подчеркнуть, что отдельные виды экспрессии закрепляются за преимущественно разговорными единицами, другие же – за литературными.
В стилистике принято выделять такие направления: нейтральное, книжное и разговорное.
Стилистические свойства языка, которые преимущественно обусловлены нюансами функционирования, проявляются при этом в качестве и форме определенного стиля, рассматриваются традиционно стилистикой речи.
Такая наука, как стилистика речи, направлена на анализ преимущественно функциональной и стилистической дифференциации. Речь справедливее вести об определяемом извне различии приемов применения, частоты этого применения, а также сочетаемости отдельных средств языка в различных сферах общения и взаимодействия. Ключевая единица стилистической системы – определенный стиль. Этот тезис находит подтверждение во мнении О.В. Винокура.
Функциональные стили обусловлены особенностями различных сфер общения. С учетом этих различий и особенностей принято выделять следующие основных функциональные стили: научный, официально-деловой, разговорный и т. п.
Говоря о методах изучения стилистики, стоит отметить, что одной из первых систем упражнений стала та, которая была разработана С.Н. Иконниковым. Она включат в себя занятия аналитического характера, а также синтетические, то есть творческие упражнения.
Аналитические упражнения – одни из самых важных компонентов в обучении стилистическому анализу. Они могут быть использованы на различных стадиях обучения. Разновидности анализа:
– распознание стилистических явлений (часто используется на первом этапе обучения языковым средствам, а также при закреплении материалов; цель – предупреждение смешения средств языка. пример – рекомендации ученикам разграничить вопросную и ответную формы изложения и т. п.);
– сопоставление (речь о сопоставлении различных языковых средств, сочетающихся с грамматико-пунктуационным разбором; также можно говорить о сопоставлении черновых и чистовых вариантов текстов, что способствует осознанию позиции автора, сделанных им правок; еще одно направление в данном контексте – сопоставление текстов в функционально-стилистическом отношении. Подход применяется для демонстрации зависимости выбора тех или иных языковых средств от внелингвистических, образующих стиль факторов);
– стилистический эксперимент (направлен на сопоставление, однако варианты для этого должен искать непосредственно обучающийся; для реализации эксперимента необходимо, чтобы ученик заменил использованное в тексте слово или же речевую конструкцию близкими по значению);
– определение стиля речи с мотивировкой (преследует цель обучения осмысленному восприятию особенностей текстов вне зависимости от их стилей и жанров).
План стилистического анализа текста:
- Определение задачи.
- Установление сферы применения.
- Выявление стилеобразующих характеристик.
- Описание своеобразия языковых средств.
- Определение жанровой принадлежности (Иконников 1979).
Разновидности синтетических упражнений:
- Редактирование:
– посредством синонимичных слов;
– посредством введения в речь различных оборотов и слов, речевых конструкций;
– посредством «удаления» лишних слов, плеоназмов и оборотов, не несущих смысловой нагрузки.
- Конструирование предложений (зависит от особенностей стилистического задания; оно позволяет развить навык создания предложений, заполнения их единицами лексики и т. д.).
- Изложение-миниатюра по заданию (материалы для таких заданий необходимо подбирать с учетом конкретных задач, они должны быть интересными со стилистической точки зрения; также задания могут сопровождаться предварительным проведением анализа. Обучающимся нужно предложить написание изложений не только в классных условиях, но и во время досуга).
- Стилистические этюды (предполагают создание небольших высказываний в различных стилях и жанрах; этюды могут быть частями сочинений, формами небольшого объема, их подготовка должна проводиться после проведения предварительного анализа текстов. Цель – содействие ученикам в части написания собственных текстов).
Так, в процессе развития стилистических навыков одинаково важны упражнения не только аналитического, но и творческого характеров. Мастерство педагога в данном контексте сводится к своевременному переключению между отдельными занятиями, что станет надежной основой для развития коммуникативных навыков и умений учеников.
Стоит выделить также систему, разработанную Т.И. Чижовой. Упражнений в ее системе два типа:
– упражнения на наблюдение за использованием фонетических, лексических и прочих средств речи;
– упражнения на наблюдения за стилями речи и их ключевыми особенностями.
С учетом способа действий учеников в рамках выполнения упражнений, основанных на материале, предложенном Т.И. Чижовой, принято выделять несколько следующих далее групп:
– распознавание, направленное на выявление различных средств стилистики в целенаправленно подготовленном материале;
– выявление функций, которые отводятся различным средствам в текстах или речевых конструкциях;
– самостоятельный подбор ребятами материалов для работы, их описание, дача характеристик с позиции уместности применения того или иного средства;
– использование учениками различных стилистических средств в их самостоятельной речи;
– редактирование, корректура и уместное исправления тексов, являющихся негативными.
Особую роль Т.И. Чижова отводит стилистическим упражнением в ее дидактическом комплексе и включает следующие виды упражнений:
– упражнения на анализ и изучение отдельных разделов науки, касающихся языка (фонетика, лексика и т. п.);
– упражнения на освоение отдельных стилистических принципов языка и в его разделах;
– упражнения на обучение связной речи;
– упражнения на осознание норм, характеристик отдельных стилей речи (научный, публицистический и др.) (Чижова 1987).
Таким образом, можно заключить, что для стилистики как раздела языкознания, характерна продолжительная история развития и существования. Вместе с тем, важно отметить, что одним из основных методов исследования стилистики являются именно упражнения.
Об авторах
Гузель Маратовна Закирова
Нижневартовский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: guzelka-1410@mail.ru
Россия, 628609, г. Нижневартовск, ул. Мира, д. 3б, ауд. 305
Список литературы
- Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. 404 с.
- Виноградов В.В.Стилистика. Теория поэтической речи. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. 255 с.
- Винокур Г.О. Культура языка. М.: Editorial URSS, 2018. 352 с.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Логос, 1981.
- Дунаевская О.В. О стилях русского языка. Учебное пособие. М.: Либроком, 2018. 130 с.
- Ефимов А.И. Стилистика русского языка. М.: Просвещение, 1969. 262 с.
- Иконников С.Н. Стилистика в курсе русского языка (VII–VIII классы). М.: Просвещение, 1979. 300 с.
- Купина Н.А, Матвеева Т.В. Стилистика современного русского языка. М.: Юрайт, 2017. 416 с.
- Потебня А А. Слово и предложение. Введение в теорию. М.: Красанд, 2017. 128 с
- Трифонова, Г.М. Формирование учебно-научной речи учащихся 8-9 классов на уроках русского языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. 16 с.
- Филин Ф.П. О структуре современного русского литературного языка // Вопросы языкознания. 1973. № 2. С. 3-12.
- Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистики в средней школе. М.: Просвещение, 1987. 176 с.
Дополнительные файлы
