К вопросу о категоризации мира в современном американском романе

Обложка
  • Авторы: Куликова Д.М.1
  • Учреждения:
    1. Государственный социально-гуманитарный университет
  • Выпуск: Том 6, № 1 (2021)
  • Страницы: 83-87
  • Раздел: Иностранная филология и методика преподавания
  • URL: https://filvestnik.nvsu.ru/2500-1795/article/view/89218
  • ID: 89218

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматривается одно из направлений когнитивной лингвистики – лингвопсихологическое, призванное исследовать категоризацию мира и характерные особенности картины мира. В статье также приводится разграничение понятий «концептуализация» и «категоризация». Одной из категорий данного направления лингвистики является категоризация, суть которой – получение информации и распределение ее по категориям знаний, для чего требуется структурировать происходящие явления и процессы. В работе представлено графическое изображение процесса категоризации и включение новых знаний в полученный в прошлом опыт. Делается вывод о том, что исследуемый процесс сложен, в его основе лежат множество мыслительных операций. На примере психологического романа Э. Донохью «Комната» был проведен анализ ситуаций, в которых находился один из главных героев, пятилетний мальчик Джек, определялись его способы категоризации мира, и были приведены примеры таких ситуаций. Одной из важнейших проблем, описанных в данной книге, является проблема коммуникации героев с другими людьми, а именно, ее нехватка. Мальчик вырос в комнате, для него то, что не расположено в ней, находится в открытом космосе. Предметы и живые существа, которые он видит на экране телевизора, – живые; он не понимает, почему в телевизоре его любимый мультфильм про рыбку Дору нарисованный, а персонаж – вымышленный. Таким образом, автор приходит к выводу о том, что категоризация мира мальчиком происходит на основе предшествующего опыта, в результате изолированности его от внешнего мира, процесс категоризации нарушен.

Полный текст

В течение нескольких десятилетий когнитивная наука шагнула далеко вперед: если раньше исследователи больше внимания уделяли связи языка и мышления, сознания, то на сегодняшний момент все большее значение приобретают дискурсивные исследования, анализ концептов и др. Существует два принципиально разных направления когнитивной лингвистики, выделенные А.В. Рудаковой:

  1. компьютерное;
  2. лингво-психологическое.

В центре нашего внимания находится исследование второго направления. По мнению А.В. Рудаковой, в лингво-психологическом направлении когнитивизма «опираются на данные естественной категоризации мира и изучаются особенности наивной картины мира, обыденного сознания» (Рудакова 2004: 14). Следует отметить, что при данном подходе важно взаимодействие с окружающим миром, поскольку оно дает ясное представление о главных знаниях о мире, хранящихся в языке.

Основными категориями направления лингвистики, о котором мы говорим, являются «концепт, категоризация, концептуализация, концептосфера» (Рудакова 2004: 23). Рассмотрим отличительные особенности категоризации и концептуализации. Согласно «Краткому словарю когнитивных терминов», концептуализация – это «...один из важнейших процессов познавательной деятельности человека, заключающийся в осмыслении поступающей к нему информации и приводящей к образованию концептов, концептуальных структур и всей концептуальной системы в мозгу человека» (Краткий словарь когнитивных терминов 1996: 93). Помимо этого, концептуализация представляет собой «процесс накопления и репрезентации действительности в коммуникативных актах» (Дзюба 2018: 34). Категоризация основана на осмыслении человеком определенных событий, состояний, в результате чего формируется когнитивная единица, которая укореняется в полученном человеком опыте, распределяя его внешний и внутренний мир. В основе данного осмысления лежит мышление операциями: сравнением, обобщением, установлением сходства и различия и т. д. Как считает В.А. Маслова, категоризация – это «когнитивное расчленение реальности, сущность которой заключается в делении всего онтологического пространства на различные категориальные области. Это структурирование мира, акт отнесения слова / объекта к той или группе, либо установление иерархических отношений» (Маслова 2008: 41). Категоризация – это «лингвоментальный процесс членения онтологического пространства на отдельные ячейки, включающие совокупность объектов на основании общности некоторых признаков» (Дзюба 2018: 34).

Образование категории тесно связано с формированием концепта или группы концептов, вокруг которых она строится, т.е. с выделением набора признаков, выражающих идею подобия или сходства объединяемых единиц (Краткий словарь когнитивных терминов 1996: 42-47). Образно процесс категоризации можно представить в виде схемы, представленной на рисунке.

 

Рис. Образование категорий и включение их в полученный в прошлом опыт

 

Способность человека к классификации явлений окружающей действительности, группировать их, распределять по разным категориям говорит о стремлении систематизировать мир, раскладывать знания «по полочкам» с целью организации происходящих событий.

Рассмотрим, как происходит категоризация мира на примере романа американской писательницы Эммы Донохью «Комната» (2010). Выбор данной книги в качестве материала исследования категоризации мира одним из главных героев обоснован тем, что в произведении упор делается на изменение картины мира персонажем, переосмыслении полученных знаний, поэтому, несомненно, происходит перестройки процесса категоризации увиденного и услышанного. В произведении автор уравновешивает сенсационный поворот своего воображения с более консервативной темой материнства. Роман рассказывается с точки зрения пятилетнего мальчика, который повествует о том, как он находился с мамой в маленькой комнате, прежде чем, наконец, его освободили и выпустили в мир.

Коммуникация и способы общения становятся важной темой в этом романе. Выросший в Комнате только с Ма, Джек научился общаться в этом контексте, и поэтому становится почти неспособным правильно общаться с внешним миром, в котором существует множество различных социальных правил, с которыми он не знаком. Самый очевидный пример – это взаимодействие Джека с телевизором; по его мнению, он знает, что реально, а что вымышленное. Например, “This morning it’s Dora, yippee. … Germs are real, and blood. Boys are TV but they kind of look like me, the me in Mirror that isn’t real either, just a picture. Sometimes I like to undo my ponytail and put all my hair over and worm my tongue through, then stick my face out to say boo” (Donoghue 2010: 39-40). По мнению мальчика, когда старый Ник уходит в аптеку за таблетками, он отправляется в телевизор: “When he’s not here, in the daytime, you know what? He actually goes in TV. That’s where he got our killers in a store and brung them here” (Donoghue 2010: 44). Следовательно, можно утверждать о том, что у Джека неправильно сформированы категории «настоящее», «ненастоящее». Самым удивительным для ребенка оказалось то, что в телевизоре, на самом деле, изображены реальные люди и вещи, а за пределами комнаты находятся леса, дома. По мнению мальчика, вне комнаты находится открытый космос, и все предметы, соответственно, летают во вселенной.

Когда он сталкивается с внешним миром, он должен изменить то, как он общается с людьми и объектами, которые, как он первоначально думал, были только притворством. Когда он сбегает, офицер полиции должен понять, как Джек видит мир. Он не знает основных определений внешнего мира, таких как «сад»; все, что он знает, это «Комната». Таким образом, эта тема общения тесно связана с языком. Выученный язык Джека полностью адаптирован к его и матери существованию в Комнате, поэтому не подходит при адаптации во внешнем мире.

Принимая все вышесказанное во внимание, можно сделать вывод о том, что в современной когнитивной лингвистике все больше внимания уделяется исследованиям концептов, категоризации и концептуализации мира. Категоризация мира, представляющая собой деление всей действительности на различные категориальные области, строится пятилетним Джеком неверным образом: изолированность его и мамы привела к тому, что он неправильно классифицирует предметы: не может отличить «настоящее» от «ненастоящего», «живое» от «нарисованного».

×

Об авторах

Дарья Михайловна Куликова

Государственный социально-гуманитарный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: culikowa.dascha2011@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-1645-5299
Россия, 140410, г. Коломна, ул. Зеленая, д. 30, ауд. 426

Список литературы

  1. Дзюба Е.В. Когнитивная лингвистика. Екатеринбург, 2018. 280 с.
  2. Кубрякова Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: Издательство МГОУ, 1996. 245 с.
  3. Рудакова А.В. Когнитология и когнитивная лингвистика. Воронеж: Истоки, 2004. 80 с.
  4. Donoghue E. Room. Kindle Edition, 2010. 321 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. Образование категорий и включение их в полученный в прошлом опыт

Скачать (93KB)

© Куликова Д.М., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80962 от 30.04.2021 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).