ПРОТОЛОГИЗМЫ КАК ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ В СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Лексика русского языка представляет собой наиболее изменчивый языковой пласт, новая лексика как отражение современных политических, культурных и социальных изменений представляет интерес для различных направлений современной лингвистической науки и, на наш взгляд, может быть неординарным материалом при изучении лексических норм и стилистических особенностей современного русского языка. Использование в качестве языкового материала новой, авторской лексики (протологизмов) может быть нацелено на проверку как теоретических знаний студентов по русскому языку, так и умения применять эти знания при определении лексического значения слова, взаимосвязи способов словообразования со значением нового слова, его экспрессивной функции, морфологического значения и возможности сочетания с другими словами для включения в структуру высказывания в зависимости от сферы общения. Целью данной статьи представляется описание способов включения в содержание дисциплины «Русский язык и культура речи» особой категории слов: авторской лексики (протологизмов). Мы предполагаем, что данный языковой материал может быть использован для систематизации знаний студентов о лексических нормах современного русского языка и стилистических особенностях этих слов. Объектом исследования в рамках данной статьи являются протологизмы как лексические единицы, представляющие собой разновидность новой лексики современного русского языка; предметом исследования - возможность их использования в качестве языкового материала для обучения лексическим и стилистическим особенностям русского языка. Языковой материал был собран методом сплошной выборки из раздела «Протологизмы», представленного в проекте «Слово года» на сайте «Сноб.ру» за 2017, 2018 и 2019 год.

Полный текст

Пополнение словарного запаса осуществляется не только путем заимствования лексических единиц, но и путем словотворчества носителей русского языка, результатом которого становится «появление значительного числа неологизмов и так называемых авторских окказионализмов» (Степанова 2019: 43), которые дают возможность появлению в языке новой категории слов - протологизмов. Понятие «протологизм» определено М.Н. Эпштейном как новое слово, предложенное его автором для введения в язык, но еще не нашедшее применения у других авторов, не закрепившееся в качестве неологизма (Эпштейн 2019); так же, как и окказионализмы, они представляют собой группу индивидуально-авторских слов, однако возникают не в рамках определенного контекста с целью художественной выразительности, а автономно - как реакция на событие, явление. Таким образом, протологизм, являясь индивидуально-авторским новообразованием, тем не менее не включается в речевую практику, а сразу становится категорией языка. Вопрос о месте протологизмов в терминологической системе русского языка и о появлении в науке данного термина представляется дискуссионным, как, впрочем, и закрепление самих протологизмов в лексической системе, тем не менее, данное явление вызывает научный интерес: существуют исследования социолингвистических проектов как источников сведений о неологических процессах в русском языке и протологизмов как нового языкового явления (Мельник 2018; Цыганова 2015). Кроме того, интерес носителей русского языка к словотворчеству достаточно активный, что подтверждается их участием в проектах «Слово года», «Словарь перемен», «Словарь года», функционирующих в социальной сети Facebook, в которых фиксируются авторские нововведения; при этом нельзя не заметить, что большинство этих слов имеют яркую общественно-политическую окраску. Протологизмы, возникающие в современном русском языке, используются в качестве креативного и остроумного эмоционального отклика на события, затрагивающие жизнь государства и общества, в них присутствует авторская образная система. Необычные слова, создающиеся «по законам красоты», с каким-то новым образом, идеей, интересным сочетанием морфем используются для наименования новых понятий, процессов или явлений (Мельник 2018). Изучение лексических норм современного русского языка, а также связанных с лексикой стилистических норм имеет немаловажное значение в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи», которая включена в обязательный минимум высшего образования, определенного ФГОС ВО, и формирует базовые компетенции, необходимые при изучении других дисциплин учебного плана как для филологических профилей, так для нефилологических. Возможность включения новой лексики, в том числе и авторской (протологизмов) в изучение отдельных разделов дисциплины «Русский язык и культура речи» может дать возможность обучающимся не только пополнить свой тезаурус, но и проанализировать возможность данных слов адаптироваться в системе современного русского языка. Поскольку основной функцией лексической единицы является номинативная, понимание семантики слова достаточно важно для эффективной коммуникации. Появление нового слова (как заимствованного, так и созданного по правилам русского словообразования) прежде всего должно правильно пониматься носителями языка и, как следствие, правильно сочетаться в речевом потоке с другими словами. Акцентируем внимание на том, что изучение лексического состава русского языка, а также его грамматических и стилистических особенностей необходимо на базе общеупотребительной лексики, которая в той или иной степени частотна в современном русском языке, но нельзя исключать и тот факт, что приток новых слов в русский язык постоянно увеличивается, поскольку именно лексика представляет собой активно изменяющийся уровень языковой системы, отражая в языке внеязыковые изменения. Эти изменения неизбежны, т. к. тесно связаны, во-первых, с внешним миром, во-вторых, с меняющимися потребностями говорящего. В связи с этим авторская лексика, предложенная носителями русского языка для включения в его систему, может быть использована для определения и развития уровня языковой интуиции молодого поколения, понимания, какие факторы способствуют появлению таких слов, прогнозирования возможности их распространения и внедрения в языковую систему. Мы предлагаем варианты включения новой лексики (как общеизвестной, так и неизвестной) в процесс изучения лексических норм современного русского языка, а также связанные с этими нормами особенности их орфографии и словообразования (отметим, что способ словообразования может быть непосредственно связан со значением слова). Включение в структуру дисциплины авторских слов может быть мотивировано целью развивать языковую интуицию, основанную на взаимосвязи способов словообразования и формированием нового значения слова. Студентам можно предложить ряд протологизмов (слов и словосочетаний), объединенных тематикой, например, интернет-коммуникация: фейсдельничать, кликаньки-лайканьки, перепости-поле и сетячий образ жизни. Попросить их предположить, какое лексическое значение имеют эти слова, и порассуждать над тем, какие особенности этих новых слов дали возможность предугадать их значения. Для выполнения этого задания студентам необходимо, во-первых, знать уже имеющиеся в русском языке слова: фейсбук и бездельничать, хиханьки-хаханьки, перекати-поле; и устойчивое словосочетание «сидячий образ жизни», по аналогии с которыми были образованы новые слова-протологизмы. Во-вторых, знать способы словообразования, которые дали возможность создать новые слова и придать им соответствующие значения. При изучении прямого и переносного значения слова можно также предложить порассуждать над тем, как изменилось значение входящих в структуру элементов протологизма сердечно-засудистая система, значение которой заключается в следующем «судебная система с бессердечным, обвинительным уклоном», по сравнению со значением производящего словосочетания «сердечно-сосудистая система». Таким образом, обучающимся нужно проанализировать прямое и переносное значение слова сердечный, основа которого является частью лексемы сердечно-сосудистый и сердечно-засудистый, а также сравнить значение входящего в предложенные словосочетания лексемы система. Можно также предложить проанализировать изменение стилистической окраски данных слов. Возможности и средства разных уровней языковой системы, их стилистические значения и окраска (коннотации), закономерности употребления языка в разных сферах и ситуациях общения и своеобразная организация речи, специфическая для каждой сферы, являются центральным предметом изучения стилистики (Русский язык и культура речи… 2012: 351). Вопросы, связанные со стилистическими особенностями процесса коммуникации, непосредственно связаны не только с системой языка, но и с культурой речи, поэтому изучение стилистических особенностей представляется нам важным в изучении дисциплины «Русский язык и культура речи». Включение новой авторской лексики в изучение стилистических особенностей может позволить обучающимся определить, в какой сфере общения наиболее частотно проникновение неологизмов современного русского языка, из каких сфер может происходить пополнение словарного запаса, стать определенным этапом формирования коммуникативной компетенции. Следует согласиться с Ю.А. Мельник в том, что широкие возможности для формирования коммуникативной компетенции обучающихся предоставляют медиатексты, по причине не только своей актуальности, злободневности, но и активного внедрения в повседневную жизнь современного общества. Ю.А. Мельник указывает ряд причин активного использования неологизмов в медийном дискурсе, одна из которых заключается в том, что большая их часть, фигурирующая «в медийных текстах, является лексическими и представляет собой обозначение новых реалий или заимствование из других языков, что часто придает сообщениям большую престижность» (Мельник 2018: 117). Правильный выбор медиатекста может пополнить знания обучающегося в области развития языка и его стилистических особенностей, дать возможность обсудить не только содержание текста, но и его лингвистические особенности. Такое обсуждение текста, на наш взгляд, способствует формированию понимания композиции текста, способов выражения авторской позиции, стилистики текста, а также формированию навыков грамотного подбора языковых единиц в тексте. Новые слова обладают большей смысловой емкостью и важной стилистической ролью в тексте, дают возможность включиться в языковую игру. Протологизмы представляют собой единицы оценочного характера, с их помощью можно выражать уверенность, вероятность, категоричность, эмоциональность и др. В речи значительную часть лексического состава составляют оценочные смыслы, в связи с чем изучение таких лексических единиц имеет большое значение для развития речи и для понимания жизни языковой системы. Задания, связанные с анализом стилистических особенностей лексических единиц в тексте, могут включать поиск подобных единиц, анализ их коннотативного значения и стилистической значимости. На первом этапе изучения стилистических особенностей слов можно предложить обучающимся упражнения по определению стилистический окраски протологизмов и их включению в ряд стилистических синонимов. В качестве примера приведем следующие упражнения: 1. События, происходящие в современной жизни, послужили для активной творческой части населения России поводом к созданию новых авторских слов для включения их в состав русского языка. Такие слова называются протологизмами. Определите, в какую сферу общения (официальную, научную, публицистическую или разговорную) могут быть включены эти слова, подберите к данным словам стилистически нейтральные синонимы или синонимы, имеющие альтернативную стилистическую окраску: хронопат (тот, кто живет не в ладу со временем, постоянно опаздывает, нарушает сроки), пенсиянин (россиянин, доживший до реформированной пенсии), рэпейник (место где читают Рэп), дармолюб (по аналогии с дармоедом); незомбисимость (способность противостоять зомбированию). 2. На сайте «Сноб.ру» в разделе «Протологизмы» представлены авторские слова, предложенные носителями языка как реакция на определенные события. Проанализируйте стилистическую окраску этих слов (выберите список, опубликованный в 2017, 2018 или 2019 году), предположите, в какой сфере коммуникации употребление этих слов было бы уместно. Подумайте, какое эмоционально-экспрессивное значение могу придавать высказыванию эти слова. 3. В приведённых ниже высказываниях определите, какое значение имеют протологизмы (выделенные курсивом слова), какую эмоционально-экспрессивную функцию выполняют. Подумайте, к какому стилю - книжному или разговорному - можно отнести протологизмы, какую цель выполняют в высказывании: Наша бравая бо-бо-гвардия провела парад автозаков (И. Солодухина). А в голове только кликаньки да лайканьки... (С. Аркавин) Оратор, злоупотребляющий руковычками, напоминает танцующего (К. Армов). Данные задания нацелены на развитие у обучающихся навыка определять стилистическую окраску и коннотативное значение слова - видеть место слова в лексической системе русского языка. С целью повышения коммуникативной компетенции обучающихся могут быть полезны задания на создание текста, когда на основе опорных слов обучающийся должен составить предложение, связный текст или диалог. Например: Составьте текст (диалог), используя слова, приведенные ниже. При составлении текста подумайте, какая тема объединяет слова в каждой предложенной категории, в какой сфере общения могут быть уместны данные слова: 1) Сердечно-засудистая система; эктремемист. 2) Фейсдельничать, сетячий образ жизни, клоакомменты. 3) Медиюка, перепости-поле. 4) Дать отгугл, бомжевать на лаврах. Следует уточнить, что, если предложенные слова не были использованы ранее, например, при изучении лексического значения слова, необходимо познакомить обучающихся с семантикой данных единиц для точного использования их в речи. Возможность включения новых слов, в том числе и протологизмов, в изучение лексики современного русского языка представляется нам этапом, который дает обучающимся возможность обобщить полученные теоретические знания и продемонстрировать умение практического их применения при анализе лексической системы языка. Изучение стилистических особенностей речевых высказываний приставляет собой один из этапов изучения лексических норм русского литературного языка, а также качеств культуры речи - места внелитературных языковых разновидностей в коммуникативной ситуации. Включение протологизмов русского языка не является обязательным элементом дисциплины, однако может быть использовано в качестве дополнительного материала при наблюдении за развитием стилистики русского языка на современном этапе.
×

Об авторах

Л. В Коростелева

Нижневартовский государственный университет

кандидат филологических наук, доцент

Список литературы

  1. Мельник Ю.А. Социолингвистические проекты «Слово года» как источник сведений о неологических процессах в современном русском языке: Дис. … канд. филол. наук. Омск, 2018.
  2. Русский язык и культура речи: учебное пособие для студентов вузов / М.В. Невежина, Е.В. Шарохина, Е.Б. Михайлова и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
  3. Степанова М.А. Языковая реализация категории событийности: неологизмы/окказионализмы // Нижневартовский филологический вестник. 2019. № 1. С. 42-45.
  4. Цыганова Н. Д. Полиаспектное описание неолексем (по материалам словотворческих интернет-сайтов): Автореф. дис. … канд. филол. наук. Абакан, 2015.
  5. Эпштейн М.Н. Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна URL: https://subscribe.ru/catalog/linguistics.lexicon (29.04.2020).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Коростелева Л.В., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80962 от 30.04.2021 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).