Концепт «жизни» в классической философии международного права (Т. Гоббс, Г. Гроций, Д. Вико)
- Авторы: Каракулян Э.А.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский Нижегородский государственного университет им. Н. И. Лобачевского
- Выпуск: № 3 (2025)
- Страницы: 58–67
- Раздел: Правовая, политическая, философская и религиозная мысль
- URL: https://filvestnik.nvsu.ru/1026-9452/article/view/683017
- DOI: https://doi.org/10.31857/S1026945225030055
- ID: 683017
Цитировать
Аннотация
Период трансформации международной системы, переживаемый в настоящее время, делает необходимым поиски иных или новых подходов к предмету международно-правового регулирования. Современное международное право следует трактовать преимущественно как право межцивилизационное. В этом контексте необходимо рассмотреть концептуальные и теоретические основания комплексной доктрины витальных прав человека, народов и государств, важной и существенной для понимания основных вопросов философии международного права в новых условиях. Если суверен Т. Гоббса узурпирует идею жизни, а в теории Г. Гроция появляются элементы международной социальности в планеразнообразия суверенных «образов жизни», то антропологический и цивилизационный подход Д. Вико к содержанию и сущности «права народов» содержит первоначальные попытки выхода за рамки линейно-универсалистских логик эпохи Просвещения, определивших в будущем про-колониальные дискурсы в науке международного права, критика которых становится актуальной и в современных условиях международного кризиса.
Ключевые слова
Полный текст

Об авторах
Эмиль Альбертович Каракулян
Национальный исследовательский Нижегородский государственного университет им. Н. И. Лобачевского
Автор, ответственный за переписку.
Email: isoforma@yahoo.fr
кандидат юридических наук, доцент кафедры европейского и международного права юридического факультета
Россия, 603106 г. Нижний Новгород, проспект Гагарина, д. 23Список литературы
- Альтузий И. Политика. URL: https://www.rulit.me/books/politika-read-62654-1.html (дата обращения: 31.03.2024).
- Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. М. – Киев, 1994. С. 19, 80, 99, 100, 104, 110, 114, 149, 159, 164, 165, 169, 196, 226, 237, 1209.
- Гоббс Т. Левиафан. М., 2001. С. 11, 37, 56, 73, 96–98, 113, 114, 117, 118, 138, 143, 161, 177, 200, 246.
- Гроций Г. О праве войны и мира. Репринт, с изд. 1956 г. М., 1994. С. 19, 48, 49, 52, 62, 63, 84, 85, 87, 90, 92, 105, 128, 161, 188, 193. 212, 312, 318, 420, 439, 519, 551, 552, 603, 722, 730, 816, 823.
- Каракулян Э. А. Доктрина витальных прав человека, наций и народов в контексте философии международного права // Вестник НУ им. Н. И. Лобачевского. 2022. № 2. С. 43–52.
- Шмитт К. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса / пер. с нем. Д. В. Кузницына. СПб., 2006.
- Althusius J. Politica. An Abridged Translation of Politics Methodically Set Forth and Illustrated with Sacred and Profane Examples, ed. and Trans. Frederick S. Carney. Foreword by Daniel J. Elazar (Indianapolis: 1995 Liberty Fund). URL: https://oll.libertyfund.org/titles/althusius-politica (дата обращения: 31.03.2024).
- Guilhot N. (2010). American Katechon: When Political Theology Became International Relations Theory. Constellations, 17 (2). Pp. 224–253. URL: https://doi.org/10.1111/j.1467-8675.2010.00586.x (дата обращения: 31.03.2024).
Дополнительные файлы
