БУЛЛИНГ В ШКОЛЕ КАК КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА И УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ


Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Настоящая статья посвящена изучению такого социального явления как агрессивная травля в школьном коллективе. Проявление буллинга в виде запугивания, оскорблений, постоянной негативной оценки, физического террора сказывается на социально-психологической специфике подростка. Подростковая травля сегодня усиливает черты агрессивно-жестокого характера, проявляющегося в увеличение временных и качественных показателях «преследования жертвы». В статье подчеркивается многолетний вклад норвежского психолога Д. Ольвеуса в введении буллинга в психологическую науку. Буллинг в школе определен как агрессивное преследование одного из членов коллектива школьников со стороны остальных членов коллектива или его части. Его последствия часто приводят к разной по степени психических отклонений и психосоматических заболеваний, а также могут стать причиной самоубийства. Одним из видов травли определен кибербуллинг, затрагивающий больший массив жертв с повышенной силой воздействия. В статье исследованы мотивационные особенности травли и причины, усиливающие его наклонности. Определен портрет жертвы буллинга, характеризующийся следующими качествами: повышенной чувствительностью, тревожностью, физической слабостью, депрессивностью, низкой самооценкой, закомплексованностью, замкнутостью, неуверенностью в себе. Особое внимание уделяется так называемым «свидетелям» травли. Особенно подчеркивается социально значимая роль данной категории лиц, которая может проявляться в различных поведенческих реакциях - от бездействия до активного вмешательства. В рамках статьи определены действенные меры воздействия с целью минимизации негативных последствий психологического и физического воздействия буллинга. Среди них выделены: информационный метод, метод добровольцев, метод психологической помощи, метод видеонаблюдения, правовые беседы. Приведенное исследование определяет сущностные факторы природы буллинга в современной подростковой среде для разработки рекомендаций по противодействию.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Елена Александровна Антонян

Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Email: antonyaa@yandex.ru
доктор юридических наук, профессор кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права

Антон Борисович Баумштейн

Юго-Западный государственный университет

Email: 5068896@list.ru
доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права

Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ // Собрание законодательств РФ. 1996. №25. ст. 2954.
  2. Берковец Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК., 2002. C. 512.
  3. Вилкова А.В. Неблагополучная семья как социально-педагогическая причина, отрицательно влияющая на развитие духовно-нравственных ценностей подростков, совершающих правонарушения // Семейное и жилищное право. 2013. № 6. С. 10-11.
  4. Гиро П. Быт и нравы Древних римлян. Смоленск: Русич., 2001.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML