Неналоговые и налоговые платежи за негативное воздействие на окружающую среду: к вопросу о моделях и их стимулирующей роли при встраивании в экономику России

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Статья посвящена вопросам правового регулированию платежей, взимаемых в порядке реализации принципа платности природопользования (так называемых «экологических платежей»), а также анализу эффективности различных моделей встраивания неналоговых и налоговых сборов в экономику Российской Федерации и зарубежных стран. Актуальность исследования обусловлена инвариантностью используемых в мировой практике подходов к выработке государственной политики управления в сфере снижения негативного воздействия на окружающую природную среду в целом с использованием эколого-экономических стимулов, направленных на обеспечение рационального природопользования в деятельности хозяйствующих субъектов, в частности. Цель исследования заключается в изучении влияния экологических платежей на эффективность природоохранной деятельности и в рассмотрении перспектив развития их стимулирующей роли в целях обеспечения рационального природопользования, а также снижения антропогенной нагрузки на компоненты окружающей среды. Достижение поставленной цели обеспечивается через сравнительный анализ наилучших зарубежных практик в части правового регулирования реализации принципов «загрязнитель платит», «платность природопользования», а также через формирование направлений по совершенствованию российского правового регулирования в этой сфере с использованием комплексной экономической модели, сочетающей фискальные, компенсационные и стимулирующие функции, направленные на повышение эколого-экономической эффективности природоохранной политики. На основе обзора тенденций правового регулирования принципа «загрязнитель платит» авторы проводят общетеоретическую характеристику платежей за негативное воздействие на окружающую среду и предлагают направления совершенствования развития института рационального природопользования. В статье обосновывается вывод о том, что при выборе экономической модели реализации принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде следует акцентировать внимание на стимулирование ответственного природопользования. Это позволит повысить эффективность управления эколого-экономической деятельностью хозяйствующих субъектов, в том числе посредством их мотивации к трансформации производственных процессов с использованием низкоуглеродных, энергоэффективных и других «зеленых» технологий

Об авторах

Марина Анатольевна Вакула

Российский университет дружбы народов

Российская Федерация,

Ирина Анатольевна Умнова-Конюхова

Российский государственный университет правосудия

Российская Федерация, Москва

Ирина Александровна Алешкова

ИНИОН РАН

Российская Федерация, Москва

Список литературы

  1. Андрюшин С.В. Правовые проблемы налогового стимулирования как направления экономического регулирования охраны окружающей среды // Экологическое право. 2021. № 1. С. 19–22. doi: 10.18572/1812-3775-2021-1-19-22
  2. Анисимов А.П., Моторин Д.Е. Правовая природа платежей за негативное воздействие на окружающую среду и перспективы перехода России к экологическому налогу // Гуманитарные и юрид. исследования. 2019. № 3. С. 97–104. doi: 10.37494/2409-1030-2019-3-97-104
  3. Артёмов Н.М., Ячменёв Г.Г. Правовое регулирование неналоговых доходов бюджетов: учеб. пособие. М., 2008. С. 91.
  4. Боголюбов С.А. Развитие экологического права на евразийском пространстве. М., 2020.
  5. Боголюбов С.А. Соотношение экологических политик России и других государств // Экологическое право. 2016. № 4. С. 23–32.
  6. Вагина О.В. Инструменты экономического механизма, способствующие стимулированию хозяйствующих субъектов к рациональному природопользованию // Бизнес, Менеджмент и Право. 2018. № 4. С. 62–64.
  7. Ермакова Е.П. Судебные иски к правительствам и частным компаниям стран Европы о защите климата в рамках Парижского соглашения 2015 г. (Великобритания, Нидерланды, Германия, Франция) // Вестник Пермского ун-та. Юридические науки. 2020. № 49. С. 604–625. doi: 10.17072/1995-4190-2020-49-604-625
  8. Журавлева О.О. Гибкость регулирования и конституционные принципы налогообложения // Право и экономическая деятельность: современные вызовы / отв. ред. А.В. Габов. М., 2015. С. 379.
  9. Зобова Е. Экологические платежи: настоящее и будущее // Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. 2018. № 12. С. 50–59.
  10. Лисица В.Н. Платеж или налог за пользование природными ресурсами? // Юрист. 2004. № 10. С. 44–47.
  11. Лунева Е.В. Понятие и место права рационального природопользования в системе экологического права // Экологическое право. 2020. № 6. С. 35–42. doi: 10.18572/1812-3775-2020-6-35-42
  12. Маюров Н.П., Макаров Д.А. Квазиналоги в сфере экологических платежей // Журнал правовых и экономических исследований. 2021. № 1. С. 72–76. doi: 10.26163/GIEF.2021.12.96.013
  13. Миронова С.М. Экологические налоги и платежи в системе финансового обеспечения экологической безопасности Российской Федерации // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Сер.: Юриспруденция. 2017. № 2. С. 49–55.
  14. Напсо М.Д., Напсо М.Б. Актуальные налоговые инициативы и новации: социально-экономические основы, теоретические подходы и практическое применение // Lex russica. 2019. № 12. С. 135–151. doi: 10.17803/1729-5920.2019.157.12.135-151
  15. Петрова Т.В. Расходы на финансирование капитальных вложений в целях охраны окружающей среды: проблемы правового регулирования и стимулирования // Вестник Московского ун-та. Сер. 11: Право. 2012. № 3. С. 49.
  16. Петрунин А.Т. Экологические платежи // Налоговый вестник. 1999. № 5. С. 88–98.
  17. Пономарев М.В. Плата за негативное воздействие на окружающую среду как механизм экономического стимулирования природоохранной деятельности // Журнал росс. права. 2018. № 4. С. 150–160. doi: 10.12737/art_2018_4_15
  18. Семенча О.Ю. К вопросу о правовой природе природоресурсных платежей // Финансовое право. 2007. № 4. С. 18–23.
  19. Сергеев А.А. Разграничение налоговых и неналоговых платежей: конституционно-правовой аспект // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 1. С. 40, 41.
  20. Трофимов А.А. Налогообложение загрязнения окружающей среды в Китае // Правоведение. 2018. Т. 62. № 4. С. 751–764. doi: 10.21638/spbu25.2018.410
  21. Троянская М.А., Тюрина Ю.Г. Налоги на выбросы в атмосферный воздух: зарубежный опыт // Междунар. бухгалтерский учет. 2018. Т. 21. № 6 (444). С. 672, 673. doi: 10.24891/ia.21.6.670
  22. Хильченко Е.Н., Науменко А.М. Налоговый сбор: юридические признаки // Финансовое право. 2007. № 7. С. 37–40.
  23. Чернявская Н.В., Клейман А.В. Экологические налоги в зарубежных странах: вопросы применения // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2019. № 18 (474). С. 18–27.
  24. Ялбулганов А.А. Правовое регулирование природоресурсных платежей. М., 2021.
  25. Ялбулганов А.А. Экологизация российского законодательства о налогах и сборах: к вопросу об экологических функциях налогового права // Реформы и право. 2014. № 4. С. 25–33.
  26. Alcayaga A., Hansen E., Wiener M. (2019). Towards a Framework of Smart-Circular Systems: An Integrative Literature Review // Journal of Cleaner Production. 221, 622–634. doi: 10.1016/j.jclepro.2019.02.085
  27. Bogojević S. (2020) COVID-19, Climate Change Action and the Road to Green Recovery // Journal of Environmental Law. 32-3, 355–359. doi: 10.1093/jel/eqaa023
  28. Brooks S.A., Keohane N.O. (2020) The Political Economy of Hybrid Approaches to a U.S. Carbon Tax: A Perspective from the Policy World // Review of Environmental Economics and Policy. 14(1): 67–75. doi: 10.1093/reep/rez022
  29. Cao J., Ho M.S., Jorgenson D.W. (2009). The Local and Global Benefits of Green Tax Policies in China // Review of Environmental Economics and Policy. 3(2), 189–208. doi: 10.1093/reep/rep005
  30. Criqui P., Jaccard M., Sterner T. (2019) Carbon taxation: A tale of three countries // Sustainability. 11 (22), 6280, 1–21. doi: 10.3390/su11226280
  31. Dang V.H., Gam P.T., Xuan Son N.T. (2021) Vietnam’s Regulations to Prevent Pollution from Plastic Waste: A Review Based on the Circular Economy Approach // Journal of Environmental Law. 33-1, 137–166. doi: 10.1093/jel/eqaa028
  32. Freeburn L., Ramsay I. (2020) Green bonds: legal and policy issues // Capital Markets Law Journal. 15-4, 418–442. doi: 10.1093/cmlj/kmaa018
  33. Hafstead M.A.С., Williams III R.C. (2020) Designing and Evaluating a U.S. Carbon Tax Adjustment Mechanism to Reduce Emissions Uncertainty // Review of Environmental Economics and Policy. 14-1, 76–84. doi: 10.1093/reep/rez018
  34. Heyes G., Sharmina M., Mendoza J. (2018). Developing and implementing circular economy business models in service-oriented technology companies // Journal of Cleaner Production. 177, 621–632. doi: 10.1016/j.jclepro.2017.12.168
  35. Levi S. (2021) Why hate carbon taxes? Machine learning evidence on the roles of personal responsibility, trust, revenue recycling, and other factors across 23 European countries // Energy Research & Social Science. 73, 1–13. doi: 10.1016/j.erss.2020.101883
  36. Metcalf G.E. (2020) An Emissions Assurance Mechanism: Adding Environmental Certainty to a U.S. Carbon Tax // Review of Environmental Economics and Policy. 14-1, 104–114. doi: 10.1093/reep/rez013
  37. Rose P. (2019) Certifying the “Climate” in climate bonds // Capital Markets Law Journal. 14-1, 59–77. doi: 10.1093/cmlj/kmy032
  38. Tura N., Hanski J., Ahola T. (2019). Unlocking circular business: A framework of barriers and drivers // Journal of Cleaner Production. 212, 90–98. doi: 10.1016/j.jclepro.2018.11.202
  39. Xu Y. (2011). China’s “Stir Fry” of Environmentally Related Taxes and Charges: Too Many Cooks at Work // Journal of Environmental Law. 23(2), 255–283. available at: doi: 10.1093/jel/eqr004

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2023